Бриф, ТЗ и другие сложные слова… Словарь копирайтера

Работая на фрилансе, копирайтер автоматически становится мини-агентством в одном лице. И принципы сотрудничества с заказчиком для него резко меняются. В офисе у тебя есть руководитель и четкие задачи. А в свободном плавании приходится узнавать много новых слов. Бриф и ТЗ в их числе. Что это за сложные штуки такие и зачем они нужны копирайтеру и клиенту — узнаете из статьи.

Обязательно читайте до конца: там есть опросник и пример заполнения брифа 😎

<p>Примерное ТЗ от заказчика</p>

Примерное ТЗ от заказчика

Что такое бриф и зачем он нужен

Заполнить бриф заказчику рекомендую предложить на этапе обсуждения условий сотрудничества. Это поможет вам лучше узнать компанию и проект, а клиенту увидеть, что вы настроены максимально серьезно: не просто «текстики пишете», а решаете крупные задачи бизнеса.

Главная цель брифа — упростить коммуникацию. Невозможно создать классный продукт, когда не знаешь, чем занимается компания, кому предлагает свои услуги и на кого равняется. Помните мем «Без ТЗ — результат ХЗ»? С брифом та же история.

В каких случаях нужен бриф

Перед тем как составлять бриф, хорошо бы разобраться, для каких случаев этот документ обязателен, а когда им можно пренебречь. Бриф требуется, когда исполнителю предстоит масштабная задача над проектом. Для крохотного единичного поста в инстаграме с описанием акции бриф избыточен.

А вот примеры проектов, когда бриф точно пригодится:

  • работа по наполнению сайта и его подготовка к SEO-продвижению;
  • макеты печатных материалов: буклетов, листовок, вложений;
  • написание статей для блога;
  • комплексный SMM.

Нужно заполнять бриф и в случае с рекламой. Например, когда пишете текст для лендинга, промопосты или цепочки писем для email-рассылки.

Чем бриф отличается от ТЗ

Главное их отличие — разный функционал.

  • Бриф. ближе всего к визитной карточке, которая рассказывает о компании. В нем содержатся общие сведения, без которых копирайтер не может приступить к работе. Заполняют бриф на этапе знакомства, как правило один раз. С инициативой выступает копирайтер.
  • ТЗ. Содержит четкие указания по задаче с описанием мельчайших деталей, важных клиенту. Обычно техническое задание составляет заказчик. ТЗ формируется отдельно под каждую задачу или целиком под проект.
<p>Бриф — это немного эскиз текста, ТЗ — всегда четкие указания для задачи</p>

Бриф — это немного эскиз текста, ТЗ — всегда четкие указания для задачи

Какие пункты должны быть в брифе

Бриф страхует копирайтера от необоснованных претензий и многочисленных правок, поэтому в ваших интересах разработать максимально подробную форму.

1. Информация о компании

Как называется бренд, как правильно писать название компании (в кавычках или без, латиницей или кириллицей). Адреса сайта и магазинов, ссылки на социальные сети. Что о компании говорить можно, а о чем лучше умолчать.

2. Цель проекта

Заполняя бриф, клиент указывает в этом разделе, какие результаты хочет получить после сдачи проекта, сколько денег готов вложить и на какие показатели рассчитывает. Удобно разбить вопрос на две части: вначале спросить про глобальные цели, потом про текущие.

3. Подробности о товаре / услуге

Текст не будет интересным, если в нем вместо точных характеристик и преимуществ будут описаны абстрактные. Ценно все: как производится продукт, из каких материалов и где, чем отличается от аналогов, почему его стоит купить.

4. Целевая аудитория

В примерах хороших брифов всегда есть информация о целевой аудитории. Желательно, чтобы характеристики были прописаны максимально точно. Не «люди 25–50 лет», а «женщины 35–40 лет, которые занимают руководящие должности, ходят на фитнес, есть дети». Портрет аудитории позволит подобрать правильные слова и сделать предложение более персонализированным.

5. Ссылки на удачные примеры

Понятие хорошо-плохо субъективно. Стиль, который выстрелил на одном проекте, может оказаться провальным для второго. Поэтому запрашивайте у заказчика удачные примеры. Так вам будет проще попасть в тональность и стилистику.

6. Контактные данные

Нужны, чтобы оперативно связаться с заказчиком, если возникнет необходимость задать уточняющие вопросы. Лучше, если контактов будет несколько: электронная почта, телефон, телеграм. Свои контакты тоже обязательно оставьте.

<p>От нелепицы — к нормальному эскизу благодаря брифу</p>

От нелепицы — к нормальному эскизу благодаря брифу

Пример заполнения брифа

Для удобства привожу пример брифа, который вы можете использовать при работе с заказчиками.

1. Расскажите о своей компании. Как правильно указывать название?

Компания «Крафтовая бумага». Есть магазин в Москве. Название писать в кавычках. Сайт: kraftbum.com.

2. Какие материалы хотите получить?

4 статьи для блога на сайте ежемесячно.

3. Какова цель проекта?

Рост поискового трафика и узнаваемости продуктов компании.

4. Приведите примеры статей, которые считаете идеальными.

Нравится стилистика Тинькофф журнала.

5. Какие продукты хотите продвигать?

Продукты компании с дизайном заказчика: блокноты, ручки, бумажные пакеты, шопперы.

6. В чем ваши преимущества перед конкурентами?

На сайте есть возможность загрузки собственных макетов и онлайн-конструктор дизайна с полным расчетом стоимости. Можно заказать пробную партию (от одного экземпляра). Посмотреть готовые изделия можно в магазине.

7. Кто ваши клиенты?

Обычно девушки 25–30 лет, которые покупают вещи в подарок. Доход средний. Активные, занимаются спортом.

Как оформить бриф

Заполнить бриф можно в любом удобном инструменте. Нет особой разницы, будет это стандартный файл Word, Google документ или анкета в Google шаблонах. Я обычно использую документы по ссылке. Так у вас и вашего заказчика будет постоянный доступ к актуальной версии документа.

Надеюсь, статья была вам полезна. Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать новое о работе с текстами. Сейчас это будет максимально полезно, так как блог здесь только начала вести.

Ирина РИПВАМ

Начать дискуссию