Эволюционная история бабочек, гребневики-отщепенцы и Паркинсонизм у морпехов

Эволюция бабочек

Бабочки издавна привлекают внимание не только энтомологов-любителей, но и многочисленных ученых-натуралистов. Удивительно, что эволюционная история излюбленного объекта исследования и коллекционирования стала понятна буквально недавно. 15 мая в Nature Ecology & Evolution опубликована статья по филогении чешуекрылых. Специалисты секвенировали 391 ген почти 2300 видов бабочек, охватывающих 92% современных родов, и получили крайне любопытные результаты. Подтвердилось, что чешуекрылые эволюционировали вместе с покрытосеменными растениями, хотя и возникли на 100 млн лет позже цветковых. Выяснилось также, что бабочки произошли от предков ночных травоядных мотыльков в верхнем мелу на территории современной Северной Америки. Позже, примерно 75 млн лет назад, бабочки заселили Евразию, а затем произошла их значительная диверсификация в тропических регионах. Кроме того, сопоставив многочисленные источники, ученые предположи, что гусеницы последнего общего предка бабочек питались бобовыми растениями. Сегодня также почти 70% чешуекрылых — «однолюбы», которые предпочитают только травы семейств бобовые или злаковые, с которыми они коэволюционируют вот уже миллионы лет!

Гребневики — древнийшие животные

Все-таки гребневики оказались сестринской группой по отношению ко всем остальным многоклеточным животным! К такому выводу пришли ученые в новой статье в Nature. Гребневики — организмы, внешне похожие на медуз, но отнюдь им не родственные. А еще есть губки, скажем, всем известная бадяга. Зоологи много лет дискутируют, кто дивергировал раньше всех из ветви Metazoa: примитивные губки или более продвинутые гребневики? Традиционные филогенетические подходы в этом вопросе себя исчерпали, поэтому было решено построить дерево по синтении — консервативному набору и порядку расположения генов на хромосоме. Ученые взяли геномы представителей стрекающих, губок, пластинчатых, билатерий и гребневиков, а в качестве аутгрупп добавили одноклеточных родственников животных (хоанофлагеллят и др.). Несмотря на миллионы лет независимой эволюции, губок, пластинчатых, стрекающих и билатерий объединяют уникальные хромосомные перестройки, которые отсутствуют у гребневиков. Это свидетельствует о том, что именно гребневики — самая первая группа, ответвившаяся от общего ствола животных. Результаты работы имеют принципиальное значение, особенно для понимания становления нервной системы.

Средство для химчистки вызывает паркинсонизм

Растворитель трихлорэтилен (ТХЭ) повысил риск развития паркинсонизма у группы американских ветеранов морской пехоты на 70%. Дело в том, что эти военные в 1970-80-е годы тренировались на базе Лежен в Северной Каролине, где вода была значительно загрязнена трихлорэтиленом. В литературе давно звучали подозрения об опасности молекулы, но сейчас, изучив 85 тыс. медкарт, эпидемиологи показали достаточно четкую связь между растворителем и болезнью Паркинсона. ТХЭ — легко летучая бесцветная жидкость, очень устойчивая в воде и почве. В прошлом вещество пользовалось популярностью в промышленности, применялось в химчистке, для приготовления кофе и даже анестезии. По-видимому, морпехи могли вдыхать соединение, получать его трансдермально или с пищей во время учений, ведь в воде на базе Лежен уровень ТХЭ превышал допустимый в 70 раз! Ранее нейротоксикологи на животных показали патомеханизм ТХЭ: химикат легко всасывается через кожу, проходит биомембраны и ингибирует митохондриальный комплекс I в дофаминовых нейронах мозга, что приводит к их гибели.

Начать дискуссию