Стратегическая сессия - как провести и встать на путь изменений

Всем привет. В этом материале я расскажу, что такое стратегическая сессия, как к ней готовиться и какие ошибки часто совершают руководители и их команды на примере ряда кейсов из собственной практики.

Для начала, давайте поймем, когда возникает необходимость организации стратсессии. На рынке есть заблуждение о том, что стратегические сессии необходимы только большим зрелым компаниям, которые остановились в развитии и должны найти новые точки роста. На деле же, стратсессия - это такой же инструмент, как и любой другой, рассчитанный на рост бизнеса. Любому бизнесу на любом этапе иногда стоит взять паузу и посмотреть на все со стороны. Основная задача стратегической сессии - определить текущие ограничения, риски и точки роста. Другими словами - нужно подняться на helicoper view и взглянуть на текущую ситуацию извне. Видения собственника тут недостаточно, так как его взгляд часто «замылен» операционкой, а также ограничен экспертизой в том направлении, в котором у него имеется больше всего знаний. Кроме этого, основа стратсессии - это методологии, которые применимы к любым сферам бизнеса.

По своей практике я могу выделить следующие основные проблемы, когда ее необходимо проводить:

1. Нет роста или он медленный

Ваш бизнес "уперся в потолок". Вы точно знаете, что он может расти быстрее, но существующие практики в компании уже изжили себя.

2. Нужно понять - куда и как двигаться

Компания нуждается в анализе существующих трендов рынка, запуске новых продуктов и направлений. Необходимо выявить проблемные моменты, которые мешают вашей компании лучше.

3. Нет синхронности

Каждый из департаментов занимается своими операционными задачами, преследуя свой интерес. Нет мотивации к выполнению единых стратегических целей компании. Коллектив не понимает, к чему движется компания.

4. Нужны новые инструменты

Необходимо провести трансформацию бизнеса. Внедрить принципы продуктового мышления. Научить коллег мыслить метриками и проверками гипотез.

Веду стратсессию в одной из крупных компаний в сфере ритейла<br />
Веду стратсессию в одной из крупных компаний в сфере ритейла

Ключевые ошибки

Любая стратегическая сессия должна начинаться с брифования собственника или, как минимум, управленческой команды. Во-первых, это нужно для диагностики текущего состояния дел, во-вторых - для постановки правильных целей. Сначала мы проводим персональные встречи с первыми лицами и ТОП-менеджерами компаний (7-10 дней). На основании этого составляется план проведения сессии. По результатам первых встреч формируем цели и производим дополнительный сбор информации. Проводим мотивационную встречу (онлайн или лично) для всех участников стратсессии (1 день). Основная проблема на этом этапе часто заключается в том, что если собственник или CEO не донес до управляющего состава - для чего мы это делаем, то все это превращается в формальную встречу, на которую придут низкомотивированные сотрудники только потому, что «руководитель заставил».

Еще одной ошибкой является то, что многие делают максимальный фокус именно на стратегии, но забывают про execution. Мало все проанализировать и составить план. Обязательно должен быть еще один план - по внедрению выработанных методологий и инструментов. Этот этап даже более важен, так как при любых других раскладах все это останется красивыми словами на бумаге. Стратегическая сессия затрагивает все этапы реализации, включая команду, финансы, сам продукт и т.д.

Также нужно понимать, что проводить стратегическую сессию должны квалифицированные люди, наделенные необходимой экспертизой. Некоторые компании, которые хотят сэкономить на привлечении таких специалистов или консалтинговых компаний устраивают стратсессии самостоятельно. В результате, вместо стратегической сессии они устраивают совещания, на которых пытаются сформулировать некий «план на год». По сути, это просто очередное совещание. Результатом таких встреч часто бывает перекладывание ответственности в надежде, что CEO или топ-менеджеры сами придумают себе планы на год, и ключевое слово здесь «придумают», в том время как неаргументированные и безосновательные планы вряд ли приведут компанию к сверхрезультату.

В случае проведения стратсессии силами HRD или CEO результат вообще часто резко отрицательный, так как замыленность взгляда на текущую ситуацию в бизнесе не дает сформулировать ничего нового, сессия проходит без инструментов и шаблонов, имеет предвзятое отношение к «любимчикам» в команде и вообще не соблюдаются регламенты и тайминг.

Сторонний консультант же имеет насмотренность разных сфер и бизнесов с разными бизнес-моделями, не имеет ангажированного отношения к сотрудникам и выступает строго в роли интересов стейкхолдеров процесса и акционеров.

Сроки, тайминг и особенности локации

Я рекомендую выделить минимум одну неделю на подготовку к стратсессии и два дня на ее проведение. Кроме этого, нужно уделить большое внимание тому, где стратсессия будет проходить. Это обязательно должно быть просторное помещение, хорошо проветренное и светлое. Если у вас нет просторного офиса, то локацию лучше арендовать и в ней должно быть все необходимое: проектор, флипчарты, экран, стикеры, ручка, бумага и т.д.

Посадка должна быть не по «театральному» принципу, а буквой П, чтобы все видели друг друга.

Что касается проведения статсессий онлайн - это возможно, но в некоторых случаях не так эффективно, как очная встреча. Мы проводим стратсессии со своими клиентами онлайн - когда количество участников в ней до 8 человек. Для этого используется зум и иногда в зуме выделяются отдельные аудитории/комнаты, куда люди могут уходить для выполнения заданий.

