Персонажи и способы защиты прав на них

Авторка материала: Анна Сарбукова

Все мы играем в компьютерные игры, смотрим фильмы, читаем книги.

И в каждом таком произведении есть персонаж (главный, второстепенный), история развития которого под час выходит за рамки самого произведения и такой персонаж развивается отдельно и самостоятельно от самого произведения.

И зачастую многие люди чаще узнают какой-то персонаж из произведения, чем помнят кто автор того или иного произведения.

Мы вот сходу вспомнили про домовенка Кузю (спасибо стикерам из Telegram), но не вспомнили, кто автор данной книги (автор – Татьяна Александрова, автор первого изображения персонажа также она, художник-автор персонажа мультипликационного фильма, вышедшего в 1984-1987 гг. – Валентин Берестов, прим.: по информации доступной в сети Интернет).

И конечно, если персонаж успешный, удачный, запоминающийся, то использование такого персонажа очень выгодно для любого бизнеса, потому что если ты продаешь просто молоко, то ты просто продаешь молоко, а если ты продаешь молоко с котом, то все знают, какое молоко ты продаешь (это не реклама, нам не платили).

Поэтому сегодня мы хотели бы поговорить на тему того, как бизнесу легально использовать какой-либо персонаж для увеличения количества клиентов и повышения узнаваемости бренда и как защитить свои права на персонаж.

Правовое регулирование персонажей

Для начала надо определиться, что понимается под персонажем с точки зрения закона.

Легальное определение термина «персонаж» не содержится в части четвертой ГК РФ, однако оно содержится в Постановлении Пленума Верховного суда от 23.04.2019 №10:

«под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.».

Переводя с юридического на русский приходим к выводу, что под персонажем понимается какое-либо описание, или изображение, созданное автором произведения и которое выражено в соответствующей форме (письменной, устной, изобразительной, объемно-пространственной).

С точки зрения закона не каждый персонаж является охраняемым, а только тот, который:

1) является частью какого-либо произведения (книги, клипа, фильма, видеоигры);

2) обладает достаточными индивидуальными характеристиками (внешний вид, мимика, голос, движения, особенности речи) которые делают его узнаваемым;

3) может использоваться самостоятельно, в отрыве от основного произведения;

4) должен быть выражен в объективной форме и являться результатом творческого труда автора (это общие требования, предъявляемые для всех объектов авторского права).

При этом, как нам представляется, при определения персонажа как самостоятельного произведения или как части произведения необходимо учитывать тот факт, что если персонаж начинают использовать отдельно и самостоятельно (например, персонаж из комиксов начинает использоваться в фильмах, а затем в различной продукции), то можно говорить о том, что персонаж «сформировался» как самостоятельное произведение и может использоваться в составе компьютерной игры, виртуальной реальности, в 3D- рекламе, в различных квестах или ток-шоу как самостоятельное произведение.

Ведь именно в таких случаях само произведение (из которого первоначально возник персонаж) не используется, а используется только персонаж или персонажи, которые дают определенные преимущества компаниям, использующим их в своих целях.

Соответственно, только при наличии всех признаков:

· самостоятельный творческий труд автора, проявившийся в характеристиках\внешнем виде персонажа, т.е. это не просто типичный представитель определенной категории персонажей: котов, принцесс, орков, эльфов, гномов, а такой представитель, который обладает уникальными и специфическими особенностями;

· объективная форма выражения;

· узнаваемость и возможность самостоятельного отдельного использования,

· можно говорить том, что персонаж – это отдельное произведение, которое охраняется нормами авторского права.

При этом, как видно из буквального толкования Постановления Пленума ВС №10 Верховный суд РФ в своем определении персонажа указал, что персонажем может быть только одушевлённое лицо.

В тоже время, например, законодательство США не содержит ограничений относительно того, что персонажем может признаваться только одушевленное лицо и поэтому персонажем может являться не только какой-либо «живой» герой произведения, но персонажем так же может являться и предмет\вещь. См., например, дело Апелляционного суда по девятому округу США, который признал, что «персонаж» Бэтмобиль из комиксов BatMan является самостоятельным объектом авторских прав.

Представляется, что такой подход является правильным и персонажем могут признаваться не только одушевленные лица, но и вещи при наличии сильных индивидуальных признаков, делающих такую вещь уникальной и единственной в своем роде (например, машина Молнии Маквин).

Также стоит отметить, что если вы хотите использовать в своем бизнесе имя какого-либо персонажа, то такое использование может попасть под критерии использования вами персонажа, если такое имя может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора (Бэтмобиль, Агент 007, домовенок Кузя, кот Матроскин и т.д.).

Мы придерживаемся позиции, что в случае если имя является фантазийным (отсутствующим в словарях и энциклопедиях), то такое имя способно стать характеристикой персонажа. Если имя является реальным именем, то оно, на наш взгляд, не может признавать характеристикой персонажа (Маша, Том Сойер).

