Как запустить сайт и не нарушить закон?

С каждым днем количество сайтов только растет, а их законодательное регулирование расширяется и ужесточается. Некоторые требования остаются неизменными, но многие продолжают их нарушать.

Как запустить сайт и не нарушить закон?

В далеком 91 году Тим Бернерс-Ли создал первый сайт в сети Интернет как «папку» с различными файлами, документами, объединенными доменным именем. Современные сайты сохранили эту концепцию на сегодняшний день. Они хранят в себе определенный объем информации, различных страниц и документов, которые принадлежат определенному лицу, но при этом находятся в свободном доступе для пользователей, найти их можно под определенным доменным именем.

Итак, мы понимаем, что Сайт = Доменное имя (Домен) + Программное обеспечение (ПО) + Наполнение Сайта (Контент).

В этой статье мы ответим на вопросы, как запустить сайт и выполнить требования закона.

Создание сайта

Итак, Вы решили запустить свой Сайт. С чего начать? Вы можете купить готовый продукт или создать свой собственный, уникальный. Поговорим вначале о создании своего собственного Сайта.

1. Разработка ПО может осуществляться лично Вами либо с привлечением сотрудников или сторонних специалистов.

1.1. Если вы сами выступаете разработчиком ПО, обязательно зарегистрируйте права в Роспатент. Это защитит Вас как автора-разработчика от плагиата.

1.2. В случае использования наемного труда, следует позаботиться об оформлении отношений.

Привлекая собственных сотрудников к разработке ПО:

  • подпишите с работником NDA (соглашение о конфиденциальности)
  • внесите в трудовой договор условия о передаче интеллектуальных прав, конфиденциальности, ответственности, аналогично – в должностную инструкцию
  • на разработку ПО оформите служебное задание, пропишите четко предмет разработки, требования
  • оформите результаты актом приема – передачи служебного произведения.

1.3. NDA пригодится Вам и в случае работы с контрагентами/специалистами, привлеченными для разработки ПО на основании гражданско-правового договора. Обычно отношения здесь оформляют договором авторского заказа, оказания услуг на разработку ПО или лицензионным.

Какой бы Вы не выбрали вариант договора обратите внимание на:

  • четкое описание предмета. Описать желаемый результат можно, например, в техническом задании
  • процесс передачи и объем интеллектуальных прав на результат работ
  • ответственность за нарушения условий договора.

Риски не получить ожидаемый результат велики. В нашу компанию очень часто обращаются именно с просьбой провести экспертизу на предмет соответствия продукта техническому заданию.

1.4. Приобретая готовый продукт, следует обратить внимание не только на его коммерческую составляющую — насколько он раскручен, посещаемость, окупаемость, наличие похожих сайтов у конкурентов и т. п., но и на юридическую — на кого зарегистрировано доменное имя, кому принадлежит ПО, исходный код сайта, контент сайта, как оформлены права на вышеперечисленное.

С необходимостью оформления прав на доменное имя, ПО, исходный код и контент сайта сталкиваются рано или поздно все без исключения владельцы сайтов, особенно когда сайт уже раскручен и начал приносить прибыль.

Владелец сайта здесь может столкнуться с притязаниями пользователей и/или предписаниями контролирующих органов (Роскомнадзор).

Чаще всего с претензиями и исками обращаются пользователи как правообладатели какого-либо контента на сайте (речь о плагиате), товарных знаков, фирменных наименований, доменов, схожих с доменным именем Вашего сайта, программного обеспечения сайта.

Чтобы избежать рисков, связанных с такого рода притязаниями, как раз и необходимо всегда оформлять права на домен, ПО, контент. Это может быть регистрация в Роспатент, заключение договора о передаче прав и т. п.

2. Отдельную рисковую группу представляют собой взаимоотношения владельца сайта с пользователями – потребителями услуг на сайте. Как правило, их притязания связаны с ненадлежащим качеством услуг, порядком обработки персональных данных.

Урегулировать разногласия будет проще, если сделать для сайта юридически грамотную «обвязку»:

  • разместить на сайте согласие на обработку персональных данных, соответствующее требованиям ФЗ-152 «О персональных данных»
  • разместить политику конфиденциальности, при формировании которой учесть, что объем собираемой владельцем сайта информации должен четко соответствовать целям обработки персональных данных, должен быть обоснованным и действительно необходимым
  • разместить соглашение с пользователями, учитывающее особенности вашего бизнеса.

