О специфических аспектах брака в Египте

О специфических аспектах брака в Египте

Основанные по большей части на исламском шариате в Египте нормы семейного и гражданского законодательства, а также традиции и обычаи формируют для наших соотечественниц, которые намереваются выйти замуж и проживать в Египте, весьма непривычные юридические особенности и связанные с ними бытовые реалии.

Термин «брак» в Египте означает контракт (договор, сделку) двух вступивших в брачный возраст сторон: у мужчин – начиная с 18 лет, у женщин – в 16 лет (полное совершеннолетие у египтян наступает в 21 год с правом наследования). Он оформляется таким документом как «акд заувадж», т.е. «брачный договор», к которому прилагается т.н. «каима манкулят зауджийя», т.е. список передаваемого вступающим в брак имущества. В Египте составление и согласование брачных контрактов, а также приложений к ним является отдельной областью юридической деятельности и выполняется специальными нотариусами – «маазунами», гонорар которых зачастую исчисляется в процентах от стоимости сделки. Все записи ведутся на арабском языке.

«Акд заувадж» после подписания его сторонами регистрируется в министерстве юстиции (ЗАГС) и суде, заносится в электронную базу. На лицевой стороне документа наклеены фотографии вступающих в брак, на уголках которых проставлены печати министерства юстиции и суда. На основании «акд заувадж» в ЗАГС или посольствах Египта за рубежом могут распечатываться актуализированные дубликаты, которые оформлены на специальных бланках зеленого цвета размера А-5, без фотографий. Именно «акд заувадж» и его дубликаты являются эквивалентами российского свидетельства о браке и его повторных экземпляров. В России египетский брачный контракт (т.е. свидетельство о браке) действителен после легализации в МИД АРЕ и РКЗУ (или КО Посольства в Каире) и свидетельствования верности перевода. Надлежащим образом оформленный «акд заувадж» дает иностранке право на египетскую визу сроком на три года, а также, при наличии такого желания, может служить основанием для оформления гражданства АРЕ. Египетские обычаи предписывают публичное объявление о заключении брака и проведение свадебного торжества.

Одной из обязательных статей «акд заувадж» является размер калыма «махр» - т.е. денежной суммы (ювелирных предметов), которую сторона жениха должна передать стороне невесты. «Махр» состоит из двух частей: предварительной («мукаддам»), и основной («муаххар» т.е. «отложенный»). «Мукаддам» вносится до брака, при помолвке. В случае расторжения помолвки по инициативе невесты «мукаддам» возвращается жениху, а при расторжении помолвки по вине жениха он остаётся у невесты. «Муаххар» подлежит передаче стороне жены при разводе по инициативе или доказанной по суду вине мужа. В «акд заувадж» также фиксируются такие важные права, как разрешение супруге работать, получать образование, выезжать за границу (действует в отношении гражданок Египта), возможность расторжения брака полюбовно (т.н. «хол´а»), без тяжбы, путем обычного судебного уведомления. Калым является финансовой гарантией, а его размер - важным индикатором серьезности намерений жениха, ценности невесты и благосостояния сторон. В некоторых случаях его размер может достигать одного миллиона египетских фунтов (приблизительно 57 тыс.долл. США) и выше.

В состав брачного договора в виде приложения входит вышеупомянутая «каима манкулят зауджийя» - подробный список предоставленного стороной мужа имущества и приданого невесты, которое муж должен вернуть жене в случае развода по его инициативе или вине. «Каима» оформляется с нотариальным заверением подписей сторон и свидетелей. В Египте в целом принято, что сторона мужа предоставляет новой семье жилье и часть обстановки, а сторона жены – автомобиль, одежду, предметы утвари и основную часть мебели, но по договоренности возможны и другие варианты.

Грамотно составленный брачный контракт и приложение к нему позволяют супруге заметно нивелировать присущее египетскому социуму гендерное неравенство и даже добиться некоторых преимуществ. К сожалению, гражданки России, как правило, уделяют мало внимания этой стороне вопроса, например, указывая в брачном контракте такие символические суммы калыма, как «1 египетский фунт» или «100 египетских фунтов» (5,6 долл.США). При браке с египтянками подобное не допускается, так как египтяне стремятся наиболее ответственным образом подходить к составлению брачных контрактов. Известны случаи, когда россиянки при заключении брака с египтянами отдавали им крупные денежные суммы вовсе без юридического оформления.

