Риски использования Open-source software

Авторки: Irina Abdeeva, Anna Sarbukova

История возникновения движения развития программного обеспечения с открытым исходным кодом берет свое начало еще в 1960-х годах в США.

Углубляться в историю появления терминов free software, opensource software, copyleft license (копилефтные лицензии) и permissive opensource license (пермиссивные лицензии), в этом посте мы не будем, оно и не нужно с учетом того, что мы хотим поговорить о проблематике, возникающей в связи с использованием любого типа открытых лицензий. Однако, для того, чтобы понять и разделить увлеченность апологетов развития программного обеспечения с открытым исходным кодом можно почитать, например, увлекательнейший материал здесь или здесь.

Ключевое отличие копилефтных лицензий от пермиссивных заключается в объеме прав и обязанностей пользователя программного обеспечения, исходный код которого стал доступен пользователю по соответствующей копилефтной или пермиссивной лицензией.

Копилефтные лицензии («авторское лево») это такой протест против авторского права. Копилефтные лицензии в большинстве своем предусматривают положения о том, что ни один пользователь, использующий программу, распространяемую на условиях копилефтной лицензии, не может ограничить права других пользователей, которым эта программа реализуется/предоставляется, на использование, изменение и распространение этой программы.

Если вы переработали программу, распространяемую под копилефтной лицензией, то при дистрибуции переработанной программы вы должны будете распространить переработанную программу под той же копилефтной лицензией, что и «материнская» программа, с тем же набором прав, которые, как правило, включают в себя: право использовать программу в любых целях, изучать и изменять программу (для чего должен быть предоставлен исходный код), право копировать и распространять программу, право распространять измененную программу. Если вы переработали программу под себя и никому ее не реализуете, у вас не возникает обязанности выложить исходный код или предоставлять программу или ее исходный код любым третьим лицам, это тоже важно понимать.

Существует заблуждение, что свободные программы не могут быть платными. Оно возникло когда-то по причине того, что в английском языке «free software» может читаться и как бесплатное ПО, и как свободное ПО, т.е. ПО, доступное для свободного использования пользователями. Собственно, в том числе и по этой причине, когда-то Брюсом Перенсом было предложено использовать термин open source software вместо free software. Сохранились и до их пор используются оба термина. Самые известные копилефтные и пермиссивные лицензии не содержат каких-либо запретов на платное распространение программы. Но, вы спросите, зачем платить за то, что можно взять бесплатно? По факту это не совсем так. И это предмет для отдельного поста.

Пермиссивные же лицензии это лицензии, которые не ограничивают свободу пользователя в выборе лицензионных условий для переработанной программы, созданной на базе программного обеспечения, распространяемого на условиях пермиссивной лицензии. Более того, разработчик переработанной программы, как правило, по условиям пермиссивных лицензий не обязан раскрывать исходный код пользователям. Так появляются проприетарные («собственные») программы, являющиеся в основе своей переработками программного обеспечения с открытым исходным кодом, распространяемого на условиях пермиссивных лицензий.

Текст лицензии сопровождает программное обеспечение с открытым исходным кодом, поэтому пользователь может оценить свои возможности по соблюдению всех условий лицензии перед принятием решения об использовании. Можно подумать, что если ты будешь соблюдать все требования лицензии, то больше никаких рисков юридического характера у тебя, как у разработчика, не возникнет.

Однако это не так. Есть один нюанс, который в текущей геополитической обстановке необходимо иметь ввиду при принятии решения об использовании опенсорса.

Большинство открытых лицензий предоставляются либо различными международными организациями (Apache Software Foundation; Free Software Foundation), либо образовательными организациями (Massachusetts Institute of Technology) либо разработчиками, проживающими в различных странах.

И 99% процентов текстов открытых лицензий (исходя из нашего опыта) не содержат положений о том, какое право подлежит к применению к отношениям, возникающим между лицензиаром/правообладателем и пользователем, который использует программное обеспечение с открытым исходным кодом. Хотя, например, лицензия MPL v.1.1. содержит прямое указание на то, что данная лицензия регулируется положениями законодательства штата Калифорнии, исключая положения коллизионного права.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 1211 Гражданского кодекса РФ при наличии иностранного элемента в отношении лицензионного договора применяется право страны, на территории которой лицензиату разрешается использование результата интеллектуальной деятельности, а если такое использование разрешается на территориях одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности лицензиара.

Соответственно, если при разработке собственного программного обеспечения было использовано программное обеспечение с открытым исходным кодом, лицензированное, допустим, под пермиссивной лицензией, и такое программное обеспечение не было в достаточной степени изменено (модифицировано), то к этой части программного обеспечения с открытым исходным кодом будут применяться положения соответствующей пермиссивной лицензии, а значит и законодательство местонахождения\места жительства первоначального автора.

Зачастую отследить местонахождение или местожительства первоначального автора не представляется возможным, но если Вы в своем проекте используете без изменения какое-либо программное обеспечение с открытым исходным кодом, то всегда следует помнить, что риск применения иностранного законодательства, на наш взгляд, сохраняется.

В большинстве случаев этот риск не является критичным, однако он актуален, если Ваша программа включена в Реестр российского программного обеспечения, поскольку при изменении иностранного законодательства относительно порядка предоставления лицензии для определенных стран и\или территорий, таким законодательством может быть установлен запрет на предоставление программ, лицензированных на условиях соответствующих открытых лицензий, лицензиаром (правообладателем) которого является лицо, подчиняющееся иностранной юрисдикции.

Соответственно, невозможность использования одного из компонентов, необходимого для установки и\или использования программного обеспечения, включенного в Реестр на всей территории Российской Федерации, например территории Крыма, может привести к тому, что программное обеспечение может быть исключено из Реестра, если оператору Реестра станет известно о введении запрета на основании иностранного законодательства на использование, например, какой-либо библиотеки, распространяемой на условиях соответствующей открытой лицензии, на всей территории РФ и\или ее соответствующей части.

Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом имеет множество преимуществ. Одновременно, не меньше нюансов, скажем так. Мы будем продолжать рассказывать об особенностях использования опенсорса. А если вы уже используете такое программное обеспечение, рекомендуем Вам следить за возможными экспортными ограничениями, вводимыми на основании иностранного законодательства, ведь такие экспортные ограничения могут быть введены и в отношении программного обеспечения с открытым исходным кодом.

44
2 комментария

Интересная статья, спасибо!

Отдельно хотелось бы почитать мнение и размышления авторов статьи о необходимой (достаточной) степени переработки foss кода (в случае с производными произведениями) для возникновения «нового» произведения.

Ответить

Спасибо! Учтем пожелания, подготовим в ближайшее время.

Ответить