Примерная структура пользовательского соглашения такова:

  • понятия, термины
  • общие положения
  • порядок регистрации
  • права и обязательства сторон
  • регламент использования Сайта (маркетплейс, финансовая платформа и т. п.)
  • порядок оплаты (общие положения)
  • гарантии, ответственность и ограничения ответственности владельца
  • конфиденциальность информации и обработка персональных данных (общие положения)
  • срок действия, порядок внесения изменений и вступления в силу
  • расторжение.

Уровень детализации или расшифровки тех или иных положений документов определяется владельцем сайта самостоятельно, но обязательно нужно учитывать особенности бизнеса.

Например, если Вы создаете маркетплейс, где будут собираться персданные пользователей, то обязательно нужно зарегистрироваться в качестве оператора по обработке персданных в Роскомнадзор.

Если вы создаете социальную сеть, то позаботьтесь о правилах размещения изображений и видео пользователями.

Кейс из нашей практики:

Заказчик работал над созданием Сайта знакомств с определенными платными услугами. Его идея заключалась в создании Сайта знакомств с обычным функционалом соц. сети: анкеты, лайки и прочее. Главная особенность проекта — пользователи помимо обычных фото могут в отдельном альбоме размещать свои эротические снимки, но доступ к такому альбому будет платный. Когда другой пользователь оплачивает доступ, то половину этих денег получает автор фото, а половину владелец Сайта. Полученные деньги пользователь может тратить на доступ к чужим альбомам или обналичить. Заказчик, чтобы обезопасить себя от юридических рисков владельца Сайта, связанных с использованием в сети откровенных фотографий пользователей и операциями с денежными средствами, обратился за юридической помощью.

Мы оценили риски данного мероприятия с точки зрения закона и правоприменительной практики и предоставили заказчику юридическое исследование с полным анализом бизнес-процессов, предложениями по их структурированию и систематизации, с перечнем документов для легитимной работы проекта. Оказали помощь в выборе правовых конструкций и алгоритмов взаимодействия внутри социальной сети. После чего была осуществлена разработка пользовательского соглашения, политики конфиденциальности, правил обработки персональных данных, согласия об обработке персональных данных и пр., проведен анализ возможности применения налоговых льгот, предусмотренных законодательством РФ, аудит существующих форм документов, анализ рисков, сформированы предложения по оптимизации их условий. Кроме того, был реализован немаловажный аспект – создан механизм минимизации получения необходимых одобрений документации на Сайте от пользователя.

И это только один из десятков кейсов по созданию Сайта. Наши заказчики по всему миру задаются вопросом: как соблюсти многочисленные требования законодательства РФ, приказы и рекомендации Роскомнадзора? Ведь все большую «популярность» приобретают такие казусы, как предписания контролирующих органов владельцам сайтов, блокировка сайтов.

На что обращают внимание контролирующие органы?

Это контент сайта и обработка персональных данных. Но даже если владелец сайта лично не нарушает требований закона, к нему все равно могут быть применены санкции, ведь он обязан контролировать и удалять информацию.

Наиболее распространенные случаи, с которыми может столкнуться владелец сайта:

(перечислены объективные случаи)

  • размещение пользователем информации, нарушающей интеллектуальные права иных лиц (авторских прав, прав на изображение гражданина и пр.);
  • размещение пользователем информации, запрещенной к распространению в силу закона (порно, экстремизм);
  • размещение пользователем недобросовестной и/или недостоверной рекламы;
  • размещение пользователем ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию другого лица; (это субъективный случай)
  • незаконная обработка персональных данных.

При выявлении контролирующими органами таких фактов, владелец сайта может быть привлечен к гражданской, административной и/или уголовной ответственности.

Поэтому владельцу сайта целесообразно самому осуществлять модерацию размещенной на сайте информации, при выявлении — удалять.

Введены крупные штрафы за отказ владельцев сайтов удалять запрещённую информацию.

