Конец моего детства

Конец моего детства

Виталик опубликовал статью, посвященную своему 30-летию. В ней три важнейших урока:

  • Жадность — не единственная форма эгоизма.
  • Связанный с этим урок заключается в том, что человек может плохо подходить вам, не будучи плохим человеком в каком-то абсолютном смысле.
  • Важность привычек.

Оригинал статьи найдете по ссылке:

Команда MDAO перевели статью для вашего удобства:

Одно из самых ярких воспоминаний последних двух лет — это выступления на хакатонах, посещение хакерских домов и Zuzalu в Черногории, где я видел людей на целое десятилетие моложе себя, занимающих ведущие должности, как организаторов, так и разработчиков, во всех видах проектов: криптоаудит, масштабирование Ethereum L2, синтетическая биология и многое другое. Одним из членов основной организационной команды Zuzalu была 21-летняя Николь Сан, а годом ранее она пригласила меня посетить хакерский дом в Южной Корее: собрание из ~30 человек, где впервые, насколько я помню, я был самым старшим в группе.

Когда мне было столько же лет, сколько сейчас обитателям дома хакеров, я помню, как многие люди осыпали меня похвалами за то, что я один из модных молодых вундеркиндов, преображающих мир, как Цукерберг и так далее. Я немного морщился от этого, потому что мне не нравилось такое внимание и потому что я не понимал, зачем людям нужно было говорит "вундеркинд" на немецкий лад, когда тоже самое можно было сказать и на английском. Но глядя на то, как все эти люди идут дальше меня, моложе меня, я четко осознал, что если когда-то это и было моей ролью, то теперь уже нет. Теперь у меня другая роль, и пришло время следующему поколению взять на себя мантию, которая раньше принадлежала мне.

Конец моего детства

Дорожка, ведущая к дому хакеров в Сеуле, август 2022 года. Сфотографировано, потому что я не мог понять, в какой дом я должен войти, и общался с организаторами, чтобы получить эту информацию. Конечно, в итоге дом оказался вовсе не на этой тропинке, а в гораздо более заметном месте метрах в двадцати правее нее.

1

Как сторонник продления жизни (то есть проведения медицинских исследований, чтобы люди могли в буквальном смысле жить тысячи или миллионы лет), люди часто спрашивают меня: не связан ли смысл жизни с тем, что она имеет конечный характер: у вас есть только небольшой отрезок, поэтому вы должны наслаждаться им? Исторически сложилось так, что я инстинктивно отвергаю эту идею: хотя с точки зрения психологии верно, что мы склонны ценить вещи больше, если они ограничены или скудны, просто абсурдно утверждать, что тоска от длительного существования может быть настолько плохой, что это хуже, чем буквально перестать существовать. Кроме того, я иногда думаю, что даже если бы вечная жизнь оказалась настолько плохой, мы всегда могли бы одновременно увеличить "волнение" и уменьшить продолжительность жизни, просто решив вести больше войн. Тот факт, что несоциопаты среди нас отвергают этот вариант сегодня, наводит меня на мысль, что мы отвергнем его и в отношении биологической смерти и страданий, как только это станет практически возможным.

Однако с годами я понял, что мне даже не нужно ничего доказывать. Независимо от того, конечна или бесконечна наша жизнь в целом, каждая прекрасная вещь в нашей жизни имеет конечный характер. Дружба, которую вы считали вечной, оказывается, медленно исчезает в тумане времени. Ваша личность может полностью измениться за 10 лет. Города могут полностью измениться — в лучшую, а иногда и в худшую сторону. Вы можете сами переехать в новый город и начать процесс знакомства с окружающей средой с нуля. Политические идеологии конечны: вы можете построить целую личность вокруг своих взглядов на верхние предельные налоговые ставки и общественное здравоохранение, а через десять лет почувствовать себя полностью потерянным, когда люди, кажется, перестанут заботиться об этих темах и перейдут к разговорам о "воукизме", "менталитете бронзового века" и "e/acc".