Семейные финансы. В египетских семьях, как правило, общего семейного бюджета не существует, и права, обязанности, материальные и финансовые активы супругов распределены согласно египетским законам, традициям, брачному договору и его приложениям. Содержание жен и детей, а также обеспечение их жильем происходит за счет мужа, но содержать пасынков и падчериц он не обязан. Жены имеют право не работать. Если жена работает, своим заработком она вправе распоряжаться по собственному усмотрению, тратить полностью на себя. При заключении брака имущество у жены не отчуждается и остается ее личной собственностью, а свое приданое в случае развода она у мужа вправе истребовать. Все подарки, сделанные мужем жене, также остаются у нее после развода.

Необходимо иметь в виду, что в Египте при расторжении брака не применяется принятый в России принцип «50/50» раздела нажитого во время супружества имущества: движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы - акции, паи, доли в акционерных обществах, банковские счета и т.д. бывают оформлены на имя одного из супругов, и при расторжении брака другая сторона на него претендовать не может. Распространённая среди несведущих россиянок практика приобретения недвижимости на имя египетского супруга приводит к утрате таковой в случае расторжения брака.

Семья в Египте. В АРЕ разрешена полигамия. Мужчина может иметь не более четырех жен одновременно, причем вступить в новый брак можно только получив разрешение имеющихся жен. Сокрытие факта наличия супруги при заключении нового брака карается в уголовном порядке, тюремным заключением сроком до 3 лет. Женщины в Египте правом на полигамию не обладают. При заключении брака с гражданином АРЕ жена-иностранка сохраняет свою фамилию. У самих египтян само понятие фамилии отсутствует на юридическом уровне и вместо нее используется имя прадеда или прапрадеда.

«Контракт-орфи» - разрешенная в Египте квазиюридическая разновидность брака, в общественном сознании близкая к узаконенной проституции. Заключается в максимально упрощенном порядке, фактически это приобретенный в канцелярском магазине бланк с надписью от руки о заключенном браке, именами и подписями «орфи-мужа», «орфи-жены» и свидетелей. Какие-либо вопросы об имущественных или других правах в этом документе не рассматриваются. «Орфи-контракт» может также использоваться в качестве основания при заключении полноценного брачного контракта и в таком случае подписи сторон регистрируются в государственной нотариальной конторе и суде.

В условиях строгих законов Египта о нравственности «орфи-контракт» позволяет гражданину Египта без риска предусмотренного за это тюремного заключения сожительствовать с женщиной (чаще всего иностранкой) и избегать существенных материальных обязательств, которые налагает на него официальный брак. Иностранной гражданке «орфи-контракт» позволяет однократно получить визу «невесты» сроком на 6 месяцев.

«Орфи-брак» ставит заключившую его женщину в заведомо невыгодное положение, поэтому гражданам настоятельно рекомендуется оформлять «акд зауадж» - полноценные в юридическом плане брачные контракты. Для иностранки заключение «орфи-контракта» чревато непредсказуемыми осложнениями. Так, например, его простого прекращения для юридического расторжения такого «брака» недостаточно и развод необходимо оформлять в судебном порядке, причем положенные при расторжении «акд зауадж» компенсации не начисляются, а гражданин Египта при этом может еще предъявить супруге претензии материального характера.

Межконфессиональные браки. Египетское законодательство допускает брак мусульманина с немусульманкой, хотя нормы шариата этого и не поощряют. Считается, что немусульманские супруги египтян должны со временем принять ислам. Прямым последствием межконфессионального брака в АРЕ является закрепленная в шариате невозможность наследования детьми мусульманами имущества родителей христиан, причем этот принцип действует и в обратном отношении Эта проблема может решаться путем прижизненного дарения или принятия ислама супругой-немусульманкой.

Гражданство и конфессиональная принадлежность детей. Рожденные от гражданина Египта дети являются гражданами АРЕ по рождению, независимо от места своего рождения (ст. 2 Закона «О гражданстве АРЕ» № 26 от 1975 г.). Дети, хотя бы один из родителей которых - мусульманин, являются ipso facto мусульманами.

Совершеннолетие детей. Полное совершеннолетие у граждан Египта наступает с приобретением права наследования в возрасте 21 года. Требование о согласии отца на выезд детей с матерью в настоящее время отменено, но при наличии претензий с его стороны по решению суда или компетентных органов их выезд может быть ограничен до достижения мальчиками - 18 лет, девочками - 19 лет либо замужества. Согласие отца требуется также для оформления египетского паспорта детям до 19 лет.

