InsurTech - навигация: мировые лидеры и отечественные драйверы

Страхование остается одной из самых привлекательных сфер для развития цифровых технологий. Иншуртех-стартапы и крупные игроки отрасли соревнуются в инновационности и эффективности решений. Мы в АСТ активно интересуемся тем, что происходит в мировом иншуртех-рынке, и держим руку на пульсе технологических прорывов, поскольку сами создаем такие продукты в России. Давайте вместе проанализируем карту лидеров мирового insurtech-топа и определим наступающие тренды в индустрии.

InsurTech - навигация: мировые лидеры и отечественные драйверы

Lemonade и спутниковые данные NASA

Невозможно говорить о топовых insurtech-компаниях, не упоминая американскую Lemonade – авторитетный портал InsurTech ежегодно включает его в десятку лучших, компания возглавляет рейтинги электронных страховщиков, занимает первое место среди быстро развивающихся американских иншуртех-единорогов 2023, два года подряд входит в список THE WORLD’S TOP 100 insurtechs.

Lemonade использует ряд связанных между собой цифровых решений, позволяющих ей закрепить за собой статус прорывного проекта. Попробуем осмыслить эти технологии интерактивно. Представим, что клиент решает подать претензию — он делает это при помощи мобильного приложения, ведь у Lemonade нет офисов и филиалов, компания существует исключительно онлайн. Обращение в страховую происходит путем видеообращения: клиент записывает видео, в котором рассказывает, что произошло. Так в игру вступают большие данные: компания получает информацию о местонахождении клиента, дате и времени записи видео, а также о времени, потраченном на заполнение каждой части заявления. Это еще не все: данные, получаемые благодаря видео, позволяют компании обратить внимание на такие показатели, как изменение формулировок, перемена в тоне голоса и выражении лица. Эта информация подвергается глубокому анализу при помощи технологии Digital Behavioral Intelligence (DBI), которая помогает с наибольшей точностью определить вероятность мошенничества.

Этим список возможностей, которые дает Lemonade использование искусственного интеллекта, не ограничивается. Работающий на базе ИИ чат-бот Майя выступает в качестве виртуального помощника, который заменяет «живых» консультантов, занимаясь мгновенным цифровым урегулированием страховых претензий. Электронный диспетчер внутренних рабочих процессов AI Cooper интегрирует данные из разных отделов так, как это невозможно было бы сделать в компании, где подразделения практически не коммуницируют друг с другом. Благодаря автоматизации ИИ (AI Automation) Lemonade может, например, автоматически создавать предупреждения о пожаре и шторме на основе спутниковых данных NASA. Развитие компании в этом направлении снижает коэффициенты потерь (они являются ключевым показателем успеха) и общие эксплуатационные расходы.

Еще одно решение компании — сочетание AI с технологией блокчейн — доказало свою эффективность в области организации объемных баз данных и ускоренного выполнения задач, обычно требующих больших временных затрат в случае выполнения вручную. Благодаря внедрению этой технологии Lemonade улучшает рекомендации по здравоохранению, оптимизирует отслеживаемость, например, продуктов питания в цепочке торговых поставок.

Wefox и роботы

Другая компания-инноватор, использующая комплексные цифровые решения — швейцарская Wefox. Insurtech-стартап, названный порталом InsurTech цифровым страховщиком № 1 в Европе и вошедший в тройку лучших проектов THE WORLD’S TOP 100 insurtechs в 2022 году, занимается активными инвестициями в AI. Искусственный интеллект, по мнению CTO компании, уже доказал свою эффективность в разработке новых продуктов, повышении продуктивности страховых брокеров и снижении случаев мошенничества. Помимо этого, одним из направлений инвестиций Wefox стала автоматизация. На данный момент 80% процессов стартапа обрабатываются при помощи специальных систем без участия человека. Компания также собирает и анализирует большие данные для формирования персонализированных предложений для клиентов. Для получения данных используется технология интернета вещей (IoT), при помощи которой в компанию регулярно поступает обновленная пользовательская информация.

