Пир как национальная идея

Тезисы из беседы с Игорем Сердюком, крупнейшим российским винным экспертом, автором рейтинга Top100Wines.

Выход на новый уровень

Произошел прорыв в качестве российского вина. Он начался с изменения отношения производителей и группы энтузиастов, которые поняли, что на землях нашего юга можно и нужно делать хорошее вино. Люди стали создавать то, что нравится им самим.

В потребительском представлении слом произошел совсем недавно. Прежде российское вино воспринималось исключительно как дешевое, однако с некоторых пор заслужило премиальный статус. Это был сложный процесс. Нужно было заявить о себе за границей, получить призы, высокие оценки критиков, чтобы потребители поняли, что это можно пить.

Одна из главных проблем нашего винного рынка, которая сказывается на объеме потребления, – диспропорция информации. Были приняты законы, регулирующие цифровую информацию, убившие винную журналистику. Вино как слово было исключено из вывесок, газет. Внушалось, что российское вино – это плохо, а виноделы не могли ничего сказать в свою защиту.

Русский пир

Может ли вино стать частью русского национального бренда? Конечно. Любое вино, сделанное правильно и добротно, – это все гений земли и места. Но речь о вине как факторе человеческого уклада и восприятия мира. Русский мир – это русский пир. Без вина нет русского характера. Русский пир – это национальная идея, даже во время чумы.

На Западе нет понятия пира, оно притупилось на уровне восприятия, потребности. Русский пир немного диковат, бессмысленен и беспощаден. В нем много вакханалии, и в этом нет ничего плохого. Это карнавальная культура, про которую писал Бахтин. Нет пира без карнавала, нет жизни без карнавала.

Культовое пьянство – это серьезная многоуровневая тема. Общее праздничное настроение, связанное с потреблением алкоголя, безусловно, сплачивает социум, позволяет себя идентифицировать как некую общность. От ощущения торжества до ощущения боли похмелья, общая боль и общая радость.

Навязанная модель потребления и водочное лобби

Северная модель потребления, идея того, что вино не свойственно русскому народу, – это пропаганда водочного лобби. В нашей стране достаточно очагов древнего виноделия: побережье Черного моря, Крым, Северный Кавказ – в некоторых местах виноделие зародилось раньше, чем во Франции. В России в разные времена пили и делали вина, но нам вымарывают нашу историческую память.

Во всех странах уживаются разные напитки. Что происходит сейчас в Западной Европе? Активное потребление пива, крепкого алкоголя. В странах карибского бассейна пьют ром, Франция – самый крупный экспортный рынок для виски. А нам лепят лапшу на уши, что у нас северная модель потребления и мы должны пить водку.

Но государство неплохо взялось за защиту виноделия. В Советском Союзе потребление вина на душу населения было выше, хотя оно было лишено многих вкусовых качеств. По некоторым данным, потребление доходило до 20 литров на душу населения – и эта статистика не учитывала домашнее вино в южных регионах. Сейчас потребление гораздо ниже: в городском богатом населении, например в Москве, доходит до 10 литров вина на душу населения, но в целом по стране колеблется от 5 до 7 литров. Как только начинает подниматься уровень благосостояния, растет потребление вина. Это прямая зависимость.

Беседа с Игорем прошла при поддержке наших партнёров. Большое им за это спасибо !

Начать дискуссию