Почему умные колонки — это глупое баловство и пустая трата денег
Долгое время рынок умных колонок был за пределами моего поля зрения. Однако за последние пару лет стало очевидно, что он развивается семимильными шагами и совершенно не планирует уходить в забвение. Умные колонки теперь покупают не гики, а люди, беспросветно далекие от современных технологий, для которых настроить новый смартфон — то еще испытание. В итоге любопытство взяло верх, и месяц назад я все-таки купил свою первую умную колонку, но так и не понял зачем.
Функции умных колонок
Чтобы люди покупали какой-то товар, их нужно убедить в его пользе. В описании умных колонок нам говорят, что с их помощью мы будем:
- включать песни, подкасты, сказки и другой контент из стриминговых сервисов;
- управлять умным домом;
- использовать на все 100% искусственный интеллект, спрашивая его о погоде, пробках и новостях.
Начнем с последнего пункта. В приложении моей умной колонки от Яндекса есть раздел, где производитель описывает ее функции, накидывая сценарии их применения. По-моему, это гениально.
Производитель предлагает звонить на Станцию, будто бы со смартфона это сделать невозможно. Также Яндекс открывает секрет, рассказывая о том, что я могу управлять музыкой на колонке через Андроид-девайс, ведь обычный Bluetooth-спикер так, судя по всему, не может. Наконец, я просто обязан воспользоваться функцией поиска телефона, поскольку ни одни смарт-часы на это не способны. Я ведь ничего не перепутал?
Опробовав почти все функции умной колонки, я пришел к выводу, что намного удобнее выполнять одни и те же действия на смартфоне. Зачем мне спрашивать голосового ассистента о погоде, если я могу получить куда более подробную информацию через виджет на главном экране своего Андроида? Как я могу пользоваться напоминаниями на Яндекс Станции, если их можно услышать только на колонке, привязанной к определенному месту?
Почему покупают умные колонки
Все, на что способна умная колонка, делает и смартфон, причем он всегда находится рядом с владельцем, а не остается прикованным к розетке. Казалось бы, это и ежу понятно, но популярность Яндекс Станций вместе с аналогами от Сбера и VK только растет. К примеру, на одном лишь Яндекс Маркете Станция Лайт собрала почти 65 тысяч оценок. А сколько покупателей не оставили отзыв? И сколько таких колонок было продано через другие площадки? Да просто тьма!
Но зачем их покупают? Неужели у каждого владельца смарт-колонки дома стоят умные лампочки и не менее умные чайники с пылесосами? Отнюдь. Опираясь на личные наблюдения, могу сказать, что в большинстве случаев единственным сценарием использования колонки является прослушивание музыки и управление воспроизведением через голосового ассистента.
С одной стороны, действительно удобно просить воображаемого друга ставить музыку, пока ты занимаешься своими делами. Но есть несколько нюансов:
- колонка работает только с одним стриминговым сервисом;
- для прослушивания музыки нужно иметь подписку, плата за которую списывается ежемесячно и не входит в стоимость колонки;
- если вам хочется поставить конкретную песню или альбом, будьте готовы к тому, что голосовой ассистент довольно часто ошибается и включает не то;
- нельзя получить дополнительную информацию о песне (колонка в лучшем случае подскажет, кто играет), в то время как на смартфоне вы можете и текст открыть, и перемоткой воспользоваться, и с другими работами музыканта познакомиться.
Управлять воспроизведением голосом, если требуются более сложные действия, чем «стоп» или «следующий трек», неудобно. Конечно, взаимодействовать с аудиоустройством можно напрямую через смартфон. Но тогда зачем покупать умную колонку?
Качество звука в умных колонках
В музыкальном плане умные колонки уступают своим аналогам, лишенным искусственного интеллекта. Любая аудиосистема 2.1 с сабвуфером, купленная 15-20 лет назад, будет звучать лучше, чем какая-нибудь Яндекс Станция Макс. Да, громкость умных колонок достаточная, но это отнюдь не то, что нужно меломанам.
