Учёба во ВШЭ, маркетинг, саморазвитие и тайм-баланс

Учёба во ВШЭ, маркетинг, саморазвитие и тайм-баланс

Недавно Саша Дружинина взяла у меня интервью для университета. Я в нем столько полезного, как оказалось, рассказала, что решила — надо поделиться с миром. Особенно много здесь о маркетинге, мои выводы как только-только погрузившегося в эту сферу медийщика. Путь от ведения школьного блога до учёбы в Вышке на журналиста, как пришла в продажи и какими советами могу поделиться с коллегами.

— Настя, насколько я знаю, в сфере маркетинга и социальных сетей ты работаешь уже долгое время. Расскажи, пожалуйста, как ты пришла в эту нишу?

Ой, на самом деле, всё очень просто – из журналистики. Я поняла, что нам в школьном медиацентре недостаточно только выкладывать на YouTube выпуски новостей, либо каких-то развлекательных/научных программ, которые делали, когда я была в классе 4-7. В то время начала активно ездить в лагеря и делать там контент для социальных сетей. А в 2018 стала президентом своей Гимназии и перезапустила работу соцсетей, уже сильно ответственнее подошла к этому. Но через пару лет, классе в 10-ом, поняла, что мне наскучил SMM, я решила «копнуть» глубже, поняла, что мне интересен в целом маркетинг, бизнес, предпринимательство, то, как продавать и делать это легко, красиво, удобно для потребителя и для меня.

— Что тебе дала работа в этой нише?

Я поняла, что могу сильно расширить пул своих возможностей, навыков. Могу предлагать более комплексные услуги для НКО, бизнеса, а не просто бездумное ведение социальных сетей. Поняла разницу между постом ради поста и публикации, которая вписана в контент-план, а контент-план написан на основе рубрикатора, созданного на основе аналитики социальных сетей и всего бренда. Это исходит к позиционированию и прописывается в единую коммуникационную стратегию бренда. Когда ты всё это понимаешь в комплексе, твой кругозор становится сильно шире: ты как специалист более востребован и понимаешь, что есть куда расти. А в роли обычного SMM-щика, кажется, что тебе как будто и некуда расти. Я поняла, что мне интересно смотреть на бренд, проект, продукт целиком, со всех сторон.

— Как ты думаешь, спустя 30 лет ты также будешь работать в сфере медиа?

Я понятия не имею, как изменится наша индустрия через 30 лет. Возможно, через это время всё будет настолько автоматизировано, что вопросом создания контента вообще будут заниматься роботы. Большой вопрос, что же останется для деятельности человека? Но я точно знаю, что в течении 1-2 лет я хочу позаниматься этим, поизучать маркетинг еще. К счастью или к сожалению, планы пока не такие долгосрочные.

— Какими навыками должен обладать потенциальный эксперт в сфере маркетинга?

В первую очередь, это умение учиться. Маркетинг – это та сфера, которая постоянно изменяется, она требует от нас новых навыков и решений. Никогда не получится так, что ты выучился один раз и всё – ты крутой эксперт.

Во-вторых, необходимо уметь анализировать, рефлексировать, смотреть на цифры, что сработало, а что нет. Важно мышление. Я чётко поняла, что у меня раньше было проектное мышление, хотя оно всё ещё со мной, но когда ты идешь в рекламу, его нужно перестроить на маркетинговое.

В чем разница? Проектное мышление: есть задача и необходимость её выполнения просто потому, что это написано в плане, т.е. ради галочки. Маркетинговый подход — это задача, которую ты выполняешь исходя из цели и стратегии, смотришь на её результат, а затем корректируешь и пробуешь снова. Может оказаться, что её и не нужно выполнять вовсе. Но произвести оценку и задать правильные вопросы — да. Например, а как мы можем решить ту же задачу, но с наибольшей эффективностью?

Мы, маркетологи, можем начать менять стратегию в середине проекта, когда понимаем, что наши текущие действия не приводят к желаемому результату. И тут стоит затронуть тему команды, которая должна быть настроена не просто на выполнение заранее прописанного плана, ведь получает за это фикс, а когда она видит, как влияет на результат и продажи, следовательно, получает премии.

— Взрослые люди часто говорят: «Вот отключат интернет, что ты будешь делать?» Как ты прокомментируешь эту фразу?

