Возможно ли ведение образовательной деятельности без лицензии?

В последнее время слишком часто появляется запрос на разъяснение возможности вести образовательную деятельность без лицензии. И объяснений на эту тему среди статей в интернете или подкастов можно найти у каждого второго юриста. Рассмотрим этот вопрос с точки более, чем десятилетней практики и опыта в сфере образования, а не со стороны дословного знания законов и нормативных актов.

Зачем нужна образовательная лицензия?

Обойдёмся без интриги - сейчас заниматься обучением без лицензии практически невозможно, а главное, накладно из-за штрафов и бесперспективно для развития. Все эти вопросы постоянно появляются из-за того, что получение лицензии, дело ресурсозатратное, а закон звучит так, словно реальность можно разделить строго на чёрное и белое.

Так что же такое лицензия и, что относится к образовательной деятельности? Лицензия - это разрешение от государства. Так как в Российской Федерации именно оно гарантирует качество предлагаемого образования, то при помощи лицензии государство еще на стадии запуска деятельности определяет, может ли соискатель обучать других. По аналогии с водительскими правами, когда государственный орган только после проверки потенциального водителя выдает или не выдает права на вождение транспорта. И сейчас политика государства направлена на еще более строгое контролирование отрасли обучения. Здесь речь идет о любых системах передачи знаний, навыков или умений от одного человека другому.

Подробно все нюансы и требования к ведению образовательной деятельности определяются Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1490. Чтобы получить разрешение, соискатель подробно разъясняет в заявке лицензирующему органу, что его деятельность образовательная и вести ее планируется в соответствующих условиях. Закон определяет это понятие, как реализацию конкретных образовательных программ. И здесь вспоминаем про черное и белое. То есть можно было бы предположить, что отсутствие этой самой программы дает возможность не тратить время и силы, ведь образовательная лицензия не нужна. Но очевидных признаков образовательной деятельности из закона хватает: наличие программы, которая представлена специальным документом «рабочей программой» или в виде учебного плана, или расписания занятий; штатные или оформленные по договору преподаватели; регулярная проверка и оценка знаний. Многие думают, что если деятельность не имеет этих признаков, то лицензия не нужна, т. к. это не образование. Признаков для инициации проверки Лицензирующим органом намного больше. Роскомнадзор или подведомственный ему орган исполнительной власти субъектов, отвечающий за выдачу лицензии (в Москве это Департамент образования и науки города Москвы), проводят проверки, и предписывают получение лицензии и по другим неявным признакам:

1. ОКВЭД. Даже если, например, онлайн-школа работает на основании патента с классификацией 85-41 – это уже признак образовательной деятельности.

2. Формат передачи навыков и знаний не обязательно должен оцениваться в процессе реализации. Документ об окончании ученикам может не выдаваться. Достаточно пообещать конкретные результаты после прохождения курса. Под внимание проверки попадают любые вебинары, семинары, курсы с применением исключительно электронного обучения, прогревы или продажи.

3. Привлеченные эксперты или кураторы не обязательно оформляются по договору ГПХ или штатно. Любой гость, который дает аудитории дополнительные теоретические или практические знания - потенциальный повод для проверки и выписки предпринимателю штрафа и предписания для оформления разрешения.

4. Вытекающие друг из друга темы занятий или анонс связанных уроков становятся альтернативой учебному плану и тоже являются признаком услуг передачи знаний.

Также к черно-белому восприятию мира можно отнести утверждение, что услуги, которые не входят в перечень услуг по реализации 20 образовательных программ из Постановления о лицензировании образовательной деятельности, не подлежат лицензированию. Это не так. Если услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций (а они не входят в список) имеют хоть один из прямых или неявных признаков образовательной деятельности, эти услуги обязательны к лицензированию. Достаточно в группе соцсети выложить план занятий курса или на канале семинара представить наставников, которые будут вести группу, проверять домашние задания и отвечать на вопросы, это уже признаки для оформления разрешения.

Кто может осуществлять образовательную деятельность без лицензии?