Oscar Health и круглосуточный врач

Американское агентство медицинского страхования Oscar Health использует технологии, чтобы упростить процесс получения услуг и пользования ими. Например, у компании есть приложение, которое клиенты могут использовать для консультации с врачом в любое время суток и получения рецептов онлайн. В приложении или на веб-сайте Oscar Health также можно найти профайл врача, в том числе с информацией о том, как часто данный врач лечит пациентов возраста и пола клиента, в какой мере его полис покрывает появившуюся проблему со здоровьем и т. д. Кроме того, использование геолокационных данных дает пользователям Oscar возможность выбирать из списка доступных и подходящих врачей в зависимости от их местоположения. Они также могут просматривать историю болезни и снижать страховые взносы с помощью фитнес-трекера Misfit.

Oscar Health взимает со своих клиентов ежегодную плату, которая варьируется в зависимости от профиля риска и определяется при помощи алгоритма оценки рисков. Сумма, выплачиваемая каждым пользователем, определяется при помощи анализа данных, к которым относятся возраст, доход, географическое положение и размер страхового покрытия.

Большое значение в компании придается использованию искусственного интеллекта. Oscar Health опубликовал исследование AI-моделей и потенциальных случаев их использования в индустрии здравоохранения, а также запустил хакатон для проведения экспериментов, обучения и обмена опытом.

У компании немало достижений: в 2021 она попала в список THE WORLD’S TOP 100 insurtechs, заняла первую строчку в топ-15 Insurtech-компаний в США, в этом году ее внесли в список быстро развивающихся американских иншуртех-единорогов, а ее соучредитель и бывший CEO возглавил топ-10 иншуртех-лидеров в Америке.

ZhongAn и интеллектуальные голосовые ответы

Первая в Китае онлайн-страховая ZhongAn является лидером в области глобальных технологий страхования в Поднебесной. В 2021 году компания заняла первую строчку в международном рейтинге топ-100 лучших insurtech-проектов и закрепила статус успешно использующей большие данные и ИИ, попав в топ-20 лучших компаний в рейтинге THE WORLD’S TOP 100 insurtechs и в 2022 году тоже. Big Data вкупе с аналитикой позволяют проекту обеспечить динамическое ценообразование и отслеживание рисков, а также повысить качество обслуживания клиентов.

По словам CEO компании, к 2021 году более 99% процессов рассмотрения претензий ZhongAn были автоматизированы, а система интеллектуальных голосовых ответов стала охватывать более 85% запросов клиентов, что поспособствовало значительному повышению как внутренней эффективности, так и уровня удовлетворенности клиентов.

В 2020 году компания ZhongAn в партнерстве с Alipay запустила проект по страхованию домашних животных, в который внедрила запатентованную технологию использования биометрии животных для покупки полиса, а также добилась успеха в использовании TikTok в качестве нового канала продаж.

ManyPets: страхование домашних животных и ИИ на службе маркетинга

Британская компания своим примером показывает, что insurtech-решения могут успешно использоваться проектами за пределами крупнейших направлений страхования: подтверждением тому служит их частое появление в мировых рейтингах, в частности в прошлогоднем THE WORLD’S TOP 100 insurtechs. В то время как многие игроки на рынке защиты домашних животных демонстрируют низкий уровень «цифровой зрелости», ManyPets уверенно использует ряд решений, уже опробованных в более развитых в применении цифровизации сферах, таких как автомобильное и медицинское страхование, а также внедряет новые технологии. Например, ManyPets стал первой в Англии компанией страхования домашних животных, которая дает возможность оформления претензий онлайн. Использование распространённой в сфере автострахования технологии eFNOL (первое уведомление о потере в электронном виде) сделало жизнь пользователей проще и привлекло новых клиентов.

