Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Что страхуют предприятия пищевой промышленности? Чувствительные риски отрасли, какие они сегодня? Во сколько обойдется защита? Обо всем этом в статье Юлии Степновой, руководителя направления страхования пищевой промышленности страхового консультанта АСТ.

Всего 14% компаний пищевой индустрии не имеют страховой защиты, такие позитивные выводы были сделаны на основе исследования крупнейшей Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз и Аналитического центра страхового консультанта АСТ.

В исследовании приняли участие 54 компании из разных сегментов пищевой индустрии: консервной, мукомольно-крупяной, мясо-молочной, хлебопекарной, кондитерской, рыбной промышленности, производства полуфабрикатов и безалкогольных напитков, дистрибьютеры продуктов.

Более 80% респондентов имеют опыт реализации страховой защиты. Это важный показатель, который свидетельствует о том, что страхование достаточно глубоко проникло в пищевую отрасль, и этот вопрос является для компаний актуальным.

Эти цифры не случайны. Мы все с вами следим за новостями и тем, что происходит в мире. Наверняка вы заметили, что за последние 2 года случилось несколько резонансных крупных убытков в коммерческой недвижимости, например, пожар на складе OBI, издательства Просвещение, Ozon. Большинство FMCG-компаний использует маркетплейсы как инструменты продажи своей продукции, поэтому данные убытки могли затронуть продукцию пищевых производств в том числе. Общая сумма убытков по данным резонансным страховым случаям оценивается аналитическим центром АСТ более чем 25 млрд руб.

При этом все понимают, что для того, чтобы при наступлении страхового случая получить возмещение убытка - выплату, необходимо не только выбрать надежного страхового партнера, но и сформировать такую защиту - программу, которая отвечает всем потребностям предприятия и учитывает его бизнес-особенности. Исходя из практики нашей работы в пищевой отрасли и других сферах мы можем сказать, что почти 70% договоров не в полной мере отвечают текущим реалиям. Работу с каждым нашим клиентом мы начинаем с того, что проводим аудит действующего договора страхования для того, чтобы оценить степень риск-защищенности компании на текущий момент. В случае отсутствия действующего договора страхования рассматриваем бизнес комплексно и собираем программу исходя из потребностей страхователя. Это позволяет оптимизировать расходы на страхование (иначе говоря, улучшить финансовые условия) и расширить покрытие при сохранении действующей цены в зависимости от целей.

Итак, что страхуют индустрия вы можете видеть на слайде.

Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Давайте воспроизведем всю цепочку, начиная с производства как основного этапа.

Большинство компаний страхуют свои производственные помещения, склады и производственные линии. Это обусловлено тем, данные объекты являются основным активом, утрата которого может привести к остановке или прекращению бизнеса. При этом компании часто упускают страхование от перерыва в производстве, в ходе которого можно обеспечить защиту от текущих расходов, возникающих по причине приостановки производственного процесса, а также упущения прибыли ввиду того, что объект страхования поврежден или уничтожен. Или защиту от рисков неоплаты со стороны контрагентов и покупателей продукции, который обеспечивает страхование дебиторской задолженности. Данный вид набирает особую популярность, т.к. портфель поставщиков и клиентов обновляется в разы быстрее, чем раньше, и не всегда у компании есть возможность на своем уровне полноценно проверить контрагента. Страхование общегражданской ответственности, ответственности директоров/топ-менеджмента (D&O) и ответственность за качество выпускаемой продукции тоже очень актуально для FMCG и пищевой промышленности.

Следующий этап в бизнес-цепочке – это доставка товара в торговые сети, на этом этапе скрываются логистические риски. Большинство компаний пищевой отрасли прибегают к услугам транспортных компаний, которые на своей стороне достаточно хорошо закрывают вопрос страхования (страхование ответственности перевозчика), но у некоторых производителей также есть свой собственный парк. Безусловно на эти автомобили оформляется ОСАГО, т.к. это обязательный вид страхования, и чаще всего данные автомобили являются залоговыми или приобретаются в лизинг, поэтому каско так же является вмененным пунктом лизингового или кредитного договора. Наблюдая за большим парком корпоративных машин, мы можем отметить, что все больше и больше клиентов продолжают оформлять каско уже после выкупа автомобиля.

Итак, товар попал в торговые точки. Что происходит с риск-защитой на этом этапе? Если говорить о федеральных сетях, то они страхуют свои магазины и ТМЦ, и в большинстве случаев с привлечением профессиональных помощников – страховых брокеров. Поскольку к страховым брокерам редко обращаются за «коробочными» продуктами, профессиональные консультанты как раз специализируются на комплексном страховании с индивидуальными настройками, учитывающими нюансы каждого бизнеса отдельно. Но даже при серьезном подходе к теме страхования, очень часто при проведении ремонта торговые точки забывают о страховании строительно-монтажных рисков.

Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Как мы видим из опроса, хорошо обстоят дела в классическом имущественном страховании зданий, инженерных систем и оборудования. Больше половины отметили этот вид страхования как один из самых значимых и 70% его страхуют. Это не удивительно, так как данные виды страхования исторически существуют уже давно и по ним сформировалась определенная практика и культура страхования.

При этом у части отрасли еще сохранился определенный скепсис в отношении страхования. Это обусловлено тем, что подавляющие большинство так или иначе сталкивались с проблемами при взаимодействии со страховщиками напрямую. Каждая страховая компания чаще всего предлагает готовый, коробочный набор решений для всех клиентов и не заинтересована в разработке индивидуального, более адаптированного продукта под конкретного клиента.

