Сторителлинг в публичных выступлениях или 3 главных задачи спикера

Знакомьтесь, это – Уолтер Уайт, известный наркоделец.

Уолтер Уайт https://www.today.com/entertainment/breaking-bads-walter-white-how-we-hate-you-root-you-6C10875238  Photo Credit: Frank Ockenfels/AMC
Уолтер Уайт https://www.today.com/entertainment/breaking-bads-walter-white-how-we-hate-you-root-you-6C10875238  Photo Credit: Frank Ockenfels/AMC

Это – талантливый мистер Рипли, убийца трёх человек.

https://data.whicdn.com/images/234094624/original.png
https://data.whicdn.com/images/234094624/original.png

Это – Френк Андервуд, циничный политикан.

Скажите, кому-то из нас нравятся убийцы, наркодельцы, политиканы? Уверен, они никому не нравятся. Но почему-то, когда мы смотрим сериалы, мы болеем за них. По какой-то причине мы хотим, чтобы нарколабораторию Уолтера Уайта не накрыли, мистера Рипли – не вычислили, а Френк Андервуд – стал президентом США. Почему так происходит?

Получается, люди сами по себе – не хорошие и не плохие. Все дело в том, как нам их представили, как нам о них рассказали. То есть, все дело в истории.

В чем сила истории? История помогает нам изменить точку зрения, угол обзора.

Обычно мы смотрим на мир своими глазами, но Ницше говорил: чтобы увидеть мир во всей его полноте, нужно взглянуть на него тысячью глаз: и глазами другого человека, и птицы, и дельфина, и летучей мыши (летучей мыши особенно, почитайте Юваля Харари), кометы, кого угодно. Только тогда мы сможем по-настоящему увидеть мир. И именно истории помогают нам увидеть мир глазами других.

Другие это Ад, говорил Сартр. Но только до тех пор, пока мы смотрим на этих самых других из своей собственной перспективы. Только до тех пор, пока мы не увидели мир их глазами. А как только увидели — то обнаружится, что Уолтер Уайт никакой не наркоделец, а несчастный человек, у которого непоправимый диагноз и единственное, что он хочет, это заработать денег на достойную жизнь его семьи. И как только мы увидели мир глазами Уолтера – мы начинаем за него болеть.

В этом и есть сила хорошей истории.

https://i.pinimg.com/originals/89/02/be/8902bea849dbfd3db7fa70989d6103b4.png
https://i.pinimg.com/originals/89/02/be/8902bea849dbfd3db7fa70989d6103b4.png

Но. Одной лишь хорошей истории – недостаточно. Нужна хорошо рассказанная хорошая история. Только тогда мы сможем по-настоящему проникнуться героем и полюбить его.

Но так же и в бизнесе. Нужен не просто хороший проект (или продукт, или бренд). А нужен такой проект или продукт, который мы можем правильно представить, о котором можем хорошо рассказать.

Питчим ли мы его перед инвесторами, защищаем ли на совете директоров или рассказываем о нем на конференции, нам нужно не просто бизнес-выступление, а хорошо подготовленное бизнес-выступление.

Все мы были свидетелями такой ситуации: люди сделали отличный проект, проделали огромную работу, и каким-то чутьем мы понимаем, что проект – крутой. Но, слушая презентацию спикера, проект выглядит как-то невзрачно, блекло и несоразмерно той работе, которая была проделана. И в итоге аудитория — инвесторы, клиенты, партнеры — не могут по достоинству оценить масштаб проекта. И только лишь потому, что бизнес-выступление не было конгениально проделанной работе.

Почему так происходит? Спикеры часто думают, что чем больше они скажут о проекте, тем будет лучше. И появляются громоздкие тысяча-пятьсот-слайдов в-Power-Point, немного о том, немного об этом, вот ещё не забыть бы про пятое и десятое...И в итоге все выступление разваливается и рассыпается. Инвесторы уходят, клиенты тянутся к смартфонам, сотрудники скучающим взглядом посматривают на часы.

Потому что не все спикеры помнят, что хорошее выступление — это не когда всем обо всем, а когда кому-то конкретно – о чем-то важном.

Итак, какие главные задачи стоят перед спикером? Их три (и они ровно те же, что и у создателей сериалов):

– привлечь и удержать внимание аудитории,

– по возможности – эмоционально вовлечь ее, и

– передать смысл.

На этапе подготовки бизнес-выступления спикеру следует продумать три основных момента: с чего я начну, чтобы привлечь внимание; как продолжу, чтобы удержать внимание и вызвать эмоции, и – главное –, как закончу, чтобы передать смысл.

То есть нам нужна композиция, нам нужна структура. И техники и приемы сторителлинга как раз и помогают создать такую эффективную композицию и структуру бизнес-выступления, чтобы люди увидели мир (проект, продукт) вашими глазами.

Хорошая новость в том, что у вас уже есть самое главное: у вас уже есть хорошая история, хороший проект и продукт. Единственное, что вам осталось— это хорошо о нем рассказать.

И для этого необязательно проходить дорогостоящие тренинги или индивидуальные сессии. В принципе, можно справиться и самостоятельно: главное помнить о том, о чем помнят все создатели сериалов: внимание, эмоции и смысл.

Хорошо рассказать о вашем проекте и продукте означат сделать так, чтобы Ваши клиенты, инвесторы, сотрудники, руководители увидели мир вашими глазами и по достоинству оценили то что вы делаете. И болели за вас, как мы болели за Уолтера Уайта.

Бизнес-выступление необязательно должно быть скучным и рассыпчатым. Оно может быть увлекательным, как сериал. Важно помнить о том, что, рассказывая свою историю, мы помогаем людям увидеть мир нашими глазами. А это ли не самое ценное что мы можем дать другим: наш опыт и наш мир. Делая классные проекты и классно рассказывая о них, мы делаем так, что люди будут за нас болеть.

Ярослав Катаев: консультант по бизнес-сторителлингу и тренер спикеров. Ведет тренинги по сторителлингу для ведущих брендов ("Газпром нефть", Microsoft, "Улыбка радуги", "Газпром экспорт" и проч.), а также читает курс по сторителлингу для студентов бизнес-школ и ВУЗов.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Ярослав, просто хочу сказать огромное спасибо за книгу "Во все тяжкие бизнес-сторителлинга. PR и маркетинг эпохи HBO"! Читала три дня внимательно, конспектировала. Буду использовать полученную информацию при написании своих историй. Очень интересно и понятно написано. Большое человеческое спасибо!