#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Продолжаю рассказывать о нашей внутренней "кухне", как мы строили социальный образовательный бизнес - детский клуб по робототехнике и программированию.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Клуб для родителей

В течение всего учебного года мы не останавливались в работе с родителями. Постоянный созвон, получение обратной связи, консультирование по построению образовательной траектории ребенка. И главное - отдельные бесплатные мероприятия только для родителей. Пока идут кружки мамы и папы шли на встречу с главой школы Самсунг, руководителем Акселератора Интел, преподавателем кафедры робототехники Бауманки, участвовали в специально приглашенной ярмарке МИФа только для них, мастер-классы по робототехнике, и даже более серьезные тренинговые вещи для уже реальной работы - "Лего серьезная игра". Такие события проводились примерно 1-2 раза в месяц стабильно.

Учебный год мы разбили на 3 четверти с небольшими каникулами на ноябрьские, январьские и мартовские праздники. Но отдыхать в это время никто не собирался. В это время мы проводили дополнительные стимулирующие мероприятия - совместные дети+родители экскурсии в какие-нибудь интересные места. Так все вместе ходили на выставку по ядерной энергетике (от куда потом родители никак не могли уговорить детей уйти, им так понравилось)) ), ходили на кафедру Молниезащиты, и смотрели в лаборатории как создаются молнии.

И, конечно, открытые занятия, совместные проекты с детьми - родитель не зритель, а активный участник.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Пропущенные занятия

Для каждого, кто строит бизнес в услугах курсов знакома история - «я заболел, хочу возврат». Это всегда головная боль менеджера, снижение дохода в этом месяце, путаница. Поэтому мы придумали нестандартное решение.

Как вы помните у нас 3 раза в год были маленькие каникулы. На них мы проводили отработки пропущенных занятий. То есть ребенок мог спокойно прийти и до 2-х занятий за четверть восстановить с преподавателем. Это решало проблему перерасчетов на небольшом количество пропущенных занятий. То есть возврат денег мы не делали, а просто предлагали день восстановления знаний, ведь по факту родителю же важнее, чтобы ребенок не деньги, а знания и опыт восстановил. Система работала на отлично.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Продает каждый

Как в известной книге И. Манна «Продает каждый», так и в нашей команде всех преподавателей обучали, что развитие центра - в ваших руках. Я всегда говорила: «Я могу привлечь и удержать клиентов до первого занятия. Дальше - все зависит от вас. Вы продаете себя как классного преподавателя на каждом занятии!» Это правило появилось не просто так - были у нас те, кто потерял свои группы из-за собственных ошибок в позиционировании у клиента.

Это позволяло преподавателям постоянно искать новые и новые идеи для занятий, у них был полный карт-бланш на творчество. Так рождались занятия, в которых Гарри Поттер борется со злым магом, сказки про Электричество и многое другое. При этом структурно в подаче знаний все следовало принципу «от простого к сложному».

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Дополнительно проводились открытые занятия в реперных точках, чтобы преподаватель мог снова продемонстрировать родителям, как покупателям услуги, что занятия у него на курсе отвечают их пожеланиям.

Одним из важных KPI также было общение педагога с родителями. После каждого занятия минимум с 2-3 родителями в малюсеньком 5 минутном перерыве между занятиями, но надо успеть пообщаться, обязательно похвалить ребенка, дать обратную связь, обсудить рост, получить обратную связь из первых рук.

Все это способствовало главной цели - мои «звезды-преподаватели» научились удерживать клиентов и снизили текучку до минимально возможных вариантов. Были те, кто вообще не терял ни одного клиента за сезон. Горжусь ими до сих пор!

На фото - основная команда. Они сила, которую мы пронесли через весь проект. Это в футболках, но еще не с фирменными роботами)))
На фото - основная команда. Они сила, которую мы пронесли через весь проект. Это в футболках, но еще не с фирменными роботами)))

Снижение основных статей расхода

Первая большая статья расходов - аренда помещения. Мы довольно долго искали свое место, при этом нам как-то везло и по бартеру мы договаривались на бесплатную аренду. Потом нас позвал один дом культуры к себе, предложил льготные условия и там мы и остались. Аренда была всегда небольшой, а время работы при этом топовое.

Вторая статья - рекламный бюджет. Но как вы уже могли понять, у нас его собственно практически и не было)) Максимум мы на тестировании вкладывали по 2 тысячи на тестирование в самом начале. Правда, был один раз когда мы бухнули аж 10 тысяч в Директ и за это сразу поплатились(( Пришел 1 клиент, который даже близко не покрыл этих расходов. Ушли в глухой минус. После этого уже начали думать, как правильно работать с ца, ее точками контакта, настраивать воронку и просто закрывать на максимум каждую заявку по умному. Мы вынуждены были научиться маркетингу без бюджета. Маленький бизнес не может себе позволить тратить деньги без уверенности в результате.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Третья статья - зарплаты преподавателей. Вот тут мы не мелочились и платили пусть и не много относительно полной ставки где-нибудь в компании, зато хорошо по меркам нашей отрасли. Оплата была сдельно-премиальная - за каждое отведенное занятие плюс я всегда накидывала хотя бы небольшую премию по результатам месяца, если доход позволял. Была также градация по уровню преподавателя, зависящая от его опыта. Более опытные и результативные получали ставку выше. Теряешь много клиентов - ставка понижается.