Идентичность человека всегда связана с его ролью в более широком мире, в котором он действует, и за десятилетие меняется не только человек, но и мир вокруг него. Одно из изменений в моем мышлении, о котором я уже писал, заключается в том, что в моем мышлении стало меньше экономики, чем десять лет назад. Основная причина этого изменения заключается в том, что значительную часть первых пяти лет своей криптовалютной жизни я провел, пытаясь изобрести математически доказуемо оптимальный механизм управления, и в итоге обнаружил несколько фундаментальных результатов невозможности, которые дали мне понять, что (i) то, что я искал, невозможно, и (ii) наиболее важные переменные, которые делают разницу между существующими несовершенными системами успешными или провальными на практике (часто степень координации между подгруппами участников, а также другие вещи, которые мы часто отбрасываем как "культуру"), являются переменными, которые я даже не моделировал.

Раньше математика была основной частью моей личности: Я принимал активное участие в математических соревнованиях в средней школе, а вскоре после того, как я занялся криптовалютами, я начал много кодить, в Ethereum, Bitcoin и других системах, я был в восторге от каждого нового криптографического протокола, и экономика тоже казалась мне частью этого более широкого мировоззрения: это математический инструмент для понимания и выяснения того, как улучшить социальный мир. Все части идеально сочетались друг с другом. Сейчас все фрагменты сочетаются гораздо хуже. Я все еще использую математику для анализа социальных механизмов, хотя цель чаще всего состоит в том, чтобы сделать грубые первые предположения о том, что может сработать, и смягчить худшее поведение (которое в реальном мире обычно выполняют боты, а не люди), а не объяснить поведение в среднем случае. Сейчас я пишу и думаю гораздо больше, даже если поддерживаю те же идеалы , что и десять лет назад, но часто использую совсем другие аргументы.

<p><i>Меня восхищает в современном ИИ то, что он позволяет нам с математической и философской точки зрения по-другому подойти к скрытым переменным, определяющим взаимодействие между людьми: ИИ может сделать "ощущения" читаемыми.</i></p>

Меня восхищает в современном ИИ то, что он позволяет нам с математической и философской точки зрения по-другому подойти к скрытым переменным, определяющим взаимодействие между людьми: ИИ может сделать "ощущения" читаемыми.

Все эти смерти, рождения и перерождения, будь то идеи или собрания людей, — способы, с помощью которых жизнь получает конечный характер. Эти смерти и рождения продолжали бы происходить в мире, где мы живем два века, тысячелетие или столько же, сколько живет звезда главной последовательности. И если вам лично кажется, что в жизни недостаточно ограниченности, смертей и возрождений, не обязательно начинать войны, чтобы добавить еще: вы можете сделать тот же выбор, что и я, и стать цифровым кочевником.

2

Я уже рассказывал об изменении роли экономики, необходимости по-другому относиться к мотивации (и координации: мы — социальные существа, поэтому эти два понятия тесно связаны), а также о том, что мир превращается в "густые джунгли": Большое правительство, Большой бизнес, Большая мафия и Большой Х для практически любого Х будут продолжать расти, и они будут все чаще и сложнее взаимодействовать друг с другом. О чем я еще не так много говорил, так это о том, как многие из этих изменений влияют на само криптопространство.

Криптовалютное пространство зародилось в конце 2008 года, после глобального финансового кризиса. В генезис-блоке блокчейна Bitcoin содержалась ссылка на эту знаменитую статью из британской газеты The Times:

Конец моего детства

Ранние мемы о биткойне были в значительной степени подвержены влиянию этих тем. Bitcoin призван упразднить банки, и это хорошо, потому что банки — это неустойчивые мегалиты, которые постоянно создают финансовые кризисы. Bitcoin призван упразднить фиатную валюту, потому что банковская система не может существовать без центральных банков и фиатных валют, которые они выпускают, и, кроме того, фиатная валюта позволяет печатать деньги, которые могут финансировать войны. Но за пятнадцать лет, прошедших с тех пор, широкая общественная дискуссия в целом, похоже, в значительной степени вышла за рамки заботы о деньгах и банках. Что же теперь считается важным? Ну, мы можем спросить у копии Mixtral 8x7b, работающей на моем новом ноутбуке с GPU:

<p><i>И снова ИИ способен сделать ощущения читаемыми.</i></p>

И снова ИИ способен сделать ощущения читаемыми.