Для каждого задания должен быть определен строгий тайминг. Также важно определить способы фиксации результатов на сессии и формат итогового документа.

Стратегическая сессия - как провести и встать на путь изменений

Кто должен присутствовать на сессии?

  • Обязательно все ключевые руководители
  • Отличная практика - приглашать на нее ключевых клиентов и партнеров, которым вы доверяете
  • Внешние эксперты/консультанты/независимые директора

Кого не берем на стратегическую сессию

  • С кем уже решили расстаться
  • Кто токсичен и не лоялен к компании
  • Кто не внесет никакую ценность в стратегию
  • Кто просто будет зрителем

Про миссию компании и ценности

Основой для стратегической сессии является понимание ценностей компании, которые должны отражаться во всем: в маркетинге, в команде и продукте. Многие руководители относятся к миссии, как к галочке в чек-листе, когда это нечто формальное, типа есть же миссия у Google и Apple, пусть у меня тоже будет, это модно. Ошибочным также является мнение, что миссия - это один раз и навсегда. На самом деле - миссия компании может и должна корректироваться исходя из планов по текущей трансформации. Должно быть четкое понимание о том, что отличает вашу компанию от других, что является ключевой ценностью и т.д. Причем я часто сначала опрашиваю руководителей на этот счет по отдельности, а потом выдаю результат всем, который часто вызывает недоумение, так как понимание оказывается у каждого свое. Это значит, что компания не имеет собственной ДНК и все действуют либо в своих интересах, либо, чтобы «начальник был доволен».

Отдельную роль здесь играет департамент маркетинга, который должен иметь четкое понимание атрибутов бренда компании и то, в чем выражаются эти атрибуты на деле, какие маркетинговые обещания дает компания.

Стратегическая сессия - как провести и встать на путь изменений

Про продуктовое мышление

Отличие стратегических сессий, которые провожу я и моя команда заключается в том, что кроме стандартных инструментов по формированию стратегии я помогаю внедрять в компаниях продуктовое мышление, которое пришло к нам из IT. Заблуждением является то, что, например, Agile и другие методологии являются атрибутом преимущественно IT-компаний. На самом деле, многое из того, что создается в глобальных цифровых компаниях применимо абсолютно в любых бизнесах. Все, без исключения, компании должны научиться мыслить ключевыми бизнес-метриками, понимать и строить свою юнит-экономику, использовать методологии Customer Development для того, чтобы лучше понимать своих клиентов. Успешно совмещая методы построения стратегии с внедрением продуктового мышления вы можете создать действительно сильную платформу для будущих изменений.

Кейс из практики: стратсессия для крупного селлера на маркетплейсах

Приведу пример. Недавно, одним из наших клиентов на проведение стратегической сессии стал достаточно крупный селлер на маркетплейсах. Он уже являлся лидером в двух крупных товарных категориях и у компании возник запрос на формирование продуктовой стратегии и масштабирование. Их ключевые ниши связаны с одеждой. Это был особенно интересный проект, так как моя экспертиза уже была связана с маркетплейсами. На тот момент уже действовала программа наставничества «Маркетплейс 2:0».

Итак, первое, что я предложил сделать, это определить ключевые компетенции компании и команды. После анализа текущих процессов и интервью с командой мы выделили две главные компетенции: понимание трендов дизайна одежды и работу с логистикой.

Одновременно с этим мы глубоко погрузились в юнит-экономику, так как это ключевая история в работе на маркетплейсах, выделили ключевые бизнес-метрики. Но, что самое интересное, когда мы работали над стратегией, мы поняли, что следующим шагом для масштабирования должно быть создание собственного онлайн-магазина с собственной доставкой, так как у ребят уже была полноценная продуктовая линейка и достаточно много SKU. Анализ рынка и конкурентов подсветил нам потенциальную зона риска, связанную с тем, что комиссии маркетплейсов в перегретых категориях будут расти, как и количество конкурентов, при этом мы до сих пор не имеем собственную клиентскую базу, которая, согласно обновленной стратегии, должна стать ключевым активом.

Маркетплейсы дали хороший старт, но это было привлекательно только на первом этапе двух лет работы. В результате, итогом стратегической сессии стала цель - построить полноценный D2C-бренд. Благодаря этому, компания бы смогла выстраивать коммуникацию напрямую с потребителем, более эффективно внедрять атрибуты своего бренда и повысить маржинальность. В маркетинге мы решили сделать акцент на работу с лидерами мнений, на интеграции и спецпроекты с блогерами.

Заключение

Стратегическая сессия для вашей компании - важный инструмент планирования для кратного роста бизнеса. На основании проверенных подходов, методологий и внедрения продуктового мышления она позволяет подсветить многие проблемы, направить и синхронизировать команду, выработать новые подходы и увидеть точки роста. После того, как новая стратегия сформирована, собственнику или CEO необходимо эффективно выполнять функцию контроля над внедрением того, о чем вы договорились с командой. Для этого полезно использовать сторонних трекеров или представителей команды, которая помогала вам с организацией и проведением стратсессии. Не забывайте про этот важный этап внедрения.

Ну а тем, кто еще не проводил у себя стратегическую сессию - приходите к нам на первичную бесплатную диагностическую сессию. На ней мы подробно обсудим ваш запрос, сформулируем цели и договоримся о возможном формате работы. А, самое главное, подскажем, как реализовать новую стратегию с помощью внедрения продуктового мышления и крутых IT-методологий.

Успехов Вам и эффективных стратегий!

Начать дискуссию