Неслабый код: девушки рассказывают про карьеру в IT

IT-специалистки рассказывают Spice IT, как пришли в профессию, дают советы новичкам и делятся воспоминаниями о самых необычных поздравлениях с 8 марта.

Юлия Попова
Юлия Попова

Мария Амирасланова, директор по разработке в AmberLabs

Я с отличием окончила Пятигорский государственный лингвистический университет. Писала диплом с формулами выражения комического в английском языке и планировала дальше заниматься искусственными языками (про AI/ML тогда никто еще не говорил).

Примерно в то же время Google зарелизил свой онлайн-переводчик, и по упавшему количеству заказов я поняла, что мою работу скоро полностью автоматизируют. Перспективы казались не очень привлекательными, а вот IT-cфера, наоборот, стала более интересной.

Первые шаги в этом направлении я сделала в компании «Евросеть» в 2010 году, где коллеги обучили меня азам системного администрирования. Через полтора года я перешла в профильный отдел, где за пять лет работы автоматизировала почти всю рутину сисадмина.

Первыми языками, с которыми я познакомилась, стали C# и PowerShell, потом были JavaScript, Java и PHP. Новые знания оказались востребованы, меня пригласили стать программистом на одном из проектов компании. Вскоре я заняла руководящую должность, собрала свою команду, с которой за восемь месяцев мы закрыли backlog на два с половиной года вперед.

Я самоучка, за 10 лет карьеры в IT я разучилась смотреть фильмы и читать художественную литературу

Мария Амирасланова, Директор по разработке в AmberLabs

Самое сложное в работе для меня — это нехватка времени. Постоянно кажется, что еще бы пару часов в сутки, и все можно успеть.В нашей сфере нужно постоянно изучать новые технологии и подходы. Сейчас доступной информации по программированию достаточно много. Это делает вход в профессию открытым для всех.

Молодым специалистам я рекомендую двигаться от практики к теории: начинайте писать программу и пользуйтесь практическими учебниками, потом по уже написанному изучайте теорию. Второй важный момент — уделять практике не меньше часа в день, а лучше два-три. При этом первых результатов лучше ждать примерно через полгода.

Екатерина Сафронова, Computer Vision Research Engineer в Wanna.by

С детства я интересовалась математикой, мне нравилось решать сложные задачи, поэтому поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ.

На третьем курсе я пошла в лабораторию математических методов обработки изображений и стала неполную неделю подрабатывать в нефтесервисной компании «Шлюмберже» (Schlumberger). Там мне нужно было классифицировать снимки разных видов почвы. В магистратуре сфокусировалась на достаточно новом для нашего факультета направлении — computer vision. Для того, чтобы полностью применить новые знания, я перешла в исследовательский центр Samsung в Москве и там занималась обработкой изображений уже с применением компьютерного зрения.

В работе мне приходится много времени уделять изучению литературы и опыта коллег. Для этого я пользуюсь широко известным сайтом paperswithcode.com. Там выходят статьи о методах, которые реализованы, каждой присвоен пользовательский рейтинг полезности и применимости. Также я пользуюсь scholar.google.com, чтобы отслеживать новые статьи, подписана на opendatascience.slack.com и читаю форумы, например, Habr.

Новичкам в IT очень важно иметь базовое понимание я того, что относится к такому широкому понятию как операционные системы. А также знать структуры данных и алгоритмов. Без этого будет сложно ориентироваться в языках программирования, в плюсах и минусах, «фишках» каждого, чтобы выбирать подходящий и реализовывать решение своей конкретной задачи. Второе, достаточно важно иметь сильную математическую базу, понимать различные алгоритмы, как применить их для решения своих задач.

Нужно пытаться применять нестандартные подходы для решения той или иной задачи, использовать творческий подход, иметь возможность добавить что-то свое.