Никаких упоминаний о деньгах, банках или государственном контроле над валютой. Торговля и неравенство перечислены как глобальные проблемы, но, насколько я могу судить, обсуждаемые проблемы и решения относятся скорее к физическому, чем к цифровому миру. Неужели первоначальная "история" криптовалют все больше и больше отстает от времени?

Есть два разумных ответа на этот вопрос, и я считаю, что наша экосистема только выиграет, если примет оба из них:

  • Напоминать людям, что деньги и финансы все еще имеют значение, и делать хорошую работу по обслуживанию тех, кто не пользуется услугами в этой нише.
  • Выйти за рамки финансов и использовать наши технологии для создания более целостного видения альтернативного, более свободного, открытого и демократичного технологического стека, и как это может привести к созданию либо в целом лучшего общества, либо, по крайней мере, инструментов для помощи тем, кто сегодня исключен из основной цифровой инфраструктуры.

Посетив за последний год множество новых глобальных криптохабов, я могу подтвердить, что так оно и есть. Все больше и больше крупнейших криптопроектов имеют штаб-квартиры в самых разных уголках мира или даже нигде. Более того, незападные разработчики часто имеют уникальное преимущество в понимании конкретных потребностей пользователей криптовалют в странах с низким уровнем дохода и могут создавать продукты, которые удовлетворяют эти потребности. Когда я разговариваю со многими людьми из Сан-Франциско, у меня складывается четкое впечатление, что они считают, что ИИ — это единственное, что имеет значение, Сан-Франциско — столица ИИ, и поэтому Сан-Франциско — единственное место, которое имеет значение. "Итак, Виталик, почему ты еще не обосновался в Заливе с визой O1"? Криптовалютам не стоит играть в такую игру: мир большой, и достаточно посетить Аргентину, Турцию или Замбию, чтобы напомнить себе, что у многих людей все еще есть важные проблемы, связанные с доступом к деньгам и финансам, и все еще есть возможность проделать сложную работу по балансировке пользовательского опыта и децентрализации, чтобы действительно решить эти проблемы устойчивым способом.

Другое видение — это то, которое я изложил в своем недавнем посте "Вернем Ethereum былой киберпанк". Вместо того чтобы сосредоточиться только на деньгах или быть "Интернетом стоимости", я утверждал, что сообщество Ethereum должно расширить свои горизонты. Мы должны создать целый децентрализованный технологический стек — стек, независимый от традиционного технологического стека Кремниевой долины в той же степени, что и, например, китайский технологический стек, — и конкурировать с централизованными технологическими компаниями на каждом уровне.

Воспроизвожу эту таблицу здесь:

Конец моего детства

Ethereum, Zupass, Attestations через EAS, POAPs, Zu-Stamps... + социальное восстановление

После того как я написал эту статью, некоторые читатели напомнили мне, что главным недостающим элементом в этом стеке является технология демократического управления: инструменты для коллективного принятия решений людьми. Это то, что централизованные технологии даже не пытаются предоставить, поскольку предполагается, что каждой отдельной компанией управляет CEO, а надзор осуществляет... эээ... совет директоров. В прошлом Ethereum уже пользовался очень примитивными формами технологии демократического управления: когда в 2016-2017 годах был принят ряд спорных решений, таких как форк DAO и несколько раундов снижения эмиссии, команда из Шанхая создала платформу под названием Carbonvote, где держатели ETH могли голосовать за решения.

<p><i>Голосование ETH по поводу форка DAO.</i></p>

Голосование ETH по поводу форка DAO.

