«Я вообще королева факапов». Интервью с богемным маркетологом Еленой Кудейкиной

Как вы думаете, откуда берутся крутые маркетологи? Их выпускают профильные престижные вузы, а может, модные онлайн-школы? Вот и нет! Героиня рубрики #людивпрофессии, маркетолог Елена Кудейкина получила техническую специальность, работала в IT и много лет занималась разработкой сайтов. А как она стала музой личных брендов и начала вести подкаст богемного маркетолога, узнаете в сегодняшнем интервью. Контакты Лены как обычно даю в конце. Пишите, чтобы посекретничать 🤫

Елена Кудейкина и одна из ее фоторабот
Елена Кудейкина и одна из ее фоторабот

У меня не кейсы, а чистый крафт

— Очень нравится твое позиционирование. Богемный маркетолог — почему называешь себя именно так?

— Официально именовать себя богемным маркетологом я начала не так давно, где-то прошлым летом. Изначально была самым обычным интернет-маркетологом и занималась любыми проектами. Но меня всегда тянуло к премиальному, творческому, потому что я сама являюсь частью этого мира: фотографирую и отлично пишу. В какой-то момент просто перестала отрицать очевидное. Это дало мне много свободы и в выборе проектов, и в личном бренде.

— Ты часто говоришь, что твои основные клиенты — люди творческие: поэты, писатели, художники. Почему сложилась такая специализация?

— У меня в первую очередь психологи, а потом уже художники, дизайнеры, писатели. А кроме них еще владельцы премиальных брендов: украшений, лимитированной одежды, селективных парфюмов и т. д. Специализация выкристаллизовалась постепенно через призму личного интереса.

Что касается психологов, я уже второй год в терапии и в разных тренингах личностного роста. Потратив кучу денег на развитие и поняв, как это все работает изнутри, начала эти навыки монетизировать уже со своими клиентами-психологами. Плюс у меня много друзей-психологов, многие из которых отлично продвигают себя и делятся со мной своими секретиками.

Стена, на фоне которой Лена записывает свои подкасты. На ней картины, которые маркетологу дарят благодарные клиенты
Стена, на фоне которой Лена записывает свои подкасты. На ней картины, которые маркетологу дарят благодарные клиенты

— Ты училась на маркетолога или пришла в профессию эмпирическим путем?

— Я училась на программиста и начинала карьеру в сфере IT. Много лет занималась разработкой сайтов, сделала офисную карьеру, возглавляла технический отдел в одной из крупнейших фирм Самары.

А потом ушла в замуж и в декрет, начала искать подработку. Для разработки сайтов нужна была команда, а ее у меня не было. А вот для копирайтинга команда была не нужна… Ну и пошло-поехало. SEO-копирайтинг, SEO, SMM, дизайн, маркетинг полного цикла, потом блоггинг.

Всегда работала рука об руку с очень крутыми маркетологами, училась у них практике, но теория у меня долго хромала, не владела всей этой терминологией. Сейчас владею, но, в принципе, не так уж она мне и нужна. В работе с экспертами всегда все объясняю максимально простым языком.

— Расскажи о своих сильных сторонах. В чем ты настоящий профи?

— Хотя я уже давно не программист, все еще мыслю системами, алгоритмами и процессами. Мне видно картину продвижения целиком там, где гуманитарии закапываются в детали. По этой причине мне всегда было просто составлять технические задания на сайты или писать маркетинговые стратегии.

Также мне просто погружаться в разные профессиональные ниши и даже мимикрировать под их представителей. Например, психологи меня часто называют коллегой. Этот навык и хорошее знание психологии обеспечивают тот самый индивидуальный подход при работе с экспертами.

Но самое главное, в чем я профи, — это, конечно, нетворкинг. Я легко нахожу общий язык с очень разными людьми и создаю атмосферу доверия. Да, при дальнейшем сближении бывают проблемы, но в работе и не нужно сильно сближаться.

— А слабые стороны какие за собой знаешь?

— Моя самая слабая сторона — это то, что я очень давно в интернет-продвижении, больше 18 лет. Бывает сложно воспринимать что-то новое или уступать требованиям заказчиков, когда я реально (!) знаю лучше, как нужно написать текст или сделать сайт. По этой причине я в какой-то момент отказалась от полного ведения клиентских проектов. Устала бодаться из-за разных мелочей.

Еще одна моя слабая сторона — отсутствие четкого нишевания. Люди, у которых оно есть, собирают кейсы и тиражируют свой подход к проектам, а у меня всю профессиональную жизнь был чистый крафт. Все проекты очень разные, сложные, большие, много неудачных стартапов.

Из-за этого у меня много опыта, но почти нет успешных кейсов, которыми можно хвастаться. С личными брендами почти все то же самое, к тому же многие мои клиенты предпочитают сохранять анонимность.

Курс был рассчитан на 2 месяца, а я завязла в нем на полгода

— Знаю, ты проходила недавно обучение у наставника. Какой у этого обучения формат? Чем тебе приглянулся ментор?

— Да, я проходила (и еще прохожу) обучение блогерству у блогера-миллионника и телеведущего Михаила Ломакина. Я его любимый антикейс, потому что курс был рассчитан на 2 месяца, а я завязла в нем на полгода. До сих пор с ним ржем, что я у него еще надолго. Просто Михаил — настолько потрясающий мужчина, что я не могла с ним так быстро расстаться.

