Бог - это продукт: как его создать, отпустить и найти новый смысл

Как пережить выход из бизнеса, ковид, эмиграцию, возвращение, найти работу в разгар пандемии и начать все заново.
Как пережить выход из бизнеса, ковид, эмиграцию, возвращение, найти работу в разгар пандемии и начать все заново.

Если бы год назад мне сказали, что я буду строить систему для развития продуктов и продактов (Product Owner) в Сбербанке, я бы спросила: а кто такой продакт?

Год назад я жила в Израиле, делала комьюнити для местного экологического проекта на волонтерской основе и подрабатывала в кафешке, совмещая роли официантки, мойщика посуды и помощника повара. А еще за год до этого я готовила фестиваль осознанного потребления, посвященного трехлетию собственного продукта «Свалка», который мы готовили к выводу в регионы и за рубеж. И, конечно, мне и в голову не мог прийти тот феерический провал, который ждет меня в этой истории.

В начале 2019 года сервис по вывозу и реализации ненужных вещей «Свалка», который мы запустили с партнерами в 2015 году, вышел на то устойчивое плато, куда мы его целили. Была разработана стратегия развития региональных филиалов, нанята и обучена команда, пересобран бренд и заключены ключевые партнерки, которые были направлены на развитие сообщества вокруг проекта. Здесь я совершила одну из первых и главных ошибок: отошла от операционной деятельности, полностью погрузившись в стрим подготовки вывода проекта в Израиль.

На мой взгляд, «Свалка» никогда не была настоящим бизнесом, скорее примером монетизированного комьюнити, которое могло стать бизнесом, если бы мы просто продолжали двигаться в том направлении, которое нащупали к 2019 году. К этому времени мы протестировали модель в 11 российских городах, но сам продукт все еще нуждался в доработке. Такое положение дел прокатывало за счет огромного лояльного комьюнити, которое прощало нам ошибки.

По сути «Свалка» к 2019 году перестала быть сервисом, а стала идеологией. Мы объединили под одним брендом несколько огромных аудиторий: те, кому не безразличны принципы zero-waste, модники и стилисты всех мастей, художники и дизайнеры, которые искали вдохновения, материалы и площадки для реализации своих идей. Параллельно с этим мы оставались местом, где можно было купить дешево, найти необычное и классно провести время. Мы затаривали киношников и оптовые секонд хенды, у нас снимали свои видео Монсон и Хаски. Общая аудитория социальных сетей проекта составляла более 70 тысяч человек в Москве и примерно столько же в совокупности по регионам.

Одна из главных ошибок в области комьюнити менеджмента — считать численность сообщества по аудитории соцсетей. Комьюнити — это не чат в телеграмм и не группа в фейсбуке. Совокупность людей, знающих «Свалка», пропагандирующих наши принципы и идеологию, достигла, по оценкам коллег, около полумиллиона человек.

В марте 2019 года мы приехали в Израиль, в июле открыли магазин в Тель-Авиве, после чего я покинула проект. Это была шестая «Свалка», которую я запустила.

Оказавшись в свободном плавании, я решила получить от этого опыта все, что можно. Первым делом я попыталась найти работу в той области, которую понимаю, но потерпела фиаско. Во-первых, язык. Моего свободного английского и базового иврита хватило для того, чтобы получить неоплачиваемую работу комьюнити органайзера в экологической организации, но работа в серьезных компаниях требовала хорошего иврита и понимания локального рынка на уровне нейронов, в чем я, прожив в стране меньше полугода, сильно уступала местным кандидатам. Во-вторых, Израиль — это страна, где комьюнити является стилем жизни, а не чем-то, что нужно строить. Поэтому на тех позициях, что я рассматривала, комьюнити-менеджер — это было скорее про контент и мероприятия, чем про людей.

Помимо работы в эко-проекте, я вписывалась во все истории, которые мне подворачивались и использовала их, чтобы понять как устроено общество в стране. Это было потрясающее время: сегодня я участвовала в крупнейшем инвестиционном саммите в Иерусалиме, а уже на следующей неделе могла пасти коз на Палестинских территориях. Сейчас я вспоминаю это время как лучший ретрит в мире, хотя по сути я просто старалась занять все свое время любой деятельностью, которая позволила бы мне пережить потерю дела, в которое верила. И это меня настигло в марте 2020 года.

В марте 2020 года стало ясно, что из Израиля мне пора уезжать. В Россию я возвращалась на одном из последних самолетов из абсолютно пустого Бен-Гуриона, совершенно не понимая, что я буду делать дальше. Когда, по возвращению, начался процесс собеседований со Сбербанком, глубокое погружения в тему product management и всего, что с этим связано, стало понятно, что я умею в коммуникации и сообщества, а как продакт - посредственность. Потому что, если спроецировать происходившее в проекте «Свалка», я была продактом, который такой : «Ребята, про деньги мне не очень интересно, пусть это будет вашей проблемой, а с меня - фичи и пиарчик».

Хорошая сторона этой истории в том, что менее чем за три месяца в Продуктовом офисе Сбера из меня вытрясли такой подход.

Продуктовый офис — это подразделение которое агрегирует все, что связано с продуктами и продактами в банке: от оценки навыков продуктовых руководителей/продакт менеджеров и персонального трека развития до решения точечных задач: подтвердить ценность, сформировать стратегию, поднять конверсию, увеличить выручку, подготовить продукт к релизу во внутреннем акселераторе продуктовых команд.

Мы строим внутреннюю систему для развития IT продуктов и компетенций владельцев продуктов, и я увидела на практике, насколько важен а) постоянный нетворкинг и обратная связь по продукту от других PO б) как сильно может изменить ситуацию взгляд на продукт со стороны в) как легко утонуть в продукте и начать галлюцинировать на его счет г) если хочешь, чтобы получилось, одного пути эксперимента недостаточно. Нужно учиться каждый день и желательно у тех, кто по твоим ощущениям круче тебя.

Мне повезло, потому что сейчас я работаю с очень крутыми ребятами и имею возможность учиться у них, не отрываясь от рабочего процесса. Если бы я знала хотя бы половину того, что знаю сейчас, для «Свалки» все могло бы сложится иначе. Но история не терпит сослагательных наклонений, а Сбер оказался для меня не столько корпорацией, сколько настоящим космическим кораблем, поэтому теперь по любимому маршруту — к звездам, только теперь на основе метрик.

66
2 комментария

Восхищалась проектом Свалка и всеми людьми, кто его делает и восхищена до сих пор. Очень напоминает времена, когда я делала Трипсикретц. Ох уж эти времена безумной молодости и отчаянной смелости.

1
Ответить

А в чем история попадания в Сбер? Это все звучит странно - я ничего не знала, работала официанткой и вот улетела обратно в Россию и Сбер что-то такое сделал, что теперь я там продакт. Как это работает?

1
Ответить