Голосования носили рекомендательный характер: не было жесткого соглашения о том, что результаты определят дальнейшие действия. Но они помогли дать ключевым разработчикам уверенность в том, что они действительно реализуют ряд EIP, зная, что за ними стоит масса сообщества. Сегодня мы имеем доступ к доказательствам членства в сообществе, которые гораздо богаче, чем токены: POAPs, баллы Gitcoin Passport, метки Zu и т. д.

Исходя из всего этого, мы можем начать видеть второе видение того, как криптовалютное пространство может развиваться, чтобы лучше соответствовать проблемам и потребностям 21 века: создать более целостный надежный, демократичный и децентрализованный технологический стек. Zero knowledge proof — ключевой момент в расширении сферы применения такого стека: мы можем выйти за рамки ложной бинарности "анонимный и, следовательно, недоверенный" и "проверенный и прошедший KYC" и доказать гораздо более тонкие утверждения о том, кто мы такие и какие у нас есть разрешения. Это позволит нам одновременно решить проблемы с подлинностью и манипуляциями — защитой от "Большого брата снаружи" — и проблемы с конфиденциальностью — защитой от "Большого брата внутри". Таким образом, криптовалюта — это не только история финансов, она может стать частью гораздо более широкой истории создания более совершенных технологий.

3

Но как, помимо множества сказанных слов, сделать так, чтобы это еще и осуществилось? Здесь мы возвращаемся к некоторым вопросам, которые я поднимал в своей статье трехлетней давности: меняющаяся природа мотивации. Часто люди с чрезмерно ориентированной на финансы теорией мотивации — или, по крайней мере, теорией мотивации, в рамках которой финансовые мотивы могут быть поняты и проанализированы, а все остальное рассматривается как таинственный черный ящик, который мы называем "культурой", — оказываются в замешательстве, потому что многое в поведении кажется противоречащим финансовым мотивам. "Пользователям плевать на децентрализацию", и все же проекты часто пытаются децентрализоваться. "Консенсус работает на теории игр", и все же успешные социальные кампании по оттеснению людей от доминирующего майнинг- или стейкинг-пула сработали в Bitcoin и в Ethereum.

Недавно мне пришло в голову, что никто из тех, кого я видел, не пытался создать базовую функциональную карту криптовалютного пространства, работающего "как положено", которая бы включала в себя большее количество этих действующих лиц и мотивов. Поэтому позвольте мне быстро сделать такую попытку:

Конец моего детства

Сама схема представляет собой намеренную смесь идеализма и "описания реальности" в пропорции 50/50. Она призвана показать четыре основные составляющие экосистемы, которые могут поддерживать друг с другом симбиотические отношения. Многие криптовалютные институты на практике представляют собой смесь всех четырех составляющих.

Каждая из четырех частей может предложить что-то ключевое для механизма в целом:

● Держатели токенов и пользователи DeFi вносят значительный вклад в финансирование всего процесса, что стало ключевым фактором для доведения таких технологий, как алгоритмы консенсуса и доказательства нулевого знания, до производственного качества.

● Интеллектуалы предлагают идеи, чтобы убедиться, что пространство действительно делает что-то значимое.

● Разработчики преодолевают разрыв и пытаются создавать приложения, которые служат пользователям и воплощают идеи в жизнь.

● Прагматичные пользователи — это те, кому мы в конечном итоге служим.

И у каждой из четырех групп есть сложные мотивы, которые взаимодействуют с другими группами всевозможными сложными способами. Есть также версии каждой из этих четырех групп, которые я бы назвал "неисправными": приложения могут быть экстрактивными, DeFi-пользователи могут невольно закрепить сетевые эффекты экстрактивных приложений, прагматичные пользователи могут закрепить централизованные рабочие процессы, а интеллектуалы могут слишком увлечься теорией и слишком сосредоточиться на попытках решить все проблемы, крича на людей за "дисбаланс", не понимая, что финансовая сторона мотивации (и сторона демотивации "неудобство пользователя") тоже имеет значение и может и должна быть исправлена.

