Почему вы никогда не построите компанию в стиле Маска или Джобса

На одном из платных сервисов rbc вышла статья (моя), прочитать которую можно только по подписке. Дублирую ее как эксклюзив для моих подписчиков на vc, без рубрик, исключительно на блоге, шёпотом. Корректура от редакции минимальная - редкий для меня случай.

У каждого бизнеса свой «темперамент», который передается ему от создателя. Мотивы предпринимателя прямо влияют на то, сможет ли компания добиться успеха. В некоторых случаях шансов построить бизнес-империю просто нет. Рассмотрим, что с этим делать

Когда авторы пишут статьи про секреты успеха - Илона Маска, Стива Джобса, Генри Форда и т.д. в зависимости от того, кто сегодня эталон, - они, в общем-то, подтасовывают карты. В любом бизнесе есть свои «фишки», которые повышают его эффективность - даже в самом заурядном, или в обанкротившемся. Но эти «фишки» не имеют прямого отношения к успеху. Проверить это просто: если вы повторите действия успешных бизнесменов, скорее всего у вас такого успеха не будет.

Вы не построите Икею, если будете летать эконом классом, жить в отелях 3* и даже если, будучи алкоголиком, сможете планировать свои запои, как Ингвар Кампрад. Вы не создадите твиттер, если будете просто заниматься тем, что вам нравится делать, и у Джека Дорси идеи с массажем для программистов и службой доставки провалились. И если у вас есть сидром Аспергера, как у Илона Маска, совершенно не обязательно получится запустить ракету в космос.

Мотивация предпринимателя – одна из признанных многими причин успеха. Правда и тут сразу возникает иллюзия, что мотивация людей, создавших успешные бизнесы, действительно имеет общие черты, которые и привели их к успеху. Но нет, не имеет. Плохая новость в том, что даже если причина у чьего-то успеха есть, ее нельзя повторить. Точно так же, как нельзя прожить жизнь другого человека. Хотя истинная причина создания бизнеса, безусловно, существенно определяет его будущее. Остальное, похоже, доделывает случай.

Итак, какие есть причины создания бизнеса, и как это влияет на его размеры, будущее и деньги. Мы поговорим про пять ведущих мотивов, хотя надо понимать, что это такая же типология, как темпераменты, типы личности или что-то аналогичное – в чистом виде их не существует, каждый случай предпринимателя уникален. Но выделение типов помогает нам упорядочивать реальность.

Деньги для жизни

Самый распространенный мотив создания бизнеса. Думаю, если взять все бизнесы в штуках, а не в деньгах, то это будет около 70-80% общего объема. Это тот бизнес, который всегда остается малым. Когда бизнес растет, ему приходится пройти неизбежный этап убыточности - надо вкладывать больше, чем забирать. Владельцы бизнеса, смысл которого в деньгах на жизнь, не готовы к такому. И это минус, с точки зрения объема денег.

Но есть и плюсы. Такие бизнесы редко бывают убыточны. Они дают немного, но история "мы год теряем деньги" не про них. При этом они могут быть очень «живучи», сюда относятся семейные бизнесы, ранее передававшиеся из поколения в поколение. Их девиз: «Бизнес должен приносить деньги».

Помните диалог из фильма «Социальная сеть»?

Саверин:

- Бизнес должен приносить деньги.

Цукерберг:

- Это еще не бизнес.

"Социальная сеть" 2010

Желание что-то кому-то доказать

Зачастую доказывать что-то хочется именно родителям. Задумывался ли кто-то над тем, что Стив Джобс был внуком двух богатых людей? Дед Стива был сирийским миллионером, и благодаря этому отец Стива смог уехать учиться в Нью-Йорк, где познакомился с его будущей матерью, немкой. Рождению Стива, похоже, никто не был рад - в некоторых источниках пишут, что его мать решила отказаться от него после того, как ее отец (второй дед Стива) пригрозил лишить ее наследства.

Получается, что, будучи внуком двух состоятельных людей – сирийца и немца – Стив был усыновлен небогатой семьей, которая всю жизнь копила на колледж для своего приемного мальчика, потому что мать Стива согласилась отдать его только при условии, что новые родители оплатят ему колледж.

Мотивация такого предпринимателя безудержна. Эти люди вкладывают в свои проекты колоссальную энергию, не замечают границ, начинают снова и снова, пока не получат что-то грандиозное, или пока не сломаются тем или иным способом. За такой мотивацией всегда стоит психологическая травма. К сожалению, даже такой огромный успех в бизнесе, как у Стива Джобса, не позволяет эту травму исцелить. Как говорят психотерапевты, успех работает на укрепление травматического барьера. Травматический барьер защищает человека от чувств, с которыми он когда-то не мог справиться и которые так и остаются внутри, надежно отделенные от всего остального.