Четвертая статья расходов - закупка оборудования. Так как конструкторы терялись-ломались, такую закупку необходимо было планировать заранее и откладывать на нее деньги постепенно в течение года. Еще одно под направление тут - это закупка ноутбуков. По идее мы должны предоставлять оборудование для занятий «под ключ», но ноутбуки вещь также довольно дорогая, их надо сразу и много, плюс хранение и т.д. Мы приняли сложное решение - дети должны приходить со своим компьютером. Так мы снижали финансовые, амортизационный расходы клуба, проблемы с хранением, но и немаловажно - организационные. Поясню. Ребенок делает программу, не успел на занятии, надо перебрасывать на флешку, это занимает время. В этот же момент другой ребенок на этот же ноутбук должен перекинуть свою программу из домашнего задания. Флешки не открываются, программы не сохраняются… - в общем пол занятия можно легко потерять только на решении технических проблем. Когда дети приходят со своим ноутбуком такой проблемы вообще нет. Родители с пониманием отнеслись к этому, ведь такая покупка не игрушка и действительно будет нужна ребенку еще очень долго.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

На пути к своему стилю

Мы подтянули и свой мерч, который бы нас выделял. Сначала это были просто картинки роботов на футболках, стащенные с просторов интернета. Позже нам повезло и нам очень бюджетно (буквально тысячи за 3 наверное, не больше, нам повезло))) ) знакомая придумала роботов, своих. Так у нас появились супер футболки с полной запечаткой, скатерти, платки, рюкзаки, тантамарезки и пресс волы, дневники и дипломы.

На заднем фоне уже стоит наш фирменный робот на тантамарезке
На заднем фоне уже стоит наш фирменный робот на тантамарезке

Группа компаний

Какое самое плохое число в бизнесе? Один. Один источник дохода, один поставщик, один клиент и т.д. Мы это четко понимали, поэтому параллельно всегда отрабатывали гипотезы других бизнесов из отрасли. Что мы только не попробовали! Продажи оптом и в розницу, обучение взрослых, консультации других бизнесов по открытию (этот курс до сих открыт на YouTube), коммерческое написание программ для школ, и, конечно, онлайн курсы. Многое не получилось((

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Стоит отметить, что в 2014-2017 гг. онлайн обучение воспринималось еще довольно скептически в России. Уже вовремя и после пандемии онлайн-обучение пошло резко в гору и приобрело мне кажется бОльшую лояльность именно родителей. Тогда этого не было. Мы и еще один преподаватель где-то в регионе были действительно самые первые, кто ввел онлайн обучение по программированию для детей. И к этому проекту активно начали подтягиваться русско-говорящие семьи по всему миру. Франция, Германия, США, Куба, страны СНГ - по одному-два ребенка из разных уголков мира составляли такую международную группу учеников.

Также мы были единственные (по моему даже сейчас в 2023 году я еще не видела таких предложений), которые придумали онлайн курс по робототехнике с использованием отечественного симулятора робота. То есть программа проверялась на виртуальном роботе, можно не иметь конструктор дома при этом.

Также мы разрабатывали аппаратную часть для мастер-классов, например, для Мастерславля. Проводили заказные мастер-классы не только для детей, но и для взрослых. Нашими клиентами были Касперский, ВТБ 24, Озон и др.

Эти отдельные проекты не были основной статьей доходов Эду-Крафт, но точно были опорой и главное - подстраховкой, протестированной гипотезой бизнеса, куда идти стоит или нет.

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

The End

В 2017 году после 3-х лет работы, на пике, когда все отработано как часы, мы приняли сложное решение о закрытии и продаже клуба. Причин было море и океан, начиная от личного выгорания, когда уже просто нет сил, ведь ты в свой первый проект отдаешь себя не щадя, и до не очень классной конъюктуры рынка и соотвественно финансовой вилки, а нам это не нравилось.

Закрытие происходило довольно плавно - первый год продолжались интенсивы на каникулах и индивидуальные занятия, второй год - заканчивалась и индивидуальная работа.

Это я на отдельном стульчике в метро - еду с какого-то очередного мастер-класса с полным комплектом оборудования (включая стул), и не открываясь от планшета, решаю какие-то проблемы))) оборудование у партнера рядом в огромной ашановской сумке
Это я на отдельном стульчике в метро - еду с какого-то очередного мастер-класса с полным комплектом оборудования (включая стул), и не открываясь от планшета, решаю какие-то проблемы))) оборудование у партнера рядом в огромной ашановской сумке

Вспоминая хочу сказать, что нам очень повезло - среди многих наших деток нашелся практически «гений» - наш ученик Дмитрий. У Димы все сложилось - интерес и способности, возможности родителей, профессионализм и чуткость нашего преподавателя. Он смог поступить в Школу Самсунг в 11 лет, хотя обычно там с 14 лет и бесплатно там учился. Потом поступил также в Яндекс Академию, и сейчас он даже в своем юном возрасте имеет интересный и разный проектный опыт.

Нам повезло с командой, которые вдохновляли нас, поддерживали и понимали, на сколько их личный вклад огромен. Мы невероятно благодарны им за это классное время вместе!

#кейс. Бизнес на детских кружках на практике (часть 2)

Наш проект это яркий пример того, что можно построить прибыльный бизнес без инвестиций.

Мы хотели это доказать в первую очередь себе. Кажется, у нас это тогда получилось. Это был невероятный, крутой опыт, который навсегда поменял наши "мозги", мир, систему ценностей и ориентиров. Нам повезло создать что-то действительно важное и ценное, и чем можно гордиться.

Впереди, после закрытия бизнеса, нас ждали новые вызовы, в которых мы реализуемся сейчас, но этот опыт безусловно, стал для нас основой.

11
Начать дискуссию