В самой компании считают, что секрет их успеха состоит в использовании данных. CEO проекта говорит об обработке огромного объема информации при помощи специальной технической платформы, а также реализации сбора аналитики на бэкенде для точной ценовой политики, основанной на породе, возрасте и других сведениях о животных. Помимо выгоды для клиентов, это дает преимущество ManyPets, поскольку помогает снизить операционные расходы.

Использование технологий в компании выходит за рамки цифровизации клиентских процессов — их также используют для стимулирования роста. В частности, ManyPets обращается к автоматизированной кампании Performance Max, которая, совмещая в себе технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, позволяет учитывать максимальный объем данных о потенциальных клиентах и наиболее эффективно распространять рекламу. Внедрение технологичных решений в маркетинговых целях доказало свою эффективность: в результате использования этого способа продвижения компания наблюдает рост продаж на 21% и улучшение на 20% в CPA, а также увеличение рентабельности затрат на рекламу на 13%.

Coalition и 48 триллионов событий в месяц

Компания-драйвер киберстрахования за шесть лет своего существования заслужила целый ряд упоминаний в рейтингах: в 2022 году она возглавила рейтинг THE WORLD’S TOP 100 insurtechs и возглавила топ иншуртех-единорогов с оценкой стоимости компании в 5 млрд $; заняла шестую строчку в категории «Безопасность» в списке самых инновационных компаний мира Fast Company. Проект также в течение уже трех лет входит в рейтинг Forbes «The Fintech 50», а в этом году был назван самой перспективной иншуртех-компанией.

К технологическим достижениям проекта относится создание модели киберрисков (Active Cyber Risk Model), которая позволяет получить представление о текущих рисках организаций и определить превентивные меры по защите от новых угроз. Модель построена на собственной платформе Coalition по сбору данных и графике знаний, который фиксирует 48 триллионов событий в месяц. В основе технологии лежат большие данные, обрабатываемые при помощи новейших разработок в области AI и машинного обучения. Сочетание решений позволяет инструменту измерять киберриски в случае катастрофических потерь, как если бы все компьютеры мира были выключены сразу! Active Cyber Risk Model дает страховщикам обзор своих потенциальных убытков, чтобы способ улучшить целевую продажу полисов.

Американская Coalition нацелена на то, чтобы не только защитить более 140 000 собственных клиентов в случае подачи претензии, но и предоставить инструменты для оценки рисков и обнаружения проблем до (!) инцидента. В 2021 году стартап запустил приборную панель Coalition Control, которая предоставляет автоматизированные оценки безопасности, используя данные с приобретенной платформы BinaryEdge. Это решение позволило клиентам Coalition подать на 70% меньше исков, чем в среднем по отрасли. Только выручка компании в 2021 году выросла более чем на 400%, а годовой объем премиальных продаж достигал 650 млн $.

Следование трендам

Проекты, перечисленные в топ-10 растущих insurtech-стартапов 2022 года, используют главным образом те же технологии. Рассмотрим, например, Marshmallow: это компания, помогающая получить страховку автомобилистам, которым отказывают в других страховых (экспатам, иммигрантам и людям, путешествующим по Англии). Компания использует большие данные для страхования молодых автомобилистов (анализируются риски; учитывается стаж вождения в родной стране клиента). Среди технологических решений компании есть машинное обучение, которое позволяет персонализировать автомобильные страховки для клиентов.

Еще одна компания из рейтинга — американская Policygenius. Этот независимый страховой брокер и одновременно маркетплейс использует AI и большие данные для более детализированной оценки клиента и генерирования наиболее подходящего предложения.

Компании, названные самыми перспективными в 2023 году, значительным образом ориентируются на сочетание уже обозначенных технологий: insurtech, согласно предсказаниям, стремительно «срастается» с AI. В рейтинги многообещающих проектов вошли стартапы, которые активно используют аналитику данных для предоставления конкурентоспособных предложений потребителям. Их энтузиазм в освоении новых цифровых решений распространяется также на технологию автоматизации, что мотивировано желанием устранить человеческий фактор при оценке рисков и сократить время выполнения набора задач.

