Випассана в Непале: как медитация исцеляет то, что не доступно психологам? Часть 2

Випассана в Непале: как медитация исцеляет то, что не доступно психологам? Часть 2

НАБЛЮДАТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ИХ НЕПОСТОЯНСТВО. И ЭТО ПРОЙДЁТ!

Как понять, что всё временно через тело? Сидишь ты такой в медитации, и у тебя на носу зачесалось. Ты привык: надо почесать. А вот, не надо чесать, не реагируй. Стало где-то холодно? Сиди дальше. Стало жарко? Всё равно. Сиди дальше. Тебе должно быть всё равно. Твой интерес - это наблюдать, как ощущения то тут, то там появляются, и исчезают. Появляются, и исчезают. И вот, наконец, начинается самое главное: боль в коленях, в суставах, в пояснице, на шее и в спине. У каждого из нас к боли отношение привычное: это что-то очень негативное, надо от неё избавляться, боли надо избегать. Но пытались ли мы когда-то осознать природу и непостоянство такой боли? Это тоже шаблон из детства: мы ударились, нас за жалеют, либо мы плачем. Вспомните: когда маленький ребёнок падает, он смотрит на родителей: как они реагируют. Даже если ему больно, он зачастую плачет не от боли, а от того, что все вокруг хватаются за голову и бегут к нему, и он плачет, под стать ситуации. Дети, где родители не реагируют, если ситуация не экстремальная, не плачут, а даже хихикают. Ребёнок смотрит на реакцию родителей ещё и потому, что не умеет пока реагировать определённым образом, его ум пока не настроен на эту ловушку.

ТЕХНИКА ВИПАССАНЫ. ЛЮБЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВРЕМЕННЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И БОЛЬ. МИР - ПОСТОЯННО СМЕНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ВИБРАЦИИ

Итак, вернёмся к технике. Когда начинается боль, ваша задача, узнав уже остальные ощущения, понять, что и это тоже временное ощущение - оно пройдёт! В мире нет ничего постоянного. И вместо того чтобы умом поднимать панику, что где-то есть боль - а ум усиливает боль, когда её осознаешь головой - ум убирается вообще, выключается, как будто бы это не ты - это тело, это всё тело испытывает. И всё это временно, это всё иллюзия. В этом мире всё временно. Нет ничего постоянного во внешнем мире, абсолютно ничего постоянного, вообще ничего. В том числе и ощущений. Все они появляются и исчезают. В конечном итоге, вся материя - это молекулы и вибрации, постоянного вообще ничего нет. ''Аничча''. Именно это слово на языке пали - языке времён Будды, обозначает вечное непостоянство всего вокруг.

И вот, вы понимаете, что боль проходит. Тогда вы начинаете чувствовать: так, здесь пульсирует, а вот здесь щекотит, а где-то сдавливает, поджимает, интересно. Вот, в коленках посильнее, а на икрах послабее. О, а на коленках уже исчезло. Зато уже появилось на ступне, нормальненько. Но вы просто играете с этим. И действительно, через какое-то время - может быть, 10 секунд, может быть, минуту - боль исчезает: она не может быть постоянной.

ПУТЬ ИСЦЕЛЕНИЯ. ЧИСТКА ПОДСОЗНАНИЯ

Никакое ощущение не может быть постоянным, так не бывает в этом мире. И когда вы ловите чувство, что всё временно, тело начинает давать очень интересную реакцию: начинают выходить застарелые, захолустные, ненужные вещи - нездоровые эмоции и реакции из детства, отношений, школьных лет, неуправляемая страсть, лишние привязки, чувствительные воспоминания: самые сильные реакции, которые оказались травмирующими, перешли в подсознание и прочно сидели там, давно забытые, но активно действовавшие, пока не началась терапия.

УРАВНОВЕШЕННЫЙ УМ - ПУТЬ К СЧАСТЬЮ

Ум отвлекается мгновенно. У меня был очень неуравновешенный ум весь этот год. А во многом и ранее. Хоть это и часть моей природы. То есть, мне эта практика была необходима. Я понял, что паззл сложился: всё это время, весь год я блуждал по миру, посетив 25 стран за год – всё, чтобы попасть сюда, в Непал, на эту практику випассаны. Это моё понимание. Но всё, что я сейчас буду рассказывать, испытывали практически все, с кем я общался по завершении курса. На десятый день можно было уже разговаривать. А все 10 дней нельзя было разговаривать, смотреть в глаза, делать заметки, никакой сексуальной активности, никаких средств. Хотя я пишу книги, избавиться от навязчивого желания записать новые идеи удалось уже на второй день. А вот от бесконечного сексуального желания удалось избавиться только к завершению курса, и это было одним из главных достижений. А постоянное сексуальное напряжение и мысли о женщинах, которые, все до одной что у меня были, проплывали через сознание, были необходимо для достижения результата: освобождения от так называемых ''санкар''. С тех пор я гораздо успешнее управляю своим желанием, сексуальной энергией и понимаю источник возбуждения: временная ли это реакция тела самого по себе, или реакция на внешний источник, или же это внутреннее ощущение.

ПОДСОЗНАНИЕ ХРАНИТ ВСЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РЕАКЦИИ

Итак, я перестал реагировать на ощущения, давать им оценку, убедился на опыте, что они временные, и тело начало высвобождать старые, захолустные эти вещи. Они когда-то перешли в подсознание, но ведь от этого они никуда не делись. Они не исчезают сами по себе. Подсознание хранит в себе всё с детства, но мы этого не осознаем, ибо сейчас оно не в активной стадии. Оно продолжает существовать и может вылезти в какой-то момент. А может и не вылезти. Но никуда не девается. Оно может тормозить развитие, по мнению буддистов, и мешает умирать спокойно, потому что будет вылазить из ума накануне исхода, как и всё остальное - невысказанное и неразрешённое. А если оно вылазит, а ты, вместо ощущения благодати и предвкушения блаженства, ещё и умираешь с этими переживаниями, то в следующей жизни будешь с ними разбираться – и так будет продолжаться, пока ты не займёшься наконец своей беспокойной головой. Вообще, я был удивлён, насколько буддизм материален. Они не верят в душу, в божественное. Поэтому физики так любят буддизм - никаких противоречий и скрытых явлений, всё по науке. Другое дело, откуда Будда знал всю эту психотерапию 2.500 лет назад. На таком уровне, на котором до сих пор она неизвестна. Приблизился к этому уровню, вероятно, лишь Карл Юнг. Да и он был в Тибете и даже переводил тибетскую книгу мёртвых, и пошёл очень далеко. А вот Фрейд остался на уровне психологии и так глубоко в духовное не полез.

Начать дискуссию