В Казахстане, так уж получилось, я жил еще при Союзе. И помню, что и как там было при развале, в 90-е. И еще в 2010-х там побывал.
Так что фантазии – они у вас: про депортации и прочее. А у меня жизненный опыт и знание истории.
Что касается окопов... так о дезертиров ноги вытирать – это святое. Почему кто-то из них требует к себе человеческого отношения – только наивностью можно объяснить. И верой, что везде-то такие замечательные люди нужны, все только и ждут, чтобы принять в свое общество, похвалить и наградить. Мол, вот вы какие разумные, европейцы, за все хорошее и против всего плохого. Ящик печенья и бочку варенья вам (на первое время).
Что характерно: поехали те, кто считает себя интеллектуальной элитой - программисты-дизайнеры, блогеры-шмогеры и прочие специалисты по криптовалюте, резиденты хабра. Не поинтересовались - а что это за страна такая, в которую вы едете? Есть ли у нее с Россией дипломатические отношения, например. Или как в местном обществе относятся к русским/россиянам/русскоговорящим.
С первых дней СВО я угораю над коллегами, которые двинули в Грузию и прочие Казахстаны. Типа, там хорошо, свобода и эти... ценности.
Это еще не начали по-настоящему ущемлять. А ведь могут. И захотят.
Все верно: те, кто остались, лучше тех, кто уехал.
В любом обществе, объединенном чем-то кроме страха и предательства, дезертиры и люди без родины – это люди второго сорта. Вы это знаете, и все это знают. Так устроена жизнь. Поэтому те, кто уехал, всегда будут ненавидеть тех, кто остался. А оставшиеся – уехавших презирать.
Можете найти рациональное в этом поступке, объяснить все гражданской позицией, изливать гнев и обиду в комментариях в СМИ. Факт останется фактом: беглецы обеспечили себе низшее место в социальной иерархии (зато не в окопах).
No rest for the wicked, как говориццо...