Акты скрытых работ: почему так важны в стройке и что делать, если подрядчик их не передает

Авторка материала: Карина Мясникова

И строительные споры мы тоже сопровождаем

Наша компания действительно специализируется на сопровождении IP и IT проектов, однако мы также занимаемся разрешением споров и в других сферах, в том числе в области строительства. А потому нас волнуют проблемы, с которыми сталкиваются наши клиенты – строительные компании.

Одним из таких вопросов, который вставал в нашей практике неоднократно, стали последствия непередачи заказчику исполнительной документации лицом, непосредственно осуществляющим строительство.

Так, при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства ведется исполнительная документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и отображающая фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации (ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Такая документация позволяет проверить объемы, прочность, вес несущих конструкций, к ней же обращаются и в ходе эксплуатации, например, при проведении ремонта. Ее конкретный перечень могут определять ГОСТы, другие нормативы или стороны в договоре, и который, в конечном счете, зависит от вида работ.

Помимо исполнительных чертежей, схем, паспортов на оборудование, сертификатов на использованные материалы исполнительная документация включает в себя акты освидетельствования скрытых работ.

Что это такое и почему они так важны?

Акт скрытых работ — это документ, подтверждающий проведение контроля качества работ, которые в дальнейшем будут скрыты из-за проведения следующего этапа работ. Например: прокладка кабеля в стенах или забивка свай под фундамент. После штукатурки или постройки фундамента кабель или сваи без разрушений уже не будут доступны для проверки. Иногда без таких актов вообще невозможно сдать объект в эксплуатацию.

Вот почему так важно зафиксировать факт и состояние проведенных работ в специальном акте. Ведь в дальнейшем, в случае, проверки, ремонта или переоборудования могут быть проблемы.

Раз это так важно при строительстве, следует обязательно это отразить в договоре с указанием на конкретный перечень документов.

Что будет если этого не сделать?

Практика складывается таким образом, что суды не помогают заказчику получить акты скрытых работ. Ему придется доказывать необходимость данных, которые он требует, для дальнейшей эксплуатации объекта по прямому назначению и отсутствие потребительской ценности результата работ в случае их неполучения.

Такая позиция была высказана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 №307-ЭС15-13157, а затем в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 303-ЭС17-4145. Именно последний судебный акт был активно поддержан нижестоящими инстанциями.

Так, в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 № 05АП-4985/2020 по делу № А51-3964/2020 прямо указано: «.. заявленные возражения заказчика против актов приемки работ, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не представление истцом исполнительной документации, нарушение раздела 7 договора при доказанном факте выполнения работ не влекут безусловного отказа в приемке работ и не препятствует совершению действий по приемке объекта. Заказчик обязан доказать невозможность использования объекта подряда по прямому назначению в отсутствие исполнительной документации.

Однако, ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств согласно которым отсутствие исполнительной документации, актов скрытых работ и другой сопроводительной документации, исключает возможность использования результата работ для указанной в договоре цели и влечет невозможность эксплуатации объекта».

Прав ли суд?

Однако правомерно ли, когда при наличии договорной обязанности подрядчика подготовить и передать исполнительную документацию, в случае ее неисполнения бремя доказывания необходимости ее предоставления возлагается на заказчика? А если последний не сможет доказать свою потребность в документации, то должен оплатить выполненные работы.

Думается, что такой подход судов способствует росту злоупотреблений со стороны исполнителей, которые претендуют на полную оплату своих работ при откровенном нарушении условий договора. При этом доказать невозможность использования результата работ без актов скрытых работ не так просто, а судебных дел, где бы заказчику это удалось, мы найти не смогли.

Часто все осложняется еще и тем, что когда спор доходит до суда, объект уже эксплуатируется и моделирование ситуации возможной реконструкции здания и возникновение в связи с этим потребности знать каким образом произведено бетонирование фундамента или теплоизоляция кровли лишено доказательственной силы.

При этом стоит заметить, что обязанность подрядчика как лица, непосредственно осуществляющего строительство, вести исполнительную документацию, предусмотрена прежде всего Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 и фактически не зависит от включения в договор обязанности по ее оформлению.

В связи с чем, представляется, что в понятие «результат выполненных работ» должно включаться не только их фактическое выполнение, но и должное оформление, а иное толковаться как неисполнение подрядчиком своих обязательств и отсутствие права требовать полной оплаты за работы.

Что делать в таком случае заказчику?

В целях минимизации рисков неполучения от подрядчика исполнительной документации, в том числе актов скрытых работ, рекомендуется:

1. Указать в договоре полный перечень исполнительной документации, подлежащей передаче при сдаче-приемке результатов выполненных работ.

2. Отдельно в договоре закрепить за заказчиком право отказаться от приемки и оплаты работ в случае непредоставления подрядчиком исполнительной документации.

3. Закрепить в договоре, что в отсутствие исполнительной документации результаты выполненных работ не имеют для заказчика потребительской ценности и не могут эксплуатироваться.

4. Включить в договор условие о начислении неустойки за нарушение срока предоставления подрядчиком исполнительной документации.

5. Также возможно в судебном порядке истребовать у подрядчика исполнительную документацию.

33
Начать дискуссию