«Чистый воздух 2.0»: российские города перед новым этапом изменений

Прогресс в экологизации промышленных городов заметен, но новый этап «зеленого» развития будет нелегким. Если раньше регуляторы имели дело с управляемым и ресурсным крупным бизнесом, то теперь с более сложными источниками загрязнений.

Об этом диалог Рашида Исмаилова, председателя Российского экологического общества, с Алексеем Фирсовым, генеральным директором ЦСП «Платформа».

Полностью интервью можно прочитать здесь.

В целом программа «Чистый воздух» дала результат

В 2019 году в рейтинг «грязных городов» было включено 12 промышленных центров. Список определялся указом президента, что стало намеренным распределением задачи по центрам ответственности, которыми являются крупные промышленные компании. С этими городами ситуация оказалась хорошо управляемой – здесь четко определен объект воздействия, с которым можно иметь дело, хотя были случаи, когда крупные компании фактически саботировали программу. Мы уже можем примерно рассчитать результат проекта, его цикл составил примерно 4-5 лет.

Особый прогресс заметен в таких городах, как Омск, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Липецк. Очень позитивные ожидания от «Серной программы» в Норильске, которая должна радикально повлиять на ситуацию в городе. В этом году они уже должны были все запустить, но столкнулись с дефицитом импортных технологий. Причина обоснованная, поэтому правительство решило сдвинуть реализацию на 2026 год. Но по ощущениями, все будет хорошо. «Норникель» – ответственный бизнес и вкладывает большое количество денежных средств в развитие территорий, ведет там проекты по очистке.

Есть ряд крупных городов, в которых изменения намечены как более отдаленная программа. Например, «Русал» выдвинул идею фактически пересобрать «Красноярский алюминиевый завод». Пока это обсуждается топ-менеджментом компании, без плана мероприятий, но, если идея реализуется, это будет прорыв для города. В целом бизнес оказался для государства комфортным партнером – прежде всего, за счет концентрации ресурсов и центров принятия решений.

Экологическая динамика меняет восприятие крупных компаний

Есть примеры, когда компании из экологически сложных отраслей меняют свой образ, а значит, опосредованно, и образ отрасли. Так, в нефтехимии СИБУР заметно снизил уровень тревожности – за счет модернизации и диалога с экспертной средой. Если раньше химическая промышленность была связана с угрозами, то теперь мы воспринимаем ее, скорее, нейтрально. Но важно оценивать не только качество действий компании, но и общественные реакции, уровень экологической грамотности. Например, история, когда в Красноярске по инициативе местных активистов жители начали устанавливать на балконах датчики, является вредной: мы не можем быть уверены в качестве приборов, они не позволяют определять источники загрязнений; по факту инициатива вызвала деструктивный ажиотаж.

«Чистый воздух 2.0.» – будет сложнее

С этими 12 городами уже разобрались. В этом году Правительство РФ утвердило список из 29 непромышленных городов, которые включены в новый этап федерального проекта. Здесь барьеров для экологизации среды может быть больше, поскольку меняется структура воздействий.

Воздействия там происходят не столько за счет промышленного источника, сколько в связи с социальными практиками, в первую очередь, транспорта. Не везде доля транспорта близка к московскому уровню (примерно 97% атмосферных выбросов), но она может быть существенно выше, чем в индустриальных городах первой группы. Другой фактор – частный сектор, дома с индивидуальным отоплением. Люди используют зачастую угль, дрова. Есть также тепловые станции и генерации, которые работают на угле и мазуте. Остается также много серых промышленных зон с небольшими предприятиями и низким уровнем контроля.

И вот на этой стадии потребуются более сложные и комплексные решения. К процессу должны будут с гораздо большей активностью подключиться региональные органы власти, его нельзя решить только за счет воздействия регулятора на бизнес.

Начать дискуссию