Выбрала его чисто интуитивно. Обожала его ржачные ролики, а потом увидела, что он кастдев на свой курс проводит. И не упустила шанс познакомиться с ним поближе. Ну а потом завертелось… Формат подразумевал уроки, выполнение заданий и созвоны три раза в неделю. И мы отлично поработали вместе!

— Что полезного вынесла из обучения? Я поняла, что записывать и монтировать ролики ты начала после него?

— Да, на ролики был основной упор. И Михаил научил меня их делать действительно круто: коротко, емко, залипательно и по битам. И теперь я сама этому могу учить, но ленюсь. Потребовалось определенное время, чтобы найти свой стиль, но сейчас мне это самой очень нравится, хотя не всегда руки доходят что-то записывать и монтировать.

Самое главное, что я вынесла из этого обучения, — мой подкаст. Идея была моя, но Михаил подтолкнул к ее реализации и стал моим первым гостем. И 22-ым тоже. На текущий момент у моего подкаста 29 записанных выпусков. Шалость затянулась, но мне нравится!

— Расскажи, на какую камеру пишешь ролики. Используешь ли ты телефон?

— Все пишу на телефон POCO X3 Pro. Его вполне достаточно и для роликов, и для подкастов. Блогеры обычно на айфоны снимают, начиная с 7-го.

— А в каких программах делаешь обложки и монтируешь? Работала в movavi?

— В Movavi на ПК монтирую подкасты, телефон бы их не осилил. Для роликов только CapCut. С обложками по-разному. Вообще я профессионально владею фотошопом, но часть обложек мне делал знакомый дизайнер.

Подкаст — важная часть моего личного бренда

— Расскажи о своем подкасте. Где находишь героев интервью?

— Подкаст — важная часть моего личного бренда. Моя главная фишка и отличный профессиональный нетворкинг, на основе которого я строю в том числе свою работу по проектам. Любое мнение о маркетинге, которое я транслирую, сформировано на основе делового общения с крутыми экспертами в разных нишах.

Я всегда говорю, что у меня не интервью, а именно подкаст — беседа двух взрослых умных людей, каждому из которых есть, что интересного рассказать. Тему выбираем заранее на предварительном созвоне, но в целом весь подкаст — чистая импровизация. И да, присутствует определенный стресс, смогу ли я вывезти этот разговор до конца, но с каждым разом все проще.

Гостей нахожу интуитивно. Есть друзья и коллеги, есть психологи и наставники, с которыми я работаю как клиент (да, я их не скрываю), есть давние подписчики и совершенно незнакомые люди, которые становятся знакомыми и даже хорошими знакомыми после подкаста. По этой причине я никогда не избегаю знакомств в соцсетях.

Есть определенная ответственность, чтобы случайно не привести в подкаст токсика или непрофессионала, было несколько неприятных историй на эту тему. Но в целом я пока жутко горжусь теми замечательными людьми, которые приняли участие в моем проекте.

— Это для гостей бесплатно?

— Пока да. Но в будущем планирую пересмотреть этот вопрос, когда участие в моем подкасте начнет иметь какое-то значимое влияние на продвижение экспертов. Есть несколько идей, что можно сделать. Я работаю в этом направлении.

— Чем ты в основном зарабатываешь? Это больше консультации, донаты с блогинга или пока работа ручками?

— Консультации, бартер и донаты. Ручками сейчас крайне редко работаю и только по сарафану, на большие проекты с полным вовлечением банально нет времени.

<p>Фото Елены Кудейкиной</p>

Фото Елены Кудейкиной

Все свои хобби я давно сделала частью работы

— Тяжело ли качать личный бренд? Зачем это вообще делать?

— Кому как. У меня, например, всегда была потребность говорить о себе. Поэтому любое свое переживание (личное или профессиональное) я сразу тащу в свой блог. Кстати, отличный способ пережить очередной факап.

И в этом я вижу основное предназначение личного бренда и личного блога — проявиться в этом мире, заявить о себе и понять через обратную связь, а кто я, как мне стать лучшей версией себя, чем мне нужно заниматься.

При таком подходе ты заряжаешься от ведения личного блога и контакта со своей аудиторией, а не вымучиваешь каждый экспертный пост ради продаж. Продажи, само собой, тоже будут, но они вторичны.

— Хочешь собственное агентство или ты больше одиночка?

— Я больше одиночка, никогда не хотела быть самой главной, но на фрилансе работала и в команде, и в партнерстве, и на руководящих должностях. В будущем планирую собрать команду имени себя. Монтажера, дизайнера и некоторых офлайн-помощников.

— Какие у тебя есть хобби?

— Честно говоря, никаких. Все свои хобби (фотографию например) я уже давно сделала частью работы.

— Дай совет читателям. Как стать успешным? И нужно ли это делать?

— Понятия не имею, как стать успешным. Я вообще королева факапов. И даже не знаю, что буду делать, если вдруг моя жизнь начнет складываться успешно. Я считаю, что самое главное — быть счастливой при любом раскладе, наслаждаться каждым днем, заниматься тем, что действительно заряжает, и не бояться постоянно пробовать что-то новое. Я так живу.

<p>Фото Елены Кудейкиной</p>

Фото Елены Кудейкиной

Подписывайтесь на Лену в VK и смотрите её подкасты на её канале в Дзене. А если хотите стать гостем рубрики #людивпрофессии или #блицпрохобби, пишите мне в телеграм: @ripvam.

Интервью брала Ирина РИПВАМ

Начать дискуссию