Часто эти группы склонны насмехаться друг над другом, и в моей истории я, безусловно, сыграл в этом свою роль. Некоторые блокчейн-проекты открыто пытаются отбросить идеализм, который они считают наивным, утопичным и отвлекающим, и сосредоточиться непосредственно на приложениях и использовании. Некоторые разработчики пренебрежительно отзываются о держателях своих токенов и их грязной любви к зарабатыванию денег. Другие разработчики пренебрегают прагматичными пользователями и их грязной готовностью использовать централизованные решения, если они им удобнее.

Но я думаю, что есть возможность улучшить взаимопонимание между этими четырьмя группами, когда каждая сторона понимает, что в конечном итоге зависит от трех других, работает над ограничением собственных эксцессов и осознает, что во многих случаях их мечты не так далеки друг от друга, как им кажется. Это как раз та форма мира, которая, как мне кажется, действительно может быть достигнута как внутри "криптопространства", так и между ним и соседними сообществами, чьи ценности в значительной степени совпадают.

4

Одна из прекрасных вещей в глобальном характере криптовалют — это окно, которое открыло мне доступ ко всем видам увлекательных культур и субкультур по всему миру, а также к тому, как они взаимодействуют с криптовалютной вселенной.

Я до сих пор помню, как впервые посетил Китай в 2014 году и увидел все признаки благополучия и надежды: биржи, масштабирующиеся до сотен сотрудников даже быстрее, чем в США, масштабные GPU, а позже ASIC-фермы и проекты с миллионами пользователей. Кремниевая долина и Европа, тем временем, долгое время были ключевыми двигателями идеализма в этом пространстве, в двух его различных вариантах. Разработка Ethereum почти с самого начала де-факто велась в Берлине, и именно в европейской культуре открытого кода зародилось множество ранних идей о том, как Ethereum можно использовать в нефинансовых приложениях.

<p><i>Диаграмма Ethereum и двух предложенных неблокчейн-сестринских протоколов Whisper и Swarm, которые Гэвин Вуд использовал во многих своих ранних презентациях.</i></p>

Диаграмма Ethereum и двух предложенных неблокчейн-сестринских протоколов Whisper и Swarm, которые Гэвин Вуд использовал во многих своих ранних презентациях.

Кремниевая долина (под которой я, конечно, подразумеваю всю зону залива Сан-Франциско) была еще одним очагом раннего интереса к криптовалютам, смешанным с различными идеологиями, такими как рационализм, эффективный альтруизм и трансгуманизм. В 2010-х годах все эти идеи были в новинку, и они чувствовали себя "криптоприлегающими": многие из тех, кто интересовался ими, также интересовались криптовалютами, причем в другом направлении.

В других местах актуальной темой было привлечение обычных предприятий к использованию криптовалюты для платежей. В самых разных уголках мира можно было встретить людей, принимающих биткоин, включая даже японских официантов, принимающих биткоин в качестве чаевых:

Конец моего детства

С тех пор эти сообщества претерпели множество изменений. В Китае произошли многочисленные репрессии в отношении криптовалют, а также другие более серьезные проблемы, в результате чего Сингапур стал новым домом для многих разработчиков. Кремниевая долина раскололась внутри: рационалисты и разработчики ИИ, которые, по сути, были разными звеньями одной команды еще в 2020 году, когда Скотт Александер был заклеван New York Times, с тех пор превратились в отдельные фракции, дуэлирующие между собой по вопросу оптимизма и пессимизма в отношении стандартного пути развития ИИ. Региональный состав Ethereum значительно изменился, особенно во время введения в 2018 году совершенно новых команд для работы над proof of stake, хотя скорее за счет добавления новых, чем за счет исчезновения старых. Смерть, рождение и возрождение.

Есть много других сообществ, о которых стоит упомянуть.

