Как сохранить компанию, попавшую в кризис?

В связи с пандемией и ситуацией в мире последние несколько лет компании учатся преодолевать кризисные ситуации. Эта тема остается популярной по сей день, так что давайте разберемся что такое антикризисное управление, какие существуют методы борьбы с кризисом и какую стратегию выбрать для своего бизнеса.

В чем отличие антикризисного управления от любого другого вида менеджмента?

Антикризисное управление компанией – это набор действий, которые направлены на то, чтобы предотвратить кризис в компании, а затем использовать любые ресурсы и возможности для ее роста и развития в этот непростой период. Обычно план такого управления рассчитан на определенный срок, за который компания сможет получить явные результаты и выбраться из “ямы”.

У антикризисного плана есть:

  • Цель, которой нужно достичь для успешного завершения;
  • Стратегия по достижению цели;
  • Задачи, которые входят в стратегию;
  • Ответственные менеджеры, которые следят за выполнением каждого этапа плана и корректируют задачи, если это необходимо.

У антикризисного плана две глобальные цели – предотвратить банкротство компании и усилить ее позиции на рынке, использовав новые условия. Как это сделать:

  • Улучшить эмоциональный настрой команды;
  • Разработать и реализовать план по устранению основных проблем, связанных с кризисом;
  • Разработать и внедрить инструменты управления, которые помогут компании быстрее приспособиться к новым условиям;
  • Выйти за рамки привычной деятельности и мыслить шире;
  • Внедрять новые методы, проводить быстрые эксперименты и анализировать для принятия правильных решений;

Когда запускать антикризисный план? Если вы задаетесь этим вопросом, значит уже пора. Причем это актуально для кризиса как по внешним причинам, так и по внутренним. Политические кризисы, ускорение инфляции, ЧС и стихийные бедствия – всё нужно учесть. Кроме того, кризис внутри компании может быть по самым разным причинам – устаревшее оборудование, низкая конкурентоспособность, сбои в работе поставщиков, неэффективный менеджмент или неоправданные риски.

Кризис может задеть что угодно – продукт, производство, логистику, персонал или управление. Среди основных индикаторов, сигнализирующих о том, что что-то срочно нужно делать, можно отметить:

  • Падение финансовых показателей. Упал средний чек, выручка, прибыль.
  • Ухудшение имиджа. Компания перестает пользоваться былой популярностью среди клиентов.
  • Увеличение процента плохих отзывов. Клиенты жалуются на качество продукта и сервис.
  • Падают ключевые метрики эффективности бизнес-процессов.

Этапы антикризисного управления

В любом проекте всегда есть четыре этапа: подготовка, выполнение, получение обратной связи и принятие дальнейшей стратегии. В антикризисном плане можно расширить стратегию до девяти пунктов:

  • Мониторинг тревожных сигналов. Необходимо отслеживать симптомы кризиса регулярно.
  • Профилактические мероприятия. Проще предотвратить кризис, чем потом “лечить” компанию от его последствий.
  • Диагностика показателей. Если кризис всё-таки наступил, нужно узнать что именно просело.
  • Изучение причин кризиса. Нужно понять какие факторы привели к кризису – внешние или внутренние, и подобрать правильные инструменты для борьбы с ними.
  • Оценка возможностей. Как быстро и с помощью каких инструментов компания может выйти из кризиса?
  • Выбор стратегии. Необходимо правильно подобрать стратегию относительно масштабов кризиса.
  • Разработка и реализация антикризисной стратегии. Составьте описание задач, этапов, уточните сроки выполнения, назначьте ответственных за реализацию.
  • Контроль реализации стратегии. Составьте подробный план контроля реализации, обсудите на уровне руководства, внесите корректировки если необходимо.
  • Устранение последствий кризиса. Это возвращение к нормальной работе компании.

Как правило, в крупных компаниях уже существуют антикризисные программы и регулярный мониторинг, поэтому удается начать борьбу уже на начальных этапах кризиса. В небольших компаниях немного сложнее отследить этот момент, поэтому антикризисные стратегии разрабатываются уже в разгар кризиса. Это тоже имеет место быть, но будьте готовы к тому, что негативных последствий будет больше.

Стратегии антикризисного управления

Электрический шок. Это достаточно рисковая стратегия, которая на первый взгляд кажется нелогичной. Вместо сокращения расходов по всем сферам деятельности, в “шоковой” стратегии предполагается перераспределение финансов в критические направления. Например, компания увеличивает зарплаты чтобы удержать сотрудников и дать мотивацию – растет производительность.

Управление вручную. Зачастую причиной кризиса по внутренним причинам может служить недостаток внутреннего контроля. Собственники компании забирают руководство в свои руки и участвуют в принятии всех важных решений до полного выхода из кризиса.

Экстремальный шаг. Когда недостаточно собственных ресурсов, можно обратиться к кредиторам. Это опасно, но может помочь решить проблемы компании и вернуть её к нормальной работе.

Для отслеживания результата очень важен контроль. Контроль этапов, сроков и результатов. Важно как можно раньше начать контролировать выполнение антикризисной стратегии, оценивать эффективность действий. Чем раньше вы отреагируете на тревожные “звоночки”, тем с меньшим количеством негативных последствий столкнетесь.

Рекомендую вам подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, чтобы читать развернутые статьи на тему бизнеса. Буду рад вашим комментариям!

Как сохранить компанию, попавшую в кризис?
Начать дискуссию