Как изменился рынок домашнего персонала за 10 лет?

Вместе с развитием общества, новыми тенденциями в политической повестке меняется и ситуация в отраслях экономики. Сфера домашнего сервиса не исключение. За 10 лет здесь произошла практически революция: отрасль прошла путь от «смотрин горничных» и барина-работодателя – к собеседованиям, трудовым договорам, повышению квалификации.

Агентство по подбору домашнего персонала DomeliPersonal было активным участником и инициатором многих процессов. Но – обо всем по порядку.

Персонал как статус

В начале десятых годов домашний персонал относился к категории тяжелого люкса и доступен был далеко не всем. Позволить себе горничных и личных поваров могли только богатые люди и часто – «с перегибом». Если домработница – то набирали целый штат, если батлер – то в дом брали и дневного, и ночного. То есть персонал был показателем благосостояния и возможностей хозяина.

Горничных и домработниц относили скорее к прислуге, чем к специалистам по решению бытовых вопросов. О должностных инструкциях и речи не было! Не было ни профессиограм, ни курсов повышения квалификации. Не было и ценообразования. Мы отталкивались не от рынка, от возможностей заказчика. Мог он платить бешеные деньги – он всем платил. И он не смотрел на людей, которые работают в доме. Он смотрел на себя, свой статус и как бы подчеркивал, что может на содержание дома тратить по несколько миллионов в месяц.

«Тиндер вживую»

Такая «барская» позиция начиналась еще с этапа подбора персонала. Он проходил в формате конкурса – в коридорчике выстраивались по 10-15 женщин и приезжал заказчик, «хозяин жизни». И начиналась забава. Перед ним вереницей проходили соискатели. Но он не оценивал их профессионализм, ему было без разницы на опыт, ценности, мотивацию, образование. Выбор происходил чисто субъективно «нравится-не нравится» – это был словно живой тиндер.

Помню, как я противилась такому формату и в какой-то момент совершила, по сути, переворот. Я сказала своим клиентам, что агентство больше не работает по конкурсам. А переходит на персональный подбор кандидатов. «Вы скажите, кто нужен, и я вам подберу максимум трех специалистов. И буду убеждена, что они вам подходят, потому что вы со мной подробно поговорили, сформулировали конкретный запрос» – так мы от «смотрин» перешли на формат собеседований. Задавать конкретные вопросы и работать точечно я решилась как раз 10 лет назад.

Уже не прислуга!

За эти годы люксовые дома, конечно же, остались, но на порядок выросла осознанность в отношении к персоналу. Делегирование бытовых вопросов стало явлением достаточно массовым – тот же клининг, няни, водители. Больше стало людей, кто приходит в эту сферу. Растут зарплаты и сам персонал в своем профессиональном позиционировании. Это уже далеко не прислуга, а специалист со своим набором навыков и должностных обязанностей. Заключаются трудовые договора, есть возможности для повышения квалификации – 4 года назад мы открыли первый в стране лицензированный обучающий центр домашних профессий.

По прошествии 10 лет рынок стал более профессиональным. Мы можем говорить про права и границы домашнего персонала, это образованные и уверенные в себе специалисты, перед которыми у работодателя есть определенные обязательства. Барины и "решалы", которые забирали у домработниц паспорта, остались в прошлом. И это не может не радовать.

Как изменился рынок домашнего персонала за 10 лет?
Начать дискуссию