Сейчас мы перешли к новому типу общества – потребительскому. Весь наш мир состоит из того, что люди создают продукты, чтобы их продавать. Продавать можно не только через Интернет, мы можем продавать в офлайне, в реальной жизни. Дело не только же в продаже, дело в донесении своих ценностей. Если даже не маркетинг, то я рассмотрю event-менеджмент, почему нет?

— На рынке сейчас большая конкуренция, как выделяться специалисту?

За счёт «вау»-эффекта. Сделай то, что не делал никто. Как сказала Саша Жаркова, со-основательница агентства SETTERS, когда они придумывали конференцию «КОЛЛЕГИ», они хотели «хакнуть систему», взломать её, что-то пересобрать, посмотреть под другим углом.

И, конечно же, нужно оставаться собой, показывать и рассказывать о себе. Понять, что у тебя особый набор ценностей, качеств, утверждений, в которые ты веришь. И транслировать их, например, в блоге, и именно так личное влияет на профессиональное. Я как специалист ценна не только за свои навыки, но и за свой подход к работе.

И третье, с помощью чего можно выделяться, — сервис. Анализировать клиентский опыт, работать над ним, чтобы вашим продуктом, услугами было удобнее пользоваться, чем у конкурентов. Делать так, чтобы как минимум из-за сервиса человеку хотелось возвращаться к вам снова и снова.

— Чтобы ты могла порекомендовать ребятам, которые хотят стать востребованными специалистами в сфере медиа?

Забавно, но получить какую-то «корочку». Пойти за образованием, и тут скорее речь именно о высшем. Мой путь до универа был непростым, в 8 классе острое желание учиться в МГУ, потом мне про Медиакоммуникации рассказали, я загорелась, в 10 я вообще не понимала, зачем поступать, если на медиа можно чисто на онлайн-курсах отучиться, в 11-ом абсолютно разлюбила журналистику, в итоге в августе приняла решение, что пойду на нее в Вышку.

За школьные года нахваталась стольких курсов, прошла столько онлайн-интенсивов, прочитала много статей, рассылок и книг. Всё это дало мне хорошую разнообразную «крышу», но «фундамента» у меня не было. Сейчас, когда поступила в университет, чувствую, как приобретаю этот фундамент, который начинает делать для меня мою же «крышу» более понятной. До этого я не могла грамотно использовать её, потому что это лишь верхушка айсберга — разрозненные «умные» знания, не собранные в единую систему, — а теперь когда начинаю постепенно «доходить» до этой крыши уже через академические знания, лучше понимаю «вершину айсберга», и вот тут она наконец становится твоим инструментом.

— Сейчас ты учишься в Высшей школе экономики в Москве, работаешь, посещаешь различные мероприятия. Какой твой секрет продуктивного тайм-менеджмента?

Распределение дня на 4 сферы жизни. Каждый день начинаю с утреннего планирования, с понимания, а что же сегодня самое важное, что я гарантированно должна успеть, и главное — баланс. Мой тайм-менеджмент = мой тайм-баланс. Стараюсь делать так, чтобы ни одна из 4 сфер не просела за день. Ну, и, наверное, самое классное — я люблю начинать свой день как можно раньше. Если мне нужно куда-то, например, к врачу, время к которому я могу выбрать сама из предложенных вариантов, то стараюсь назначать на 8 утра, на 8:15, чтобы я точно встала в 7 и за день успела больше, а не провалялась до 10. Ложусь в 23:00, потому что с 23:00 до 02:00 вырабатываются все самые необходимые вещества для нашего организма. И сон глубокий, именно в эти часы он и производит энергию на следующий день.

Интервью взяла: Александра Дружинина.

Спасибо Саше за идею, выбор меня как своего гостя и сами вопросы, над которыми было очень интересно поразмышлять! Надеюсь, что что-то полезное для себя выхватите, всегда рада пообщаться и обсудить что-то лично в Телеграме.

33
4 комментария

Ссылка на телегу есть - это плюс.
Она некликабельная - это минус.

Эксперт так себе

Ответить

Исправили, сделали кликабельную, спасибо за пометку)

Ответить

Анастасия, а идею YouTube канала вы совсем забросили? Как мне кажется, здесь тоже очень большой потенциал для маркетинга и донесения медиа контента.

Ответить

Диана, безусловно, не забросили. Я просто уже выпустилась давно из школы, там контент продолжают делать без меня. Я прекрасно осознаю потенциал ютуба как платформы, в компании, где работаю сейчас, планирую с февраля-марта оптимизировать все процессы и подключить ютуб как еще одну площадку для продвижения.

Ответить