Русские эмигранты 21 века: кто, откуда, почему и с какими сложностями они сталкиваются

Рефлексия. В конце 20 века в умах постсоветских россиян произошла массовая реабилитация эмигрантов. Из врагов народа они превратились в своеобразных героев своего времени. Тех, кто отказался принять революцию и ее последствия. Во дворах заиграл эмигрантский «шансон» от Шуфутинского до Малинина.

Скажи мне тогда, что 2022 – 2023 годах тысячи моих сограждан, коллег и ровесников «релоцируются» в Казахстан, Грузию, Турцию, далее везде, — не поверил бы.

Дисклеймер. Это будет длиннопост, основанный на реальных событиях и разбитый на серию публикаций.

Кто они?

В массе своей они не используют термин эмиграция. Он им не приятен. В некоторых чатах я встречал версию, что публично признать свою «эмиграцию», значит поставить под удар остающихся в стране родственников и друзей, работодателя, если продолжаешь с ним сотрудничать на удаленке. А вот «релокант», — это да. Умно, неизбито и непонятно.

«Может мне после ковида доктор прописал грузинское море?», — дискутирует со своими фобиями СММ-щик из Ижевска, переехавший в Батуми.

Мотивацию эмигрантов 21 века можно, пусть и весьма условно, разбить на три категории: экономическую, политическую и гуманитарную.

Экономическая основана на предположении (часто вполне оправданном), что где-то шанс хорошо устроиться в жизни окажется выше чем в России. Мои личные наблюдения как экономиста за отъехавшими в разные годы одноклассниками, сокурсниками, сверстниками, коллегами, к великому сожалению, подтверждают правильность сделанного ими выбора. Хотя, есть и единичные примеры обратного.

У экономической мотивации есть две разновидности: профессиональная и социальная.

Профессиональная миграция – глобальный процесс. Деятели культуры, IT-шники, ученые, инженеры, и еще бесконечный список профессионалов, — все они перемещаются туда, где сегодня их навыки и таланты окажутся более востребованными, шансы самореализации выше…

Социальная – это про качество жизни, доступность медицины, инфраструктуру, детские сады и пособия. В большинстве случаев – переезд от сносного к лучшему.

Если границы открыты – экономическая эмиграция будет всегда. И движение это всегда двустороннее. Кому-то лучше вне России, кто-то мечтает о российских условиях труда и жизни. Кто-то рвется в США, кто-то выезжает из Штатов в другие страны.

Гуманитарная эмиграция – самая страшная. Бегство от войн, революций, голода, эпидемий, экологических или техногенных катастроф, притеснений по национальным и социальным признакам, гонений за вероисповедание и т. п. Самые нижние уровни пирамиды Маслоу.

Политическая – как правило штучная. Лидеры общественного мнения, инфлюенсеры, как бы их сейчас назвали, пришедшиеся не по вкусу власть предержащим.

К чему это я?

Экономическая эмиграция – явление, условно, нормальное. Конечно, желательно что бы миграционное сальдо было в пользу твоей страны. Как по качеству экономических мигрантов, так и по количеству. Косвенно, это показывает насколько твоя страна и система управления в ней выигрывает (или проигрывает) глобальную конкуренцию за трудовые ресурсы.

Рост экономической миграции из страны, — повод задуматься над улучшением климата для отъезжающих. Т. е. «ужас, но не ужас-ужас-ужас».

А вот рост гуманитарной и политической миграции, — это уже «ужас-ужас-ужас».

Если, 20 лет назад, в частных беседах некоторые уехавшие объясняли свой отъезд «несогласием с вектором развития страны», то детальное изучение их кейсов показывало, что все-таки на первом месте (у большинства из них) оказывалась экономическая мотивация. Ни реальных опасений «здесь и сейчас» за свою жизнь и свободу, ни фактов персонального преследования у них (слава Богу) на тот момент не было.

Сегодня новосибирский джавист, сидя в дешёвом стамбульском кафе, демонстрирует на экране айфона фото своей повестки. Его не должны были призывать. Он айтишник, у него трое детей, он не годен для призыва по состоянию здоровья. Но идти все это объяснять в военкомат – счел для себя слишком опасным. Чемодан – Верхний Ларс – Батуми — Стамбул.

Дома (все релоканты продолжают называть домом, оставленное в России) у него невыплаченная ипотека, машина, оставленная на какой-то платной стоянке по дороге в Грузию, друзья, работа, планы на жизнь и светлое будущее.

Трудности на релокантов сыплются как из рога изобилия. Старая поговорка «беда не приходит одна», работает на 100%.

Санкционые и контрсанкционные решения сломали привычный уклад. Но привычка, вещь инерционная. И эта инерция заставляет пытаться восстановить утраченный инструментарий международных путешествий, чтобы применить его для эмиграции.

Что значит айр-би-эн-би не работает? А через VPN? А с другого аккаунта? А если купить иностранную симку? Заработало. А как платить? Заказать карту в интернете…

Перепрыгивание через нагромождение препятствий на пути к ранее таким простым и понятным услугам, цейтнот, и априори невыгодное положение начинающих релокантов делает их беззащитными перед мошенниками всех мастей.

Сколько помогал завелось в интернете, готовых обеспечить вас за пару десятков тысяч рублей «международной» картой банка из какой-нибудь страны СНГ?

Масса. А сколько из них на поверку окажется мошенниками?

В следующей публикации – реальные истории мошенничества, с которыми столкнулись релоканты.

77
40 комментариев

Комментарий недоступен

10

«Сами виноваты, что ищете место для лучшей жизни» очень смешная заява. Прям почти на 15 рублей

10

И поползут (да уже поползли) все они обратно.

Ага, щас, бегу вещи собирать

4

Не уехал, вот и бесишься

3

Не в том, что "там" трудновато бывает и непривычно, а в том, что вообще пришлось "там" теперь.

1

Так ведь логика их обвинений а адрес России в том, что Россия подтолкнула их к этому шагу, начав СВО. Так-то они бы продолжали жить в ней, не тужить.

Правда они забывают, что гибридная война и накачка оружием соседней страны начата Западом со своими целями, а Россия тут только защищает свои геополитические интересы...

Лучше с голой жопой в дешевом кафе, чем мертвым в окопе

4