30.12.2020 года утверждены сразу несколько законопроектов: № 530-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об информации…», № 519-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О персональных данных, № 511-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ.

Санкции распространяются как на владельцев сайтов, так и на провайдеров.

За не удаление информации, запрещенной к распространению в силу закона, штрафы для граждан составят от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для должностных лиц — до 800 тыс. рублей, для юридических лиц — от 3 млн до 8 млн рублей. Крупные суммы штрафов предусмотрены также в случае рецидива.

В данном материале не будем останавливаться на перечислении и анализе конкретных статей законов, за нарушение которых владельцы сайтов могут быть привлечены к ответственности.

Исследования судебной практики по спорам о сайтах

Систематически мы проводим исследования, каким образом складывается судебная практика по спорам, связанным с деятельностью сайтов. К сожалению в рамках статьи мы не сможем обсудить какие-либо дела подробно, однако остановимся на основных моментах.

Итак, среди споров преобладают дела, связанные с:

  • нарушением интеллектуальных прав (авторство, лицензии и т. п.)
  • нематериальных прав (защита чести, достоинства, деловой репутации)
  • нарушением законодательства о персональных данных или о рекламе
  • распространением запрещенной информации.

Приведу несколько примеров решений судов, отвечающих на наиболее часто возникающие вопросы как у владельцев, так и у пользователей сайтов:

1) Спор о том, что является цитированием в сети Интернет дошел до Верховного Суда, несмотря на небольшую сумму взыскания (важна не сумма, а принцип).

Фабула дела такова: Ответчик (владелец сайта) на сайте разместил статью, содержащую фотографии, автором которых является иное лицо, без разрешения правообладателя.

В своих возражениях ответчик ссылался на ст. 1274 ГК РФ, указав на правомерность цитирования фотографий. Однако суд не признал действия ответчика цитированием, так как не были соблюдены обязательные условия цитирования: указание автора произведения, а также источника заимствования по смыслу статьи 1274 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судами вышестоящих инстанций, являлось взыскание с ответчика-администратора и владельца сайта компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения в размере 30 000 рублей.

2) Спор об авторстве, рассмотренный АС г. Москвы, завершился определением авторства истца с присуждением автору компенсации в размере 400 000 рублей.

Фабула дела: истец обратился к владельцу сайта (ответчику) с иском о нарушении авторских прав и взыскании компенсации. На сайте ответчика была размещена информация о товарах с вложением фотографий, правообладателем которых является истец.

Суд, удовлетворяя иск, пришел к выводам, что истцом представлены надлежащие и достаточные доказательства авторства: оригиналы фотографических произведений, нотариальный протокол осмотра сайта подтвердил авторство (в свойствах фотографических произведений был указан автор фотографий).

3) Судебные разбирательства, связанные с порядком обработки персональных данных, давно не редкость. Рассмотрим наиболее распространенный пример.

Фабула дела: на Интернет-ресурсе, принадлежащем Gandi SAS, Роскомнадзор выявил нарушение ч.5 ст.18 №152-ФЗ «О ПДн», а именно то, что на Интернет ресурсе при проставлении «галочки» о согласии на обработку персональных данных субъекту персональных данных не предоставляется информация относительно оператора, обрабатывающего ПДн, а также ПДн граждан РФ обрабатываются на территории США, отсутствует документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

По результатам рассмотрения дела, деятельность Интернет-ресурса признана незаконной и нарушающей права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Интернет-ресурс включен в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.

Выводы

Да, перечень судебных дел по созданию и работе Сайтов велик. Споров, связанных с авторскими правами в сети Интернет, созданием и функционированием Сайтов, мобильных приложений и т. п., не мало. Судебные дела можно цитировать часами. И риски действительно есть. Но в наших силах их минимизировать, если при создании Сайта учитывать требования закона, не злоупотреблять правами при его продаже или покупке, не экономить на оформлении прав и разработке юридической документации.

Как известно — «скупой платит дважды». Элементарная математика: средняя стоимость полноценного юридического оформления сайта – 250 тысяч, а штраф даже за один эпизод выявленного нарушения только для физ. лиц от 100 тыс. рублей, не говоря уже о миллионных штрафах для компаний.

Начать дискуссию