Когда я впервые посетил Тайвань в 2016 и 2017 годах, меня больше всего поразило сочетание способности к самоорганизации и желания учиться у местных жителей. Всякий раз, когда я писал документ или запись в блоге, я часто обнаруживал, что в течение дня независимо формируется учебный клуб и начинает с воодушевлением аннотировать каждый абзац этой записи в Google Docs. Совсем недавно сотрудники Министерства цифровых технологий Тайваня с таким же энтузиазмом восприняли идеи Глена Вейла о цифровой демократии и "плюрализме" и вскоре выложили на своем twitter-аккаунте целую карту пространства (включающую множество приложений Ethereum).

Пол Грэм писал о том, что каждый город посылает собственное послание: в Нью-Йорке — "вам следует зарабатывать больше денег". В Бостоне: "Вам просто необходимо прочесть все эти книги". В Кремниевой долине: "Вы должны быть более влиятельными". Когда я приезжаю в Тайбэй, мне на ум приходит фраза: "Ты должен заново открыть в себе школьника".

<p>Глен Вейл и Одри Танг выступают на учебной сессии в книжном магазине в Тайбэе, где четырьмя месяцами ранее я рассказывал о "<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvitalik.eth.limo%2Fgeneral%2F2023%2F08%2F16%2Fcommunitynotes.html&postId=1016669" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Заметках сообщества</a>".</p>

Глен Вейл и Одри Танг выступают на учебной сессии в книжном магазине в Тайбэе, где четырьмя месяцами ранее я рассказывал о "Заметках сообщества".

Когда я несколько раз за последние несколько лет посещал Аргентину, меня поразили жажда и готовность создавать и применять технологии и идеи, которые предлагает Ethereum и криптовалюты в целом. Если такие места, как Кремниевая долина, — это передовые рубежи, наполненные абстрактными размышлениями о лучшем будущем, то такие места, как Аргентина, – это передовые линии, наполненные активным стремлением решить проблемы, которые необходимо решать уже сегодня: в случае Аргентины это сверхвысокая инфляция и ограниченная связь с глобальными финансовыми системами. Количество криптовалют там просто зашкаливает: В Буэнос-Айресе меня узнают на улице чаще, чем в Сан-Франциско. И там много местных строителей с удивительно здоровым сочетанием прагматизма и идеализма, которые работают над решением проблем людей, будь то конвертация криптовалюты в фиат или улучшение состояния нод Ethereum в Латинской Америке.

<p>Я с друзьями в кофейне в Буэнос-Айресе, где мы расплачивались ETH.</p>

Я с друзьями в кофейне в Буэнос-Айресе, где мы расплачивались ETH.

Слишком много других, чтобы должным образом упомянуть каждого: космополитизм и высокоинтернациональные криптосообщества в Дубае, растущее сообщество ZK в Восточной и Юго-Восточной Азии, энергичные и прагматичные строители в Кении, ориентированные на общественные блага соларпанк-сообщества в Колорадо и многое другое.

И наконец, Zuzalu в 2023 году в итоге создал прекрасное плавучее суб-сообщество совершенно иного рода, которое, надеемся, будет процветать самостоятельно в ближайшие годы. Это значительная часть того, что привлекает меня в движении сетевых государств в его лучших проявлениях: идея о том, что культуры и сообщества — это не только то, что нужно защищать и сохранять, но и то, что можно активно создавать и развивать.

5

Есть много уроков, которые человек усваивает, когда взрослеет, и эти уроки различны для разных людей. Для меня их несколько:

● Жадность — не единственная форма эгоизма. Много вреда могут принести трусость, лень, обида и многие другие проявления. Более того, сама жадность может проявляться в разных формах: жадность к социальному статусу часто может быть столь же вредной, как и жадность к деньгам или власти. Для меня, выросшего в мягких канадских условиях, это стало серьезным открытием: мне казалось, что меня учили верить в то, что жадность к деньгам и власти — корень большинства зол, и если я убедился, что не жаден до этих вещей (например, неоднократно боролся за сокращение доли премайна в предложении ETH, которая доставалась топ-5 "основателей"), то я выполнил свою обязанность быть хорошим человеком. Это, конечно, неправда.

