Тренды цифровизации страхования или страховые технологии в России, Индии, Китае, ОАЭ

Цифровизация, искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей – использование передовых технологий в сфере страхования стало нормой. Более того, страхование как продукт в том числе оказывает влияние на то, как меняются сегодня технологии. Мы в АСТ активно интересуемся тем, что происходит в мировом иншуртех-рынке и держим руку на пульсе технологических прорывов, поскольку сами создаем такие продукты в России. Наша команда в конце 2023 года посетила ряд стран и мероприятий, посвященных развитию insurtech (технологии в сфере страхования) в мире.

После перерыва на пандемию и адаптацию бизнеса к новым реалиям начиная с 2022 года, АСТ возобновила свои бизнес-миссии по исследованию других рынков.

Цель наших поездок – анализ успешных международных практик для реализации аналогичных сервисов в России, чтобы предлагать нашим клиентам и партнерам самые эффективные решения. А также - диагностика зарубежных рынков на предмет востребованности там собственных решений АСТ.

Одним из ключевых инсайтов поездок стало то, если раньше из похожих путешествий мы привозили большое количество бенчмарков для дальнейшего развития собственного продукта, то сейчас стало очевидно, что более высокая скорость развития иншуртех и финтех сервисов в нашей стране позволила России за эти годы переместиться из периферии в ядро этой отрасли. У наших компаний есть все возможности для того, чтобы, перенося существующие технологии, завоевывать рынки стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки -

Каро Карапетян генеральный директор ООО «АСТ»

Страхование в ОАЭ

АСТ на конференции Digital Insurance 
АСТ на конференции Digital Insurance 

Андрей Сучков, заместитель генерального директора "АСТ":

Рынок страхования и кредитования Ближнего Востока, на удивление, оказался сильно разнообразным в зависимости от конкретной страны. Наиболее развитым в этой части является ОАЭ, но и тот, по нашей оценке, отстает от российского в части зрелости примерно на пять лет. До сих пор там можно встретить агента страховой компании, который «высажен» в дилерском центре для расчета и оформления страховых полисов клиентам. Хотя в РФ эту функцию уже давно забрали на себя сами дилеры.

С точки зрения InsurTech – в регионе есть основные 3-5 страховых агрегатора, однако они заточены на онлайн-продажи непосредственно клиентам в сегменте b2c. В этом, конечно, коллеги продвинулись дальше, чем российские решения – так доля такого онлайн-страхования в ОАЭ составляет порядка 5-7% (что является неплохим показателем) и ежемесячно расчет. А, например, в Катаре эта цифра достигает уже 15%.

Конференция Digital Insurance
Конференция Digital Insurance

Сергей Верещагин, руководитель ИТ-проектов "АСТ":

Изучая рынок ОАЭ, мы встретили ряд нестандартных и успешных решений, которые значительно улучшают, упрощают, а также делают опыт взаимодействия с цифровыми продуктами уникальным, как со стороны клиента, так и со стороны представителей отрасли (страховщиков, агентов и брокеров, перевозчиков, организаторов и дистрибьюторов из сферы страхования и других видов деятельности). Одним из трендов цифровизации является внедрение искусственного интеллекта, машинного обучения, сквозных интеграций между различными системами.

Что включают в себя успешные кейсы:

  • полностью или частично автоматизированный андеррайтинг;
  • анализ, преобразование и выставление счетов, обработку медицинских услуг путем объединения мощных SaaS-платформ для управления претензиями на основе искусственного интеллекта;
  • автоматизированная предстраховая оценка недвижимого имущества (путем анализа видео с телефона сотрудника страховой компании, квадрокоптеров, архивных записей);
  • умная система обработки дорожных событий, имеющая интеграцию с дорожными службами и полицией Дубая, позволяющая фиксировать, анализировать, передавать детальную информацию о дорожных событиях.

