Большие данные как новая нефть

Большие данные как новая нефть

Особенность нынешнего уклада, то ли пятого, то ли почти шестого, в том, что одним из самых значимых и ценных ресурсов становятся большие данные. Фактически это новое золото, а заодно и новая нефть, которую так долго искали и о которой так долго говорили все, кому не попадя.

Интересно, что эта новая нефть фактически валяется под ногами и не нуждается в трудных высокотехнологичных процессах добычи. Еще никогда данные не были так доступны, как сейчас. Но – об этом мало кто знает.

Считается, что добывать данные – это очень дорого и сложно. Что нужны огромные дата-центры, нужен дорогостоящий софт, нужна спецтехника нужны очень высококвалифицированные специалисты. И самое главное – что к ним нужен доступ, которые есть лишь у крупных корпораций Биг Теха, например, Google, Microsoft, Яндекс или запрещенная в России Мета. Либо у всевозможных silovikov и оперативных служб. Либо у сотовых операторов и интернет-провайдеров. Да, это действительно так.

На самом деле доля истины в этом есть. Она заключается в том, что данные принято делить на три уровня. Данные первого уровня – самые простые. Это то, что можно получить с помощью банального создания собственного сайта с последующей фильтрацией его трафика. Данные второго уровня – это всевозможные партнерки в виде обмена трафиком или покупка данных у дружественных структур. Проблема в том, что данные первого и второго уровня – вещь ограниченная, и вряд ли они смогут претендовать на большой охват, зато считаются более точными.

А самая соль – это данные третьего уровня, то есть это весь тот окружающий массив данных, до которого считается дотянуться можно либо за очень большие деньги, либо в сотрудничестве с вышеперечисленными структурами, к которым, как известно, на хромой козе не подъедешь.

Так вкратце выглядит представление о рынке данных в глазах очень многих представителей человечества. И оно действительно соответствует реальности, если вы живете в том мире, который рисует Биг Тех и мировая глобальная информационно-пропагандистская машина. То есть, руководствуетесь прямой извилиной.

Однако все далеко не так сложно и недоступно, как это преподносят адепты Биг Теха.

Великий комбинатор знал четыреста способов сравнительно честного отъема денег у населения. Мы знаем пока около 20 способов сравнительно честного получения доступа к массиву данных третьего уровня – в обход больших игроков и без нарушений законодательства.

И да, пресловутые хакерские атаки тут ни при чем. Мы говорим в первую очередь о сравнительно легальных способах.

Дело в том, что паутина Биг Дата – вещь очень хрупкая, она рвется, то в одном то в другом месте. Чтобы иметь доступ к данным – не нужно обладать спецтехникой, ПО или быть вхожим в офисы корпораций Биг Теха. Достаточно просто знать узкие мест, через которые данные все время протекают струящимся потоком. Достаточно оприходовать одно из них – и можно считать себя без пяти минут миллионером.

В свое время именно так поступила Cambridge Analytica, в том числе, в ходе избирательной кампании Трампа. Они просто выкупили данные на то ли 70, то ли 80 миллионов пользователей у Цукерберга, а затем сделали приложение-опросник на платформе все того же фейсбука. После чего благополучно разделили всех этих пользователей на несколько десятков сегментов по территориальному, возрастному, половому и социокультурному признакам. Для каждого из сегментов настраивались таргетированная реклама и сообщения в социальных сетях. Методы такой сегментированной агитации не ограничивались только онлайн-инструментами, с помощью приложения-опросника, например, вычислялись телепередачи, актуальные для тех или иных сегментов, после чего нужные месседжи гнали уже по старому доброму телевидению. Такой сегментированный электоральный подход стал одним из секретных видов оружия Трампа, который и привел его к победе, а затем стал причиной скандала, одним из оснований для попытки импичмента, а Цукерберг был вынужден оправдываться в Конгрессе. Но это было уже после.

Да, согласны, что покупка данных у Цукерберга – не дешевое удовольствие. И далеко не у всех есть возможности покупать. Да и Цукерберг теперь пуганый, жизнью побитый, в Конгрессе запрессованный, вряд ли будет идти на контакт с первым встречным, да и вообще с ним связываться западло.

Но главное – это направление движения, которое обозначила CA. Приоткроем немного завесы тайны. Почти у всех соцсетей и мессенджеров есть много скрытых возможностей, под покровом которых скрывается колоссальный массив данных. Надо только уметь их разглядеть. Рыба есть, ловить надо уметь…

Большие данные как новая нефть

Что же влечет использование данных для электоральных технологий?

На примере той же Cambridge Analytica можно увидеть своими очами, что использование данных способно кардинально изменить и перестроить электоральный процесс.

Фактически речь идет о новом формате избирательных технологий – Сегментированном электоральном подходе (СЭП), когда в рамках ИК можно вычислить серию электоральных сегментов, после чего индивидуально настраивать месседжи и средства коммуникации для каждого такого сегмента.

А в перспективе можно говорить об уходе от централизованного планирования ИК и к переходе к адресной работе с теми или иными сегментами.

Но и кроме всего прочего – СЭП открывает невиданные прежде возможности для электоральных технологов и внутриполитических менеджеров. Возможности прежде всего минимизировать риски при проведении агитационной кампании и порезать излишних расходов на социсследования и изготовление АПМ, которые, как известно, составляют значительную часть расходов (от 30% до 70%) на проведение ИК.

Продолжение следует…

реклама
разместить
Начать дискуссию