● Можно иметь предпочтения, не прибегая к сложным научным объяснениям того, почему ваши предпочтения являются истинным абсолютным благом. Мне в целом нравится утилитаризм, и я считаю, что его часто несправедливо поносят и ошибочно приравнивают к бессердечию, но это одно из направлений, где, как мне кажется, идеи утилитаризма в избытке могут иногда сбивать людей с пути: существует предел того, насколько сильно вы можете изменить свои предпочтения, и поэтому, если вы слишком усердствуете, вы в конечном итоге придумываете причины, почему каждая вещь, которую вы предпочитаете, на самом деле объективно лучше служит общему процветанию человека. Это часто приводит к тому, что вы пытаетесь убедить других в правильности этих аргументов, что приводит к ненужным конфликтам. Связанный с этим урок заключается в том, что человек может плохо подходить вам (в любом контексте: работа, дружба или что-то еще), не будучи плохим человеком в каком-то абсолютном смысле.

● Важность привычек. Я намеренно ограничиваю многие из своих повседневных личных целей. Например, я стараюсь совершать одну 20-километровую пробежку в месяц, а дальше — "все, что смогу". Это потому, что единственные эффективные привычки — это те, которых вы действительно придерживаетесь. Если что-то слишком сложно поддерживать, вы откажетесь от этого. Мне, как цифровому кочевнику, который регулярно перемещается по континентам и совершает десятки перелетов в год, сложно придерживаться какой-либо рутины, и я вынужден работать в соответствии с этой реальностью. Хотя геймификация Duolingo, побуждающая вас поддерживать "полосу", делая хотя бы что-то каждый день, действительно работает в моем случае. Принимать активные решения сложно, поэтому всегда лучше принимать активные решения, которые оказывают наиболее долгосрочное воздействие на ваш разум, перепрограммируя его на другой шаблон.

У каждого человека есть длинный список того, чему он учится, и в принципе я мог бы продолжать и дальше. Но есть и предел тому, сколько всего можно узнать, просто читая чужой опыт. Поскольку мир начинает меняться все быстрее, уроки, которые можно извлечь из чужого опыта, тоже устаревают все быстрее. Так что в значительной степени все это не может быть заменено просто медленным выполнением действий и приобретением личного опыта.

6

Конец моего детства

Все прекрасное в социальном мире — сообщество, идеология, "вид" или страна, а в самых малых масштабах — компания, семья или отношения — было создано людьми. Даже в тех немногих случаях, когда вы можете написать правдоподобную историю о том, как она существовала с рассвета человеческой цивилизации и Восемнадцати племен, кто-то в какой-то момент в прошлом должен был действительно написать эту историю. Эти вещи имеют конечный характер — как вещь сама по себе, как часть мира, так и вещь в том виде, в каком вы ее воспринимаете, как сплав основной реальности и ваших собственных способов ее осмысления и интерпретации. И когда сообщества, места, сцены, компании и семьи исчезают, на их месте возникают новые.

Для меня 2023 год стал годом наблюдения за тем, как многие вещи, большие и маленькие, исчезают вдали от времени. Мир стремительно меняется, меняются рамки, которые я вынужден использовать, чтобы понять его смысл, и меняется роль, которую я играю, влияя на этот мир. Есть смерть, действительно неизбежная смерть, которая останется с нами даже после того, как наша цивилизация избавится от бедствий биологического старения и смертности, но есть также рождение и возрождение. И продолжать оставаться активными и делать все возможное для создания нового — задача каждого из нас.

Следите за мной в социальных сетях и подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех событий и изменений!
Мой Telegram-канал – https://t.me/v_utushkin
Мой Instagram: instagram.com/v.utushkin/
Telegram-канал MarsDAO: https://t.me/MarsDAO_channel
Сайт MarsDAO: https://daomars.com/

Начать дискуссию