И вот тут кто-нибудь возразит, мол ко многим смарт-колонкам можно подключить внешнюю акустику через AUX и удовлетворить таким образом свое псевдомеломанское эго. Но, постойте. Зачем мне умная колонка, если с тем же успехом я могу подключить миниджек к своему ноутбуку и наслаждаться глубоким звуком без лишних костылей?
Стоимость умных колонок в России
Помимо того, что качество звука умных колонок не выдерживает никакой критики, а функции голосового ассистента выглядят сомнительно, подобные устройства дороже аналогов без ИИ. Яндекс Станция 2 с общей мощностью 30 Вт стоит 17 990 ₽, в то время как Bluetooth-колонка Telefunken на 40 Вт со встроенным аккумулятором и кучей ништяков вроде миниджека обойдется менее чем в 4 000 ₽. Да за такие деньги вы даже 5-ваттную Яндекс Станцию Лайт не купите!
Кроме Яндекса на российском рынке умных колонок есть Сбер и VK, чьи устройства заметно дешевле, но и они в разы дороже своих Bluetooth-аналогов. В итоге многие люди платят втридорога и влезают в подписочную кабалу только ради того, чтобы «быть в теме». Оправданно ли это? Как ни странно, да. Ведь главная задача любой покупки — дать эмоции, а практическая польза — дело десятое.
Люди тратят десятки тысяч и ставят еще и по колонке в каждой комнате чтобы: включить свет, включить чайник, поставить таймер, включить музыку - абсолютно все это делается со смартфона (с той же Алисой в том числе - попросить ее напомнить можно) или ручками, или вообще не надо - выикивают функционал оправдать покупку.
Ну реально ржака же - стоять рукой подать от выключателя, но запрашивать включить голосом. Поставить таймер - часы вешаете и видите + есть в телефоне, в том числе и та же Алиса. музыку - в смартфоне жмяк и все. Лампочку включить им "ух - голосом!"...
Такие вещи РЕАЛЬНО полезно разве что пожилым тем же или если у вас особняк прям - несколько сотен метров.
Сразу вспоминается из той комедии: "...и за эти деньги начинаешь искать отличие...И находишь!"
Сколько люди тратят - вопрос философский и относительный. На комфорт можно тратить сколь угодно.
Я же с колонки легко управляю уборкой квартиры, светом, ковриком для подогрева обуви, выставляя таймер одной фразой, включаю нужный мне трек во всей квартире, управляю светом, когда что-нибудь несу и руки заняты, вентиляцией, и зачастую экономлю уйму времени.
Это не необходимость, но прежде всего удобство и комфорт. Хочется управлять всем со смартфона, и постоянно таскать его с собой - да ради бога. Так же можно и электричками пользоваться вместо автомобиля, проводным интернетом вместо wifi (ведь зачем тратиться на роутер), да и вместо диванов покупать деревянные стулья.
Вопрос не в сумме трат, а по сути. И вот так люди выискивают неадекватные типа аналогии про электрички (кстати, проводной интернет-то постабильнее и побыстрее, ха-ха)). Это как тратить за чисто бренд - тоже тратят бабки да ладно бы хоть оправданно, но так нет же - тоже аналогии начинают думать, выдумывать кейсы редкие, которые в голову не приходили даже (в принципе и левой пяткой правое ухо почесать можно, но зачем?). повторяюсь: колонки реально нужны очень малому числу людей, подавляющее большинство использует их для "музычка", дублировании функций, которые прям ну спокойно выполняются без нее, культивировании своей лени - не просто, а "абсолютно неоправданной" типа "рука на выключателе, но я голосом" и придумывания ради придумывания - самообман.
А деньги - да хоспади, если свои, то пусть тратят.
Пис✌
Ну серъезно... если из-за Яндекс.Станции за 5к рублей поднимаешь шум о бесполезных тратах, боюсь представить что ждёт тех, кто оставляет в ресторанах 5-10к на выходных :-D
А в ресторане мне понятно за что люди платят - если кормят ок) Про то, что не про 5 тыс разговор, о чем я писал не раз тут уже, пропустили, наверное🤷♂️
Пылесосы равняйсь, смирррна! С северного угла, по часовой стрелке, повзводно, к уборке территории приступить!