Страхование в Индии

Тренды цифровизации страхования или страховые технологии в России, Индии, Китае, ОАЭ

Каро Карапетян, генеральный директор «АСТ»:

В Индии мы плотно изучали рынок автострахования и кредитования. В стране в 2023 году было продано около 4.3 млн автомобилей, что почти на 15% больше, чем годом ранее. И потенциал у этого рынка огромный. При этом обязательным условием успешности автобрендов на индийском рынке является локализация производства, поэтому основные продажи приходятся на индийские бренды - Maruti, Tata, Mahindra. ИТ-сектор Индии со своим центром в Бангалоре - один из крупнейших в мире. Наряду с Кремниевой долиной в США и Ресифи в Бразилии. Особенностью рынка является развитие большого количества нишевых решений, многие из которых используются в дальнейшем не только в Индии, но и во всех странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. За счет активного развития венчурных инвестиций в стране огромный рост количества стартапов и компаний-единорогов, 20% из которых развиваются в fintech и insurtech.

Страхование в Китае/Гонконг

Insurtech Insights Asia
Insurtech Insights Asia

Иван Окопный, СТО АСТ

По итогам визита стало понятно, что большой скачек произошел именно в сфере применения AI в различных областях страхования и обслуживания клиентов.

Активно развивается область компьютерного зрения в части задач предиктивной аналитики различных заболеваний по фото/сетчатке глаза и прочее.

Огромный шаг в развитии и применимости сделали большие языковые модели и на данный момент уже можно говорить о глубоком понимании ими смысла инструкций и текстов для применения в области консультирования и поддержки.

Мобильная разработка по-прежнему находится на пике популярности, при этом фокус смещается в область разработки приложений, объединяющих ЗОЖ и продукты личного страхования.

На другой уровень выходит применение AI в области поддержки операционной деятельности страховых компаний в части убытков и fraud management. При этом, несмотря на хорошее развитие технологий в РФ, на данный момент существует существенный риск для развития области AI, связанный с некоторой изоляцией от мира с точки зрения доступа к данным (в т.ч. медицинским) для обучения моделей, а также с существенной утечкой мозгов в этой области за последние несколько лет.

Иннокентий Лукьянов, Каро Карапетян, Иван Окопный в Гонконге на Insurtech Insights Asia
Иннокентий Лукьянов, Каро Карапетян, Иван Окопный в Гонконге на Insurtech Insights Asia

Каро Карапетян, генеральный директор «АСТ»:

Основная часть сервисов, с которыми нам удалось познакомиться, связаны с клиентским сервисом, искусственным интеллектом и анализом данных. И наиболее активно иншуртех сейчас развивается в медицине, где основной целью являются превентивные действия, диагностика заболеваний с использованием искусственного интеллекта.

Активно развиваются мобильные приложения, позволяющие проводить диагностику здоровья по фото и вводимым показателям, а также страховаться от разных рисков: от здоровья до личного имущества. Многие из них представлены в виде прототипов или ручной интеграции со страховыми.

Также стали появляться платформы для автоматизации работы страхового брокера в части проведения тендеров, размещения клиентов. Удивило, что несколько компаний сделали свои стенды на конференциях, не имея готового продукта, рассказывая о своей гипотезе, признаваясь об этом лишь в конце.

Более 70% участников конференции Insurtech Insights в Гонконге родом из Индии. Также бросалось в глаза, что около 20% участников конференции были инвестиционные фонды, часть из которых специализируется именно на технологиях в страховании и значительное количество представленных инвесторов были также из Индии.

Единственным и ключевым преимуществом наших иностранных коллег перед иншуртех компаниями из России является то, что они изначально делали свой продукт с расчетом на глобальное развитие сразу в нескольких странах. Именно это позволило некоторым иншуртехам уже стать единорогами, и еще десяткам компаний ставить перед собой такую цель. В остальном, с точки зрения UX/UI, глубины проработки бизнес-процессов, качества разработки, наши компании могут являться примером для остального мира.

22
1 комментарий

Спасибо автору за полезный обзор)

Ответить