Также существует позиция ученых, которые полагают, что имя персонажа, как и само название произведения, не охраняются в принципе с точки зрения авторского права, а охране подлежит только наименование, зарегистрированное как товарный знак.

Копирование персонажей

Компании заинтересованы в запоминающихся персонажах для рекламы бренда, продукции или услуг. На маркетинговые стратегии по продвижению персонажей могут уходить большие средства, сильно превышающие ресурсы, необходимые для создания персонажа с нуля. Копирование ставших известными среди потребителей персонажей другими компаниями помимо нарушения прав компаний-правообладателей может нанести ущерб их деловой репутации.

Компании, копирующих чужих персонажей, могут быть привлечены не только к ответственности по гражданскому, но и по антимонопольному законодательству. О риске получить уведомления от ФАС не так часто задумываются, однако такая возможность существует. И штрафы далеко не маленькие. Так, ст. 14.5 Закона о защите конкуренции прямо запрещает использовать в рекламе чужие объекты интеллектуальной собственности. Компанию-нарушителя ждет штраф в размере 0.01–0.15% от суммы выручки от реализации товара, и не менее 100 000 рублей в силу ч.2 ст.14.33 КоАП РФ.

Наш совет: если вы не хотите рисковать в случае использования в деятельности своей компании уже готового персонажа: заключайте лицензионный договор с правообладателем на использование такого персонажа, который будет содержать в себе положения и о праве использования персонажа, и положения о праве использования его имени (каким бы оно не было, фантазийным или обычным).

Если вы не хотите использовать чужой персонаж для продвижения бренда своей компании, то можете создать свой собственный персонаж.

Способы защиты персонажей

Создание персонажа возможно как силами штатных дизайнеров\художников-аниматоров компании, так и на основании договоров на создание произведения, заключаемых с внешними подрядчиками.

При собственной разработке персонажа следует помнить, что создание образа персонажа должно входить в должностные обязанностей тех работников вашей компании, которые занимаются его созданием, в противном случае вы не станете правообладателем такого персонажа и в дальнейшем у вашей компании могут возникнуть разные проблемы правового характера: невозможность распоряжаться исключительным правом на персонаж; претензии от автора-создателя персонажа о том, что вы используете его интеллектуальную собственность.

Если вы заказываете разработку персонажа для своей компании, то в таких договорах важно предусмотреть принадлежность вашей компании исключительного права на созданный персонаж; невозможность использования внешним подрядчиком для каких-либо целей созданного для вашей компании персонажа; отсутствие лицензируемых компонентов в составе персонажа или необходимость согласования с вами наличия таких компонентов; принадлежность вам исключительного права на объекты патентного права, возникающие при создании персонажа (если применимо).

Какой бы способ создания персонажа вы не выбрали (собственная разработка или заказная разработка) важно помнить, что задание на разработку такого персонажа должно быть максимально детализированным и позволяющим авторам создать не просто родовой образ кота, а образ кота, который своим внешним видом будет отличаться от образа всех котов, например, как кот Карамелька. «Шаблонный персонаж» (stock character), сложившийся стереотип, такой как английский дворецкий, также не получит авторско-правовой защиты.

Когда такой персонаж будет создан, для защиты своих прав на него, также рекомендуем зарегистрировать товарный знак (имя и изображение персонажа).

Важно помнить, что регистрация производится по классам товаров и услуг, поэтому товарный знак лучше зарегистрировать в максимальном количестве классов товаров и услуг, при реализации которых планируется использование персонажа (и для футболок, и для тетрадок, и для продуктов питания).

Хороший пример того, на сколько видов продукции можно зарегистрировать товарный знак для своего персонажа можно посмотреть вот здесь: http://www.format-pro.ru/data/masha-i-medved.pdf. Создатели мультфильма также зарегистрировали как товарный знак и само название мультфильма.

Еще один действенный способ защитить права на своего персонажа, который используется для брендирования продукции компании, получить патент на промышленный образец.

Патент получается на решение внешнего вида изделия, которое отражает эстетические особенности (конфигурация, форма, орнамент, фактура, текстура). Например, можно получить патент на промышленный образец для 3-D персонажа, который был создан для вашей компании.

Регистрация персонажа в качестве товарного знака или получение патента на промышленный образец широко используются различными компаниями в качестве стратегий защиты прав на персонаж, поскольку предоставляют компаниям более широкие возможности для защиты своих прав, чем авторское право.

Если вы хотите выбрать для продвижения своего бизнеса и для создания бренда компании какой-либо уже существующий персонаж, или проконсультироваться о возможностях создания своего собственного персонажа, то можете написать нам: ebr@ebr.su, с удовольствием поможем и подскажем по всем правовым вопросам, связанным с использованием персонажей.

22
Начать дискуссию