Психология цвета

Нас ежедневно окружают самые разнообразные цвета, которые вызывают целый спектр чувств и эмоций. Выбор мебели, украшений, предметов одежды или любых других мелочей по определенным оттенкам палитры цветов говорит об индивидуальных предпочтениях, самоощущении или о душевном состоянии человека.

Цвета воздействуют на психическое и интеллектуальное состояния человека. Многие проведенные исследования показали, что почти 80% цвета поглощает наша нервная система, а остальное — зрение.

Между цветовым тоном и восприятием есть конкретная зависимость. В плане психологии каждый цвет вызывает у человека подсознательные ассоциации. Цветовой тон, как и форма, может эмоционально откликаться у любого человека. Цвет способен вселить чувство спокойствия и уюта. Он может нравиться или наоборот, отталкивать, тревожить или возбуждать.

Психология цвета

Как работает психология цвета в маркетинге, четко прослеживается, когда вы листаете рекламные буклеты или смотрите клипы, разглядываете афиши супермаркетов, оформленные в ярких красках.

Основателем цветовой схемы считается итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Хотя цветовые отношения сформировал Аристотель, но Да Винчи их дополнил и структурировал. Он выделил шесть основных цветовых тонов: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный. Далее это всё дорабатывалось Ньютоном и другими учеными, но мы сегодня не об этом.

В соответствии с колориметрической системой, разработанной профессором Альбертом Манселлом в 20 веке, цвета состоят из трех основных составляющих:

  • Оттенок цвета — т.е. общее определение цвета.
  • Яркость цвета. Определяется тем, насколько темным или светлым будет цвет.
  • Насыщенность цвета — это то, насколько ярок цвет.

Краткий экскурс в историю окончен, теперь разберемся с психологией цвета.

Психологические характеристики цвета

Фиолетовый цвет

Психология цвета

Любовь к фиолетовому цвету символизирует высшее сознание, опытность, зрелость, мудрость. Такой цвет способен вызвать меланхолию, если его много в интерьере или предметах одежды. Фиолетовые оттенки располагают к вдохновению, пробуждению чувственности и соучастию.

Он сложный, прохладный, загадочный, насыщенный и спокойный. Этот тон нетрудно погасить другими оттенками, но сам по себе фиолетовый очень эффектный и глубокий. Он делает одежду роскошной и праздничной. Фиолетовый цвет связан с артистизмом, мистикой, большими идеями, а еще с чувством интуиции.

Среди королевской одежды и предметов духовенства часто можно встретить этот тон. Большинство креативных людей отдают предпочтение именно фиолетовому. Он формирует состояние гармонии, способствует принятию всего происходящего, наполнению духовной энергией.

Фиолетовый объединяет разум и тел, душевных потребности с физическими. Учитывая особенности психологии цвета в дизайне, не следует использовать этот цвет при оформлении интерьера или в одежде для людей, у которых наблюдаются психические расстройства.

Синий цвет

Психология цвета

Психология синего цвета создает ощущение доверительных отношений и чувства безопасности, а также расслабляет на ментальном и физическом уровнях. Холодный и насыщенный тон является символом самой Вселенной.

Строгость, чистота, насыщенность, загадочность — это все, что характеризует синий цвет в психологии. Он с успехом используется для преодоления раздражительности, снимает агрессию и нервное напряжение. Этот цвет избавляет от фобий, переживаний и очищает мысли.

Зеленый цвет

Психология цвета

Этот цвет символизирует спокойствие, мир, любовь, жизненные силы, развитие. При нехватке зеленого человек ощущает потерю гармонии. Воздействие цвета успокаивает, воссоединяет с природным началом.

В психологии за счет влияния зеленого цвета избавляются от негативных эмоций. Он также расслабляет психику, поэтому не рекомендуется, если нужно принять решение незамедлительно.

Поскольку оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на коробках для косметики. И вообще товары в зеленой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Вкусовое ощущение зеленого связано с терпкостью, и неудивительно, что его часто используют для бутылок с вином.

  • Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Он способствует улучшению зрения.
  • Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.
  • Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
  • Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.

Красный цвет

Психология цвета

Характеризуется насыщенностью, стойкостью и яркостью. Может оказывать влияние на становление качеств лидера, активность, властность и дружественность.

Психология красного цвета связана с силой, страстью, воинственностью и темпераментом. Светло-красный тон отражает возбуждение, тогда как темный оттенок выглядит солидно и важно.

Стоит учитывать влияние на психологию людей такого цвета в рекламе. Если с красным «переборщить», то этот тон пробудит злость и другие негативные эмоции. Психология выделяет красный цвет в качестве стимулятора нервной системы, источника адреналина, который улучшает кровообращение и способствует возбуждению.

  • Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
  • Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.
  • Красный — первый цвет, который вы потеряете из виду в сумерках; он неразличим на больших расстояниях.

Желтый цвет

Психология цвета

Является символом солнечного света и всего божественного. отражает счастье, легкость, воздушность, теплоту и насыщенность. Психология желтого цвета обеспечивает активность, веселый нрав, хорошие впечатления и положительно воздействует на работу мозга. Этот оттенок надолго остается в памяти.

Стоит учитывать, что в сочетании с другими цветами эффект может проявляться иначе. Допустим, зеленовато-желтый оттенок будет наоборот отвращать, ассоциируясь с притворством и завистью.

