Большинство позиций в работе с семьями предполагает постоянный контакт с людьми. В разной степени, конечно, – гувернантка или няня общаются с работодателями явно больше, чем, например, садовник. Тем не менее, для каждого специалиста домашнего сервиса важно иметь развитые навыки общения, уметь рационально реагировать на критику, знать правила этикета, следить за своими словами и поступками.
Не выдержали…
В практике агентства сотни примеров, о которых рассказывают и клиенты, и соискатели, – когда сотрудничество завершалось именно из-за коммуникативных нестыковок. Недавно домработница не выдержала конструктивных замечаний и заявила: «Знаете, ваша консьержка права, что у вас здесь никто не задерживается!». Нужно ли говорить, что это был ее последний рабочий день?
Неловкая ситуация возникла и с помощником по хозяйству с 10-летним опытом и хорошими рекомендациями. Он проходил собеседование на объекте будущего трудоустройства и искренне так сказал работодателю: «Вы при мне, главное, на свою жену не кричите». Казалось бы, брошенная по-простецки, по-мужицки фраза – но она принижает работодателей. А значит, в коммуникации домашнего персонала должна быть исключена.
Видеть в масштабе
Контролировать нужно не только слова, но и манеру поведения. Тоже один из свежих примеров: подобрали кандидатуру и заключили договор на грудничковую няню, хотя до родов оставалось еще несколько недель. Она получала зарплату, даже не приступив к своим основным обязанностям. Возможно, поэтому пыталась «отработать» эти деньги, буквально атакуя будущую маму своим вниманием. Няня была настолько навязчивой и не соблюдала субординацию, что пришлось расстаться.
Может, у нее и были высокие коммуникативные навыки, но отсутствовало системное мышление и умение «подняться над ситуацией». Тогда бы няня смогла увидеть все происходящее в масштабе и понять, что не нужно лишний раз тревожить женщину в положении, которой скоро рожать. И коммуникабельность, и мышление важны для любой профессии, но для нянь особенно, ведь их работа подразумевает постоянный контакт с разными людьми – детьми, родителями, другим персоналом. Умение эффективно общаться помогает установить доверие, понимание и уверенность с клиентами, а также предотвращает недоразумения, конфликты и возможные риски.
Есть решение!
Доказано, что именно прокачанные «мягкие навыки» становятся твердым фундаментом для дальнейшего роста. 75% успеха в любой области (и домашний сервис – не исключение) обеспечивают не столько профессиональные знания, сколько soft skills. Это умение справляться со стрессом, работать в команде, самостоятельно обучаться, гибкость, коммуникабельность. К сожалению, в нашей системе образования не прививают эти навыки.
Но есть и хорошая новость: им можно обучиться и их можно проработать! В программу курсов единственного в России лицензированного центра домашних профессий SAGA обязательно включены разделы «Самопрезентация и профессиональное позиционирование», «Способы успешного прохождения собеседования. Основы ведения переговоров». Эти навыки крайне важны для каждого специалиста, потому что, как известно, не будет второго шанса произвести первое впечатление!
На обучении, в частности, мы проводим глубокую распаковку, вытаскиваем все скиллы человека и в итоге упаковываем в формат резюме. А также формируем презентацию о нем как о специалисте – короткую, емкую и яркую. Такая работа помогает не только раскрыть и показать все сильные стороны, но и повышает уверенность в собственном профессионализме, а также помогает установить контакт с работодателем. Он понимает, что нанимает не прислугу, а специалиста, который берет на себя решение его бытовых задач и обеспечивает комфорт его семье. И за это он готов платить выше рынка.
А как считаете вы, что важнее для домашнего персонала – опыт или коммуникативные навыки?