Власть

Еще один мотив, в результате которого бизнесы превращаются в мощные компании. Правда в том, что ради этого мотива люди не только создают бизнесы, но и, например, стараются попасть в государственные органы управления, идут работать с детьми или в медицину, становятся военными. Власть воспитательницы над ребенком или хирурга над пациентом на операционном столе не меньше, чем власть того, кто определяет, будут ли продаваться в этой стране лицензии Microsoft. В фильме «Пираты Силиконовой долины» Билл Гейтс говорит:

Знаете закон выживания? Надо быть нужным людям. Надо заставить их нуждаться в том, что у тебя есть. У них просто не останется иного выхода

"Пираты Силиконовой долины", 1999 г.

Программное обеспечение, ритейл, торговые центры существенно влияют на то, что попадет на наш монитор, на наш стол, в наш гардероб. Про банки и страховые компании вы сами все понимаете.

Праздный интерес

Практически все технологические монстры (Apple, Facebook, Вконтакте и т.д.) имеют в числе собственников «изобретателя». Стив Возняк в одиночку собрал первый Apple, чтобы бесплатно поделиться им с другими. Не будь по близости великого комбинатора Стива Джобса, не стал бы Стив Возняк миллионером. Такие люди участвуют в бизнесе «просто потому, что им интересно делать ту штуку, которую они уже начали делать (персональный компьютер, социальную сеть – не суть). Деньги они могут не замечать совсем.

Биографы любят историю о том, как в 1973 году Джобс попросил Возняка сделать прототип печатной платы для компании Atari, который тот создал за 4 дня. Награду Джобс поделил по своим принципам: 350$ из 5000$ отдал изобретателю, остальное оставил себе.

Я не умею думать как богачи, другие умеют, но не я. Конечно, этому можно научиться, но 100 млн $, боже! Учиться придется долго

герой фильма "Пираты Силиконовой долины" Стив Возняк, 1999

Состояние Стива Возняка на текущий момент все еще составляет около 100 млн $.

Замена пустоты

При такой мотивации предприниматели пытаются создать замену ребенку или родителям, с которыми что-то случилось, или которых никогда не было. Например, когда бизнес является заменой не случившегося или умершего ребенка, он имеет все шансы на жизнь, хотя большим, скорее всего не будет. Большой бизнес теряет душу, а тут душа имеет критичное значение. Когда собственник относится к бизнесу, как к ребенку, это неплохо, потому что любой бизнес, как и ребенок, нуждается в ресурсах, внимании и определенной воле, чтобы делать то, что надо.

«Бизнес-родитель», наоборот, отличается тем, что от него многого хотят, но часто он не может даже начаться, не может стать бизнесом, как раз потому, что ему не хватает внимания, ресурсов и воли. Часто его начинают, потому что «устали работать на дядю». У предпринимателя появляется идея, что в своем бизнесе он не будет ни на кого работать, а будет только получать - большие деньги, стабильность, безопасность. Но бизнес – это вообще не про получать деньги. Деньги – это критерий состояния бизнеса в моменте, как температура тела или внешний вид у человека или животного. И даже если они есть в бизнесе, это совершенно не означает, что их можно оттуда забрать. Если вы становитесь собственником бизнеса главным образом для того, чтобы получать больше денег – ваш бизнес просто не сможет жить.

Так что же считать успешным бизнесом? Мы не можем поменять свои мотивы, их можно только удовлетворить, и тогда появятся новые. Если нам нужна власть, мы не прекратим ее хотеть, пока не получим. Если нам сильно не хватило родительского ресурса, мы не можем перестать в нем нуждаться. Если травма движет нами и рождает в нашей душе одновременно надежду на исцеление и страх встречи с тем, от чего мы хотим исцелиться, мы не сможем противостоять этому.

Ян Якоб Стам, один из ведущих специалистов в области системного подхода в работе с организациями, долгое время считал даже, что и ведущий принцип организации (причина его создания) вообще не может быть изменен. Даже если компанию покупает новый собственник. Однако, международный опыт показывает, что изменить ведущий принцип организации вполне возможно, правда для этого приходится разрушить первую версию бизнеса почти полностью.

Успешный бизнес – это тот, который дает своему собственнику реализовать ту истинную причину, ради которой он его создает, и двигаться дальше. Поэтому лучшее, что можно сделать для своего бизнеса – это понять причины его создания, признать их и постараться сделать так, чтобы у вас это случилось – с помощью ли бизнеса или другим, может быть, более подходящим, способом. Например, в эту субботу стартует новый формат групп для предпринимателей

Ссылка на первоисточник

123123 показа
170170 открытий
Начать дискуссию