Когда? Как? Чему? Ключевые вопросы про кадровый резерв

Елена Макаренко
руководитель учебного центра с 12-летним стажем

Есть устойчивое выражение о том, что руководители обменивают свою энергию на результат подчинённых.

А что если этот источник энергии вдруг становится недоступным по каким-либо причинам?

Вот именно поэтому стоит задуматься, нужен ли вам «запасной блок питания», готовый к использованию, чтобы поддерживать эффективную работу в случае необходимости.

Сегодня мы поговорим про формирование кадрового резерва.

Фото с сайта Unsplash
Фото с сайта Unsplash

Согласно исследованию HH.ru 2019 года, 45% компаний ведут внутренний кадровый резерв, у 35% компаний внутреннего кадрового резерва пока нет, но его создание планируется.

Если вы планируете такой проект, у вас, скорее всего, возникали вопросы: всем ли он нужен, с чего начать процесс, чему учить сотрудников. На эти вопросы вы найдёте ответы в этой статье.

Когда стоит это делать?

Внутренний кадровый резерв, это прекрасная «подушка безопасности», которую обретает компания.

Во-первых, он позволяет компании быстро заменить ушедших специалистов и продолжать успешную деятельность без простоя.

Во-вторых, он позволяет компании сократить время на поиск и найм новых сотрудников, что экономит время и ресурсы.

В-третьих, это повышает мотивацию сотрудников, которые знают, что они могут продвигаться в компании и развиваться в своей карьере.

Наиболее актуально развитие проектов кадрового резерва:

  • В подразделениях с высокой текучестью
  • В период активного развития и роста

Если же у вас достаточно низкая «текучесть» и вы не планируете активное развитие, подумайте, возможно кадровый резерв вам нужен, но вести его стоит не в «открытую».

Представьте, вы отобрали будущих менеджеров и провели их обучение. У них уже есть определённые знания и навыки, а также амбиции. Мы получаем достаточно большой риск, если они засидятся на скамейке запасных. Есть вероятность того, что они начнёт искать реализации возможностей «на стороне».

И это «грабли», на которые наступают многие компании, запускающие процесс подготовки кадрового резерва. Я лично знаю очень много подобных историй.

Как это сделать?

Если же вы решили, что вам нужен кадровый резерв, то стоит серьезно подойти к этому проекту. Вам необходимо:

  1. Определить цели и задачи проекта.
  2. Провести PR проекта. Сделать так, чтобы все сотрудники компании знали о том, что они могут получить в результате участия в проекте.
  3. Собрать списки участников. Здесь можно пойти нескольким путями:
  • Собрать списки от руководителей
  • Дать возможность заявиться кандидатам самостоятельно

Если собираете списки от руководителей, обязательно получите обратную связь от сотрудников.

Узнайте, кто из них имеет мотивацию к участию в кадровом резерве и готов тратить время и силы на обучение и развитие. Многих «видят» на этой должности, но сами сотрудники не хотят вертикального карьерного роста.

4. Оценка кандидатов. Определите: Кто будет оценивать? Как будет происходить оценка? По каким компетенциям?

По итогу оценки у вас может получиться несколько групп, обычно это 3 группы.

  • Оперативный кадровый резерв (дублёры) – это кандидаты, уровень знаний и профессиональной подготовки которых позволяет им приступить в настоящее время или в ближайшем будущем.
  • Кадровый резерв (группа развития) – это опытные специалисты, которые работают в компании несколько лет и заинтересованы в перспективе продвижения на вышестоящие должности, но им не хватает знаний и навыков.
  • Стратегический кадровый резерв, Хайпо (группа «High – po» от англ. high – potential – высокий потенциал) молодые сотрудники с лидерским потенциалом, которые смогут занять руководящие должности в компании через некоторое время при условии поэтапной профессиональной подготовки. Для данной группы кадрового резерва, как правило, формируется комплексная программа профессионального развития, достаточно продолжительная, способствующая поэтапному карьерному росту.

5. Непосредственно обучение

Фото с сайта Unsplash
Фото с сайта Unsplash

6. Оценка результатов обучения, вывод по каждому кандидату и вывод о том, что с ним делать дальше:

  • Зачисляем в кадровый резерв
  • Сотруднику необходима дополнительная подготовка, вносятся корректировки в индивидуальный план развития
  • Сотрудник исключается из резерва в связи с неудовлетворительными результатами выполнения индивидуального плана развития

Не создавайте большой кадровый резерв. Если назначение получат только 10 резервистов из 200, то остальные сотрудники скатятся в демотивацию.

7. Поддержка знаний после обучения

Здесь тоже часто бывают сложности. Проведя обучение кадрового резерва, на этом многие останавливаются.

Ответьте себе на вопросы:

  • Где они сейчас уже могут применить свои знания? Может ли он замещать своего руководителя?
  • В какие проекты, процессы стоит их включить уже сегодня? Можно ли расширить их функционал?
  • Кто, как и с какой периодичностью будет поддерживать знания кандидатов? Это будет очный/дистанционный формат или вы будете использовать простую, удобную, интересную LMS, например, Swipe.

Чему нужно учить?

Это вопрос, к которому каждой компании нужно подходить индивидуально.

Нужно понять, какие soft и hard skills нужны вашим будущим руководителям. Если у вас есть карты компетенций – у вас уже есть ответы на эти вопросы. Если нет, самое время о них задуматься.

Обучение профессиональным навыкам (hard skills) обычно решается внутренними наставниками или менторами.

Что касается soft skills, однозначно стоит сказать одно: необходимо уделить особое внимание подготовке сотрудников управленческим навыкам. Хороший курс по менеджменту поможет им выработать управленческое мышление – фундаментальное понимание, чем именно занимается руководитель, за что он несёт ответственность, как ставить задачи, давать обратную связь, мотивировать команду.

И, конечно, важно обучить их концепциям и приёмам личной эффективность. Как работать в условиях постоянных дедлайнов и многозадачности? Как справляться со стрессом? Как планировать свой день? Что делать, если все вокруг мешают сконцентрироваться на ключевых задачах?

Вы можете это сделать силами внутреннего обучения или пригласить внешних бизнес-тренеров.

Кадровый резерв – большой, значимый трудоёмкий процесс. И прежде чем начинать собирать списки, ответьте себе на ряд ключевые вопросов:

  • Зачем он нужен?
  • Действительно ли он нужен? Вы будете делать это «в открытую» или на данном этапе это нецелесообразно?
  • Все ли шаги понятны и справитесь ли вы силами компании или нужно привлечь кого-то в помощь?
  • Чему, как и кто будет их учить? Как будете поддерживать их знания?
  • Как будете поддерживать мотивацию сотрудников, которые прошли курс подготовки, но долго сидят на «скамейке запасных»?

Но если вы всё сделаете качественно, вы получите прекрасный готовый к использованию «запасной блок питания». При необходимости вы сможете эффективно поддерживать работу основного источника энергии.

Начать дискуссию