Ситуация усугубляется и локацией производства. Например, у вас крупное производство в одном из регионов РФ. Вы обращаетесь к представителю страховщика в своем городе, который в свою очередь должен согласовать тарифы и условия с центральным офисом в Москве. В итоге цепочка значительно удлиняется, забирая временные ресурсы. И, конечно, основной негатив, который возникает при общении со страховщиком, связан с процедурой урегулирования убытков.

Как мы видим из ответов респондентов, порядка 24% всех страховых случаев остались без выплат, и 22% были вынуждены обратиться на страховую компанию в суд.

Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Как же грамотно подойти к вопросу страхования компаниям из пищевой индустрии? Какие чувствительные риски нужно держать в фокусе?

Мы в АСТ сформировали матрицу рисков и у нас получилось 5 категорий компаний. Объединение в группу обусловлено тем, что группы предприятий имеют схожий набор актуальных рисков, который является базисом при построении страховой защиты. При более плотной работе обычно набор рисков дополнительно уточняется.

Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Начнем с кондитеров, так как у них меньше всего рисков. Как мы уже говорили ранее, сохранение своего имущества и активов является самым распространенным видом страхования. Сюда у нас попадают складские помещения, производственные линии, здания, ТМЦ. Для того, чтобы вам было проще ориентироваться, мы приводим приблизительные тарифы. Тариф может отличаться в зависимости от целого ряда параметров. Например, у нас с вами есть склад стоимость 100 млн руб., страхование такого склада обойдется вам в 100 тыс. рублей в год. Если мы говорим об общегражданской ответственности с лимитом в 10 млн, то это будет стоить 20-25 тыс. рублей в год.

Переходим к следующей группе – Мука. Крупа. Хлеб. Первые два риска у нас так же остаются. Сюда добавляется риск несчастного случая, т.е. причинение вреда жизни и здоровью сотрудников в ходе производственной деятельности. Если на вашем предприятии работает 500 человек и страховая сумма на каждого будет составлять 500 тыс. руб., то вам это обойдется до 1000 рублей на человека.

Следующая группа – Напитки. Новая категория рисков – просрочка платежа или, иными словами, дебиторская задолженность. Средние тарифы по данному виду варьируются от 0,3 до 0,7% от товарооборота, который страхуется. Но в отношении пищевых производств верхняя планка снижена, обычно тариф не превышает половины процента. Т.е. если ваш товарооборот 1 млрд руб., то его страхование будет стоить от 3 до 5 млн рублей, что намного дешевле банковской гарантии или факторинга.

Переходим к мясо-молочной и консервной промышленности, обязательно затронув страхование в сельском-хозяйстве. Здесь у нас добавляется риск утраты сельскохозяйственной продукции (урожая или животных). Средние тарифы по страхованию урожая составляют 2,5-3%, которые оплачиваются сельхоз-товаропроизводителем, и это составляет 50%. Вторую половину оплачивает региональный Минсельхоз. К примеру, застраховать поле в 500 гектаров будет стоит 250-300 тыс. рублей. По животным разбег тарифов больше, т.к. все зависит от того, кого вы страхуете крупный рогатый скот, птицу или свиней. И, конечно, не стоит забывать о дополнительных мерах субсидирования производителей при наличии страхования.

Страхование пищевой промышленности и риск-защита FMCG

Исследование показало, что 20% компаний пищевой индустрии страхуются через страховых брокеров. Это легко объяснимо. В большинстве своем компаниям нужен не простой «коробочный» страховой продукт, а решение с учетом реалий конкретного бизнеса, когда требуется экспертиза, грамотная оценка рисков, перестрахование… Самостоятельно выбрать страховщика может быть непросто, и тогда компании обращаются к страховому брокеру, который проведет буквально «за руку» от момента выбора страховой до решения вопроса по возмещению убытков. На начальной стадии взаимодействия страховой брокер – это доктор с томографом, а в продолжении – ваш страховой адвокат!

А в нетипичных ситуациях ценность страхового брокера вырастает в разы. У нас есть показательный кейс. Рыбоводческое хозяйство хотело застраховать процесс выращивания рыбьей икры до мальков. Но все страховые компании, куда обращалось сельхозпредприятие, отказывали. Почему? Во-первых, краткосрочный (трехмесячный) договор на каждый помет. Во-вторых, высокорискованный процесс: страхование такого имущества не укладывается в стандартные предложения большинства страховых компаний. Страховщики готовы были застраховать мальков, но вот икру, которой еще только предстояло пройти путь зародыша и личинки - нет.

В АСТ нашли смелого страховщика. Потому что брокер для страховой компании – это «оптовый» и профессиональный покупатель с репутацией на рынке. Мы смогли донести до нашего страхового партнера возможность и варианты страхования такого нестандартного процесса, и проблема рыбоводческого предприятия была решена.

Важно, что государство четко следит за качеством работы страховых брокеров. Наша деятельность жёстко регламентирована действующим законодательством, лицензируется, брокеры входят в госреестр субъектов страхового дела, который ведет регулятор – Банк России. Поэтому обязательно проверяйте наличие лицензии у ваших потенциальных страховых партнёров.

Автор: Юлия Степнова, руководитель направления страхования пищевой промышленности АСТ

Начать дискуссию