Желтый сопоставляется с такими качествами, как точность, оптимистическое мышление и ум. Он улучшает концентрацию и внимательность, гасит отрицательные эмоции, чем располагает к принятию верных решений и выполнению ответственных дел.

Этот цвет целесообразно применять в интерьере школ и других учебных заведений, так как он повысит интерес детей к знаниям. С ним легче воспринимается новая информация.

Жёлтый активно выступает в пространство, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.

Жёлтый цвет стимулирует ясное мышление. Черные символы на желтом фоне — наиболее различимая цветовая комбинация в полиграфии.

Белый цвет

Психология цвета

Он символизирует мир и чистоту, смирение, уважение, точность и юность. Психология белого цвета – первобытность, рождение, самоотверженность. Ему присущи свобода, чувство легкости, простота, высокомерие. Этот оттенок обозначает справедливость и беспристрастность.

Белый символизирует истину и справедливость. С детства мы знаем, что «рыцарь в белом» всегда придет на помощь, а «маленькая белая ложь» в конце концов окажется не такой уж и ложью. В старых добрых вестернах хорошие парни всегда носили белые шляпы, а плохие — черные.

Медицинские приборы, халаты, бинты, вата чаще всего имеют белый цвет, так, видимо, акцентируется стерильность и чистота, присущие учреждениям здравоохранения.

Черный цвет

Психология цвета

Психология черного цвета говорит о подавленности, опустошении, каком-то ограничении, воздержании. Люди, которые отдают предпочтение такому тону, пытаются скрыть собственное «я» от общества. Этот оттенок обозначает конец. Но, однако именно с черного цвета и начинается возрождение. Жизнь начинается с неизвестности.

В психологии цвета такой тон оказывает влияние на характеры людей. Человек, выбирающий черный цвет, умеет держать ситуацию под контролем, отличается властностью.

Охранники, телохранители и спецагенты предпочитают униформу черного цвета. Дорогие лимузины и правительственные автомобили обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине — важные персоны.

Черный цвет обозначает силу, тайну, злость, раскаяние, глубину, формальность, роскошь или элегантность.

Голубой цвет

Психология цвета

Это цвет творчества. Его используют для учебных аудиторий и классных кабинетов. Голубой цвет в психологии олицетворяет легкость, нежность, воздушность, ощущение чистоты. В нем есть немного пассивности, но он говорит о постоянстве. Если вас окружает слишком много голубого цвета, то это через какое-то время может вызвать лень и апатию. Еще голубой цвет способствует отрешению от всех проблем и спокойному рассуждению.

Розовый цвет

Психология цвета

Безобидные мечты и фантазии, отвлечение от негативных мыслей —подобные свойства присущи этому нежному тону. Психология розового цвета связана с ощущениями беспечности, доверия, влюбленности. Это любимый цвет для недоверчивых и рациональных людей, которые долго обдумывают каждый шаг.

Розовый цвет выбирают те, кто боится громко говорить о своей личности. Если же индивиду не нравится этот оттенок, то это говорит о его легкомысленном и «взрывчатом» характере.

Люди, выбирающие розовый цвет, мечтательны и отличаются трудоголизмом. Они преданы своей работе и по-детски доверчивы, расстраиваются по поводу и без.

Оранжевый цвет

Психология цвета

Этот цвет любят страстные мечтатели и люди, у которых сильно развита интуиция. Психология оранжевого цвета имеет много общего с желтым оттенком. Это довольно теплый и легкий цвет, который оказывает возбуждающие воздействия.

Оранжевый цвет — это прилив сил, готовность к сложным задачам, позитивное настроение, страсть и счастье. Он выводит из депрессии после тяжелейших ситуаций или утрат. Этот тон обозначает достоинство, святость, чувство наслаждения.

Оранжевый дарит ощущение праздника. Люди, отдающие предпочтение этому цвету, отличаются светлым, всепрощающим и отходчивым характером. При этом они могут быть непостоянными и надменными.

Серый цвет

Психология цвета

Как правило, серый цвет выступает основным фоном для других оттенков, не обладая никаким эффектом. Психология серого цвета: спокойствие, скромность, долговечность, грусть, чувство достоинства. Он дает ощущение безопасности, строгость, рациональность, и твердость.

Если смешать два противоположных цвета (черный и белый), то это даст нейтральные чувства. Серые тона довольно часто не замечаются многими людьми, потому что они ассоциируются с рутиной.

Тех, кто отдает предпочтение серому цвету, мало. Но этот оттенок несёт в себе постоянство, дружелюбие, рациональность и реализм.

Коричневый цвет

Психология цвета

Коричневый в контексте психологии цвета выбирают те, кто уважает семейные традиции и ценит близких. Коричневый цвет «заземляет». Цвет земли и древесных стволов пробуждает воспоминания о камине и доме, а потому связан с представлениями о комфорте.

Преобладание коричневого цвета в одежде говорит об устойчивости, преданности своей работе и надежности. Негативная сторона данного тона —это сопоставление с чувством разочарования и сомнениями. Люди, выбирающие коричневый цвет, целеустремленные и отличаются жизнелюбием. Как правило, они оптимистичны и рассудительны.

Бумажные пакеты коричневого цвета напоминают о свежести леса. В этой же связи некоторые косметические фирмы используют переработанную бумагу, чтобы убедить клиентов в том, что они применяют экологически чистые продукты.

4444 показа
3.7K3.7K открытий
11 репост
Начать дискуссию