Криптовалюта: «подводные камни» свободного обращения

Сегодня, как и обещали, возвращаемся к белорусскому законодательству и судебной практике.

Небольшой ресёрч в этом незнакомом пока «океане» даёт нам понять, что, помимо Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики» - основного «рамочного» документа в этой сфере, - и определённых узкопрофильных нормативно-правовых актов, принятых позже (вроде Указа Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2022 года № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты»), местный рынок виртуальных активов затрагивается и рядом других, иногда, казалось бы, не связанных с ним документов. Так, например, во исполнение упомянутого Указа Министерством юстиции определён порядок обращения взыскания на криптовалюту в рамках исполнительного производства: Инструкция по исполнительному производству предусматривает возможность наложить арест на принадлежащую должнику криптовалюту и при необходимости перевести её на виртуальный кошелёк органа принудительного исполнения (да-да, у белорусской исполнительной есть виртуальные кошельки!) либо субъекта торговли, специализированной организации, которые реализуют её на договорной основе через оператора криптоплатформы/оператора обмена криптовалют с их согласия.

Естественно, учитывая специфику и ценовую политику операций с токенами, не мог обойти эту «злачную» сферу и Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле», создавая собственные «рифы»: доходные для государства – и не всегда выгодные для рядовых участников рынка.

Так, поиск по ключевому слову «майнинг» в банке судебных решений Национального правового Интернет-портала Республики даёт нам всего два результата, один из которых – по делу об административном правонарушении.

Постановление суда Октябрьского района г. Минска от 11 марта 2022 года гласит, что гражданин О., находясь в Минске, дважды, незаконно, в нарушение ст.10 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле» принял от гражданки Ш. иностранную валюту (9100 долларов США и 5100 долларов США соответственно) в качестве оплаты за реализацию криптовалюты.

Правонарушитель в судебное заседание не явился, но его защитник пояснил, что О. действительно принял иностранную валюту от Ш. в качестве оплаты за реализацию токенов. Вместе с тем, О., по мнению представителя, действовал в рамках подпунктов 2.2, 3.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», которыми не запрещено физическим лицам совершать операции по отчуждению токенов за иностранную валюту, так как операция в данном случае была осуществлена на зарубежных торговых площадках: Etherscan и Tronscan, что подтверждается предоставленными суду доказательствами. В данном случае, утверждал защитник, иностранная валюта не является платежным средством, т.к. О. перевел Ш. такой же эквивалент токенов, а принятие О. валюты является законным, и не подпадает под действие Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле», указанном в протоколе.

Суд, изучив доказательства, тем не менее, пришел к выводу о доказанности виновности О. в незаконном принятии иностранной валюты в качестве платежного средства и квалифицировал его действия по ч.1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ссылаясь на следующие положения:

Подпунктом 3.2. Декрета установлено, что действие валютного законодательства не распространяется на: физических лиц и юридические лица (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), которые являются резидентами Республики Беларусь, при проведении ими разрешенных видов операций, указанных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Декрета, осуществляемых с использованием токенов.

Согласно подпункту 2.2. Декрета физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.

При этом согласно подпункту 3.2 Декрета не допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами Республики Беларусь, за исключением операций (расчетов), совершаемых такими резидентами между собой в системах операторов криптоплатформ или с указанными операторами, а также на зарубежных торговых площадках.

С учетом положений подпункта 3.2 пункта 3 Декрета, физическое лицо вправе использовать иностранную валюту при совершении сделок по отчуждению токенов в случаях, когда такая сделка осуществляется в порядке, определенном Декретом.

Согласно материалам дела расчет за реализацию криптовалюты между О. и Ш. был произведен в наличной форме, т.е. не на зарубежных торговых площадках. Порядок расчета в иностранной валюте в наличной форме не регламентирован Декретом. Таким образом, описанные в протоколах об административном правонарушении деяния выходят за рамки сферы действия Декрета и подлежат регулированию валютным законодательством Республики Беларусь, а именно Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона резиденты и нерезиденты проводят валютные операции в соответствии с требованиями валютного законодательства на основании заключенных ими валютных договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств.

В соответствии со ст. 12 Закона валютные операции между физическими лицами - резидентами запрещены, за исключением операций, проводимых в безналичной форме через счета, открытые в банках Республики Беларусь или иностранных банках.

Таким образом, действующее валютное законодательство Республики не разрешает физическим лицам отчуждать токены за иностранную валюту.

После всего, О., на основании ч.1 ст.12.1 КоАП Республики Беларусь, был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в доход государства в сумме 3200 рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения, т.е. тех самых 14200 долларов США.

Что же делать, чтобы не расстаться так глупо с горячо любимыми нами портретами американских президентов (согласитесь, если бы мы их не любили, то здесь бы все не собрались)?

В таких странах как Беларусь, где правовое поле регулирования рынка виртуальных активов всё же существует - и даже, о чудо, развивается – обращать внимание на «мелочи».

На то, что порядок расчёта в иностранной валюте в наличной форме не регламентирован Декретом «О развитии цифровой экономики», а действующее валютное законодательство Республики не разрешает физическим лицам отчуждать токены за иностранную валюту.

На то, что наложить арест на криптовалюту и реализовать её в рамках исполнительного производства возможно, а нереализованная по исполнительному документу о конфискации имущества должника, об обращении имущества должника в доход государства иным способом криптовалюта должнику не возвращается.

На то, что Декрет не предполагает получение доходов в виде криптовалюты за оказание работ, услуг, реализацию товаров, а также возможность совершения сделок (операций) с токенами (включая криптовалюты) индивидуальными предпринимателями, не являющимися резидентами Парка высоких технологий. Цитируя Андрея Ковалевского, начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам: «В нашей стране криптовалюта не предусмотрена в качестве средства платежа. Как бы ни хотелось иностранным заказчикам либо кому-то еще отправить вам криптовалюты в качестве оплаты за работы, услуги, это неправомерно и не соответствует нашему законодательству. Данные схемы не разрешены. На территории Беларуси единственное законное платежное средство – белорусский рубль. При расчетах с иностранными гражданами, действительно, может применяться иностранная валюта. Но никак не криптовалюты»

Другими словами, хотите сохранить деньги и нервы - превентивно (заранее) мониторьте ситуацию, интересуйтесь изменениями (учитывая актуальность, о них часто пишут даже проходные СМИ), обращайтесь за разъяснениями к компетентным регуляторам и распорядителям информации (например, Государственному учреждению «Администрация Парка высоких технологий» в Республике Беларусь). Ну или наймите человека с юридическим образованием, который будет делать это за вас.

Удачных вам инвестиций!

Начать дискуссию