Екатерина Сафронова, Computer Vision Research Engineer в Wanna.by

Самое незабываемое поздравление на 8 марта мне сделали одногруппники в университете. Они подошли к этому творчески и записали видеопоздравление в разных локациях МГУ: в библиотеке, на фоне главного здания, на факультете.

Ася Орлова, Game director в District Zero VR

Я окончила кафедру теоретической и прикладной лингвистики Московского государственного лингвистического университета имени Мориса Тореза. Специальность, вопреки своему названию, не гуманитарная, а находится на стыке информационных технологий и языков. Таких специалистов готовили к работе с распознаванием и синтезом речи, а также алгоритмами анализа текста. Их можно встретить в Яндексе, Google или ABBYY, и в других компаниях, которые занимаются автоматической обработкой речи или текста.

Моя карьера начала развиваться уже в институте. Я изучала три языка: английский, немецкий и итальянский и подрабатывала переводчиком на выставках. В середине пятого курса я устроилась лингвистом в стартап, занимающийся автоматической обработкой текста. Меня нашли через HeadHunter и предложили делать словарь для прототипа сервиса, который из статьи или книги делал краткую смысловую выжимку.

Следующим местом работы стало технологическое подразделение компании ABBYY, где тогда занимались разработкой машинного переводчика. Наиболее известные проекты компании — это программа для оптического распознавания символов FineReader и электронные словари Lingvo. Потом было множество разных проектов и довольно резкая смена сферы деятельности. Последние пять лет я работаю в геймдеве. Сейчас отвечаю за геймдизайн и игровую стратегию студии District Zero VR.

В нашей области приходится постоянно учиться. В широком смысле геймдизайнер — это проектировщик игрового опыта. При этом направления развития очень сильно зависят от специфики работы и процессов компании, а геймдизайнеры везде очень разные. В наших реалиях геймдизайнер может быть как гибридом с какой-то смежной специальностью, например, с нарративным дизайнером или дизайнером уровней (как я), так и узко специализироваться на балансе или монетизации. Для дизайна уровней многое можно почерпнуть в архитектуре или изучая урбанистический и промышленный дизайн.

Тем, кто занимается монетизацией, полезно углубляться в аналитику и математическую статистику, для баланса нужна теория вероятностей. А широкий кругозор в этой профессии пригодится всем без исключения.

Ася Орлова, Game director в District Zero VR

Молодым специалистам я рекомендую много играть и анализировать игры. Это тренирует насмотренность, помогает выделять какие-то типовые решения. Анализируйте свои эмоции от игры, старайтесь докопаться до истинной причины этих эмоции, ответьте себе на вопрос «А почему геймдизайнер сделал это именно так?» Позже это пригодится вам, когда захочется создать для игрока аналогичный опыт.

По работе я сейчас играю в несколько VR-ных проектов схожих жанров, а для удовольствия — в игру про нейросети и машинное обучение While true: learn().

Для понимания профессии геймдизайнера и специфики геймдева в целом я бы рекомендовала прочитать книги «Геймдизайн: Как создать игру, в которую будут играть все» Джесси Шелла, «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр» Джейсона Шрейера, и «Игра как бизнес. От мечты до релиза» Алексея Савченко. Отличными образовательными ресурсами являются сайт «Манжетов гейм-дизайнера», где есть настоящая Библия Геймдизайна, а также каналы с разборами Game Maker's Toolkit и Extra Credits: Game Design. На мой взгляд, крайне полезной активностью является участие в геймсджемах, кроме того сейчас достаточно много дружественных для геймдизайнеров игровых движков — это Unity, Unreal Engine, Godot, Game Maker.

Если говорить про оригинальные поздравления на 8 марта, то однажды наши программисты без официальных церемоний подарили нам, девушкам, огромный ящик клубники и несколько баллонов взбитых сливок. Это было очень приятно. Второе поздравление, которое мне запомнилось, когда ТОП-менеджеры компании ABBYY в отдельном кабинете организовали французскую кофейню, пекли круассаны, варили кофе и угощали всех в преддверии праздника.

55
Начать дискуссию