Искусственный интеллект активно используется для анализа данных и аналитики. В список компаний вошли как совсем новые стартапы (Wallife и Quotech, основанные в 2020 году), так и более опытные игроки со стажем более пяти лет (компания Konsileo, созданная в 2015, Lovys и Laka, появившиеся в 2017); как американские (FutureProof Technologies), так и европейские компании (Lovys из Франции, Wallife из Италии, Just Move In из Англии), а также африканские стартапы (Lami из Кении). Это наблюдение заставляет убедиться: обозначенные тенденции в сфере страховых технологий являются общей точкой для всей индустрии и могут послужить опорой при выборе технологий для собственного проекта.

Неординарное применение технологий

Стоит, впрочем, обратить внимание на то, что создатели компаний не преследуют цели основать много одинаковых компаний и в точности повторить путь успешных проектов. Напротив, предприниматели стремятся занять определенные ниши, зарекомендовав себя как сильнейших игроков в области при помощи новейших технологий. Например, английская Gaia впервые в индустрии предоставила возможность страховки ЭКО. А итальянский стартап Wallife создан, чтобы защищать людей от рисков, вызванных технологиями. Он предлагает защиту, в частности, на случай кражи биометрических данных. Обе эти компании используют искусственный интеллект и большие данные, однако выбирают сферы, в которых конкуренция еще нет так остра.

InsurTech в России

Итак, за последние несколько лет в страховой индустрии установился тренд на ряд технологических решений, среди которых центральное место занимают искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей и автоматизация. Нередко большинство этих технологий оказываются увязанными в одну систему получения и обработки данных для дальнейшего развития компании. Впрочем, можно столкнуться (особенно, когда речь идет о многообещающих проектах) с нестандартным использованием технологий или необычным выбором ниши, что, конечно, влияет и на формат использования освоенной технологии.

Скорость российского insurtech отстает от мирового, но в стране активно ведутся работы, запускаются проекты в этом направлении. Хедлайнером цифровой трансформации страхового рынка в России является одна из самых опытных консалтинговых компаний в этой области – АСТ.

Компания много лет занимается кредитно-страховой агрегацией на базе собственного программного продукта FAST и является лидером рынка по работе с автопроизводителями (платформа FAST. Авто), а также драйвером ипотечного страхования в сфере недвижимости (FAST. Ипотека).

АСТ уже активно использует технологии Big data, BI и ML, поскольку статистические данные, полученные за многие годы работы, уже позволяют извлекать огромную пользу нам и нашим партнерам, давая незаменимую информацию о ситуации на рынке и ее изменениях в режиме реального времени. Также нельзя недооценивать силу предсказательных моделей при обслуживании клиентов, которые помогают менеджерам по продажам кредитно-страховых продуктов подбирать именно то, что клиент купит с большей долей вероятности, ориентируясь на его профиль. К слову сказать, мы как раз находимся на пути к применению этих технологий в наших решениях для конечных потребителей.

Иван Окопный, технический директор АСТ

В контексте используемых технологий хочется упомянуть и Open API, которые позволяют другим игрокам рынка интегрироваться с решениями АСТ и гибко встраивать эти решения в свою инфраструктуру или даже строить свои finteсh-сервисы на базе агрегации АСТ, дополняя наработки своими бизнес — сервисами.

На сегодняшний день каждый 4-й новый проданный в РФ автомобиль был застрахован по программам на базе платформы FAST.Авто.

Крупнейшие застройщики (ГК Самолет, МИЦ, ФСК, агентства Est-a-tet, Бест Новострой и др.) создают с нуля или оптимизируют существующие ипотечные отделы благодаря платформе FAST.Ипотека.

2 комментария

Олег, спасибо за ссылку, заголовок особенно удался;) Будем следить за ситуацией, многие громкие и перспективные стартапы оказываются по прошествии времени "пузырем"