Асинхронная коммуникация в психотерапии. Как чат-боты помогают психотерапевтам

О чем вообще речь?

Во всем мире (и в России тоже) растёт популярность психотерапии — три последних года были такими сложными, что люди вывозят с трудом. А в психотерапии растёт популярность асинхронных методов работы с клиентами.

В синхронном методе терапевт работает с клиентом лично или по видеосвязи. Они общаются напрямую, видят мимику друг друга, могут активно взаимодействовать.

Асинхронный метод — это, грубо говоря, терапия по переписке. При таком методе участники процесса не видят друг друга, между их сообщениями проходит время.

И что, асинхронная терапия — это новое изобретение?

Совсем нет. Скорее это реинкарнация старых методов в новой реальности. К примеру, Зигмунд Фрейд чаще общался с клиентами и пациентами в переписке, чем принимал их лично.

С 1906 по 1913 год Фрейд вёл активную переписку с другом и учеником Густавом Юнгом — в этой переписке они оба были одновременно и терапевтами, и пациентами друг друга. Кстати, к концу переписка становилась всё более и более откровенной и даже горькой. Терапевты часто называют это «эффектом растормаживания»: в процессе общения понемногу спадают ограничения, которые мешают выходу искренних чувств.

Но ведь общение по переписке — это не терапия. Кому она поможет?

Говорят, что музыка — это всё, что вы слушаете с интенцией послушать музыку. Так и терапией может быть всё, что по-настоящему помогает. Хороший, эмпатичный, обладающий достаточной компетенцией терапевт хорошо работает в любом формате.

У асинхронной терапии есть несколько важных качеств, которые «бьют» традиционные занятия по видеосвязи или на кушетке.

Время и география. Можно не выкраивать время на созвон и не ехать на другой конец города. Кроме того, многим неудобно заниматься голосом дома: партнёр, дети, соседи мешают быть откровенными.

Низкий порог старта. Личный сеанс — это работа. Нужно на протяжении 30-60 минут (иногда больше) активно слушать и говорить. Многие боятся этой работы. Каждый, что занимался с традиционным терапевтом, постоянно ловит себя на желании отменить или перенести сеанс: «Ох, кажется, прямо сейчас не хочется». Терапия по переписке позволяет легче начать сеанс.

Ритмичность чувств. Асинхронная терапия помогает клиентам легче справится с «эффектом плато»: ощущением, что прямо сейчас, в начале занятий, на самом деле никаких чувств нет, ничего не происходит и говорить не о чем. Общаться со специалистом можно в любое время. К примеру, можно идти по улице, ощутить важный инсайт — и сразу написать о нём в чат.

Экстренная помощь. Асинхронная терапия отлично подходит для людей, которые зависят от поддержки в резких стрессовых ситуациях. Неприятности на работе и в семье, проблемы со здоровьем и финансами могут выбить из колеи, а до следующего «живого» сеанса приходится ждать несколько дней.

Не все терапевты, работающие в личном формате, готовы прийти на помощь здесь и сейчас. Более того, многие сразу предупреждают о важности личных границ и не принимают запросы в нерабочее время. А в чат можно написать в любое время.

Звучит как-то очень круто. Но ведь и ограничения есть?

Конечно. Самое важное ограничение — асинхронная терапия требует развитого письменного мышления.

Немногие люди могут связно и легко писать о чувствах, рассказывать личные истории. Очень многие «вязнут» в тексте, писать для них — это тяжелый труд. Говорить и слушать всегда легче (психологи знают, что устная речь всегда идет прежде письменной).

Если для вас написать электронное письмо — это задача, которую хочется отложить, а три абзаца в чате нужно бесконечно править и переписывать, то «асинхронка» вам не поможет.

А еще асинхронная терапия может отпугнуть людей, которые хотят поделиться личными и травматичными переживаниями. Обычно говорить об этом легче — вы знаете, что разговор не записывается, и ничего из рассказанного после не всплывёт. Только полезно помнить о том, что хороший терапевт всегда делает конспекты сеансов.

Это понятно. Но ведь во время сеанса терапевт весь «мой». А в чате он может сразу с кучей людей переписываться!

Сервисы, которые предлагают услуги асинхронной терапии (например, Cerebral или TalkSpace), ограничивают число пациентов для каждого терапевта. Грубо говоря, если у терапевта лично бывает по 10-12 пациентов в неделю, только столько же он обслуживает онлайн. Очень редко несколько пациентов пишут одновременно, кроме того обычно время ответа составляет 1-2 часа — у специалиста есть время подумать, прочувствовать запрос и написать вдумчивый ответ.

А вообще лучший способ понять, подходит ли вам «асинхронка» — предложить её текущему «личному» терапевту. Попробуйте договориться о том, что вместе сеанса по скайпу в течение часа будете просто нечасто обмениваться сообщениями в «Телеграме» в течение суток.

Ну хорошо, и последний вопрос. А кто мешает вместо терапевта на другом конце переписки посадить chatGTP?

Есть большая вероятность, что скоро так и будет — нейросети учатся всё лучше и лучше понимать людей и вести осмысленные беседы. Однако в ближайшие несколько лет «нейротерапевта» точно не появится, технологии еще недостаточно развиты. Даже неопытный человек быстро понимает, что текст слишком «шероховатый» и «машинный».

Однако даже более простые технологии находят свое применение. К примеру, в «Ростелекоме» есть телеграм-бот, который отвечает на несложные предзаданные вопросы сотрудников, советует им практики психологической самопомощи и внешние ресурсы. Такие решения становятся отличной точкой входа в терапию, неважно какую: синхронную или асинхронную.

66
Начать дискуссию