Несмотря на жесткие требования государства, есть целых два законных варианта, когда действительно можно обойтись без лицензирования:

1. Когда самозанятый или индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность лично - без лицензии, он сам обучает людей без привлечения дополнительных помощников. Обычно вопрос нужна ли ИП лицензия на образовательную деятельность, возникает, когда встает вопрос о дополнительных специалистах, которые помогают организационно. У него могут быть оформленный бухгалтер или IT-менеджер, администратор, но никто кроме одного-единственного человека не должен участвовать именно в учебном процессе. Обычно это формат репетиторства. То есть могут быть помощники, которые сопровождают предпринимателя в его работе, но при этом к передаче аудитории знаний не относятся.

2. Организации, расположенные на территории инновационного центра «Сколково». В этом случае допустимо не лицензироваться.

В других случаях, даже если кажется, что вы ведете деятельность, которая в соответствии с нормативными актами и законами не позиционируется как образовательная, лучше обратиться к специалистам для проверки. Мы оперативно проверим ваш бизнес, поможем разобраться с административным регламентом и дадим необходимые рекомендации https://xn----7sbacddwcmfkjz2afcd7a8aj6qua.xn--p1ai/

Спорные вопросы для мягких ниш.

Популярные сейчас просветительские направления, в которых сложно оценить эффективность навыков, с первого взгляда не нуждаются в лицензировании: творческие курсы, школы личностного роста, курсы общей психологии, межличностных взаимоотношений или эзотерика. Онлайн-школы «одного мастера» или просто блогеры активно продвигаются в таких направлениях и часто не замечают, когда переходят к образовательной деятельности, думая, что лицензия им не нужна. Чаще всего её признаки приобретаются на стадии масштабирования.

На направление эзотерики государство обращает внимание все чаще, и есть основания полагать, что единственный вариант остаться на рынке - это лицензия. Так как пока лицензируется не конкретная программа, а вид деятельности, то программа в заявке указывается любая. Проверять эту программу в ходе работы не будут, потому что такая проверка – аккредитация, проводится только для государственных учреждений.

Ограничения в реализации образовательных программ.

После того как самозанятый или просто физлицо переходит на следующий уровень предоставления услуг – получают образовательную лицензию, они приобретают новую организационно-правовую форму. И неважно какая форма юрлица, ИП или НКО оказывает услуги, ведение образовательной деятельности без лицензии невозможно с первого дня регистрации.

По юридическим лицам есть ограничения, какие программы им разрешено реализовывать. ИП получает лицензию на дополнительное образование детей и взрослых, на профессиональное обучение рабочим специальностям, на формат частной школы и дошкольного учреждения, спортивные направления и художественную школу. Больше ИП ничего не доступно. Для формы ООО доступно всё, в том числе много разных подвидов программ, например, повышения квалификации или профессиональной переподготовки, кроме программ высшего и школьного образования.

ИП и ООО создаются с целью, извлечения прибыли из любых видов деятельности, поэтому они имеют подвиды. А некоммерческое образовательное учреждение может заниматься только направлением передачи знаний, умений и навыков. НКО ограничена тем видом деятельности, которое написано в названии

Последствия для организации без образовательной лицензии.

Ведение образовательной деятельности без лицензии несет ряд серьезных рисков и последствий:

· Штрафы и санкции. Не легитимные организации подвергаются административным штрафам и другим штрафным санкциям от государственных органов.

· Закрытие. Регуляторные органы приостанавливают работу или закрывают организацию, что приведет к потере инвестиций и ресурсов.

· Урон репутации. Отсутствие лицензии негативно сказывается на доверии студентов и партнеров, что тормозит приток новых учащихся и вложений.

· Устойчивость программ. Без лицензии невозможно обеспечить качество программ, что ухудшит результаты обучения.

· Проблемы с трудоустройством у выпускников. Учащиеся нелицензированной организации рискуют столкнуться с затруднениями при поиске работы, поскольку работодатели опасаются нелегитимных дипломов.

· Отказ в грантах и субсидиях. Не имея разрешения, организация не сможет получить поддержку от государства или частных фондов.

Очень важно оценивать риски и всесторонне оценивать свою деятельность, чтобы не попасть на штрафы и не столкнуться с потенциальными потерями.

Начать дискуссию