О расторжении брака по инициативе мужа. Мужья имеют право на «талак» - развод по упрощенной процедуре, без подачи судебного иска и объяснения причин, с последующей регистрацией расторжения брака в государственной нотариальной конторе в течение 30 дней. Обычно за этим следуют иски жен по вопросам компенсаций и алиментов, а египетские судьи имеют широкие полномочия в решении вопросов об определении их размеров и склонны строго относиться к мужьям, которые разводятся без уважительных причин. Рассматриваются, например, такие факторы, как количество лет состояния в браке, число совместных детей, изменение социального статуса супруга (повышение засчитывается в заслуги жены), причина развода, уровень материального достатка, ежемесячного дохода супруга на момент заключения брака и до него. Подавшая иск на компенсацию супруга, помимо основной части калыма «муаххар» и приданого, состав которого был перечислен в «каима манкулят зауджийя» (см.выше), имеет право на алименты для себя на период минимум в два года и для проживающих с ней общих детей. В случае нежелания со стороны супруга проживать с бывшей супругой он обязан предоставить ей жилье и ежемесячное содержание.

Расторжение брака по инициативе жены. Женщины имеют право на расторжение брака только по суду, причем имеется два пути его расторжения.

Первый – путем доказательства вины супруга, и тогда истице необходимо доказать, что ее супруг: а) страдает тяжелым хроническим заболеванием, психическим расстройством, венерической инфекцией, импотенцией; б) не обеспечивает семью материально; в) без вести отсутствует или находится в тюремном заключении; г) наносит «ущерб» ее физическому или психическому здоровью (данный пункт наименее доказуем).

Второй – т.н. «хол´а», т.е. путем обоюдного согласия (по «невозможности совместного проживания из-за несоответствия характеров»), при котором супруга отказывается от возврата основной части калыма («муаххар» см.выше), других компенсаций, фактически по схеме «свобода в обмен на деньги». От прав на алименты на детей и перечисленного в «каима манкулят зауджийя» имущества она в рамках данной сделки отказаться не может.

Последствия расторжения брака. После расторжения брака дети (граждане Египта по рождению) как правило, остаются с матерью-египтянкой (в отношении матерей-иностранок это не соблюдается), причем это право не может оспариваться до достижения 11-летнего возраста сыновьями и 15-летнего – дочерями. После достижения 11-летнего возраста у мальчиков появляется право выбора, с кем из родителей они будут проживать, и этот вопрос им задают в суде. У 15-летних девочек такое право не возникает, однако, в случае, если по суду будет доказана нежелательность их проживания с матерью, то их передают для проживания с бабушкой или дедушкой по материнской линии (при отсутствии таковых – с бабушкой или дедушкой по отцовской линии, тетей по материнской линии, тетей по отцовской линии, двоюродной сестрой по отцовской линии. Только при отсутствии этих родственников, право на проживание переходит к родному отцу). Мальчики обязаны проживать с родителями или родственниками до достижения возраста 18 лет, а девочки – до 19 лет или замужества.

Вне зависимости от того, кто из супругов инициировал развод, отцы после этого обязаны выплачивать ежемесячно алименты на содержание детей: сыновей – до достижения ими возраста 15 лет, дочерей – 19 лет либо замужества. Статья 76 Закона №1 от 2000 г. «О гражданском состоянии», определяет следующий порядок расчета алиментов: 25% - в пользу одной разведенной супруги и одного ребенка, 40% в случае наличия более чем одной разведенной супруги и двух детей; 50% - для более чем двух разведенных супруг и детей. В случае отказа от выплат в добровольном порядке, размер алиментов назначается судом, за неисполнение судебного решения отец подвергается наказанию вплоть до поражения в правах и тюремного заключения.

В отличие от мусульман право христиан-коптов на расторжение брака серьезно ограничено и возможно только в случае доказанной супружеской измены или выхода одного из супругов из христианства. В любом случае без разрешения церкви в египетском суде брак двух христиан расторгнут не будет (следствие ст. 3 Конституции АРЕ 2014 года).

Для избежания потенциальных и серьезных осложнений, связанных с заключением брака в Египте, необходимо максимально внимательно ознакомиться с имеющейся доступной информацией на данную тему, воспользоваться услугами опытных переводчиков и адвокатов, проконсультироваться у специальных нотариусов «маазунов». Настоятельно рекомендуется оформление юридически полноценных брачных документов: «акд заувадж» и приложений к ним, письменное закрепление в них таких пунктов как максимально возможный размер калыма, право на работу, получение образования, расторжение брака в упрощенном порядке, беспрепятственный выезд для детей, отсутствие возможных имущественных претензий.

11
Начать дискуссию