Что делать, если айтишник из вашей команды левачит

Думаю, что этот вопрос интересует многих работодателей, поскольку ситуация, когда сотрудники левачат на основной работе, в ИТ встречается довольно часто. Давайте посмотрим на эту историю со всех сторон — со стороны самого айтишника, работодателя, коллег, проджект-менеджера команды и, конечно же, HR. Как вообще возникает такая проблема, и есть ли смысл руководству ставить зарвавшегося специалиста на место, а специалисту — качать свои права? Все очень неоднозначно.

Что делать, если айтишник из вашей команды левачит

С чего все начинается

Почему айтишников тянет на левак?

Финансы. Жизнь дорожает, инфляция напрягает. Зарплата растет намного медленнее, чем амбиции. Да и не все в ИТ получают по 300к в месяц — те, кто достаточно получает, обычно налево не ходят. В принципе леваком занимаются чаще всего джуны + и мидлы, те, у кого зарплата на грани — на выживание и пропитание хватает, а на то, чтобы отдохнуть как следует, уже нет. Особенно часто этим занимаются айтишники, которым еще нужно кормить семью или которые имеют сложный бэкграунд — нет собственного жилья, переехал “из глуши”, нужно помогать родственникам и т.д. У них в принципе нет выбора.

Амбиции. Работая в одной и той же компании, над проектами, похожими, как близнецы, айтишник не получает должного роста. А ИТ-сфера так устроена, что в ней нельзя не расти, иначе ты окажешься на обочине. Умные люди это понимают, и берут левые, более сложные или интересные проекты, как воздух необходимые для развития профессионала.

Условия. Где-нибудь в торговле или медицине взять подработку достаточно сложно. В ИТ с этим нет проблем — тебе не надо никуда ехать, ни с кем договариваться неделями, не пытаться совмещать две работы с разным графиком. Ты можешь сидеть на том же самом рабочем месте и делать задачи для другого клиента. Учитывая, что руководство нередко ничего не понимает в работе ИТ-специалистов, обычно это не вызывает никаких трудностей (не берем в пример ситуации, когда работодатель использует программы отслеживания рабочего времени и пр.). А когда сходятся возможность и необходимость, только полный дурак этим не воспользуется.

Каков результат

Рано или поздно «правда» вскрывается. Даже самый глупый начальник замечает проблему — или о ней любезно ему докладывают, хотя коллеги, особенно проджект-менеджеры, обычно стараются делать вид, что ничего не происходит.

Если же так случается, что в течение определенного времени айтишнику все сходит с рук, то в конце концов он сам упирается в потолок:

— левак занимает все больше времени, и в конце концов на основную работу не остается часов;

— зарплату перестают повышать, или повышают уже не прежними темпами, поскольку многие компании ограничены в своих возможностях;

— профессионализм достигает таких величин, что пропадает всякий интерес выполнять скучную до зубовного скрежета текучку, наступает выгорание;

— человек банально устает от рабочего хаоса и неорганизованности и мечтает, как было бы все хорошо, если бы он работал на себя/создал свою команду со своими правилами.

Результат закономерен: человек увольняется. Хотя потом со временем человек осознаёт, что бизнес это не так уж и круто, финансового потока такого уже нет, и стресса гораздо больше и вообще сильно проще работать на кого-то и денег больше.

Правда, бывают исключения, намертво вцепившиеся в свое болото, не желающие терять солидный приработок в виде родной привычной кормушки, в которой можно делать все, что тебе заблагорассудится. Но это нечастое явление, и тоже обычно заканчивающееся увольнением по причине того, что руководство или не хочет платить большие деньги и предпочитает найти фрилансера, или же компания закрывается/переориентируется на другую деятельность, и в поиске программиста как таковом отпадает всякая надобность.

Что делать коллегам и особенно проджект-менеджеру

Если это не слишком вредит основной деятельности, человек не сдает секреты фирмы, не сливает важную информацию налево, а ваша деятельность напрямую не связана с тем, что делает айтишник, то чисто по-человечески коллегам рекомендую промолчать. Кто гарантирует, что специалист не придумает перед начальством адекватную отмазку, и тогда в проигрыше останетесь именно вы, в том числе в проигрыше перед руководством, которое потревожили и заставили разбираться с ситуацией. А если чел злопамятный, то еще и наживете себе врага.

Проджекты — другое дело. Они занимаются как раз тем, что распределяют рабочее время айтишника. Они напрямую отвечают за сроки. И именно по ним больше всего бьет такой левак. По всей логике, заметив, что специалист все больше времени уделяет посторонним делам, проджекты должны в первую очередь броситься к руководству.

Что делать, если айтишник из вашей команды левачит

В реальности все сложнее и зависит от того, в каких отношениях находится проджект с начальством, а в каких — со специалистом. На моей памяти был случай, когда проджект симпатизировал айтишнику и всячески прикрывал его стороннюю деятельность. Потом уволился из компании, устроился в фирму другой направленности и по старой дружбе начал подкидывать специалисту работенку. Конечно, в нормальной команде такого быть не должно, и лучший выход для руководства в такой ситуации — уволить обоих. Иначе, если кто-то из них останется, история повторится, только в других лицах.

Если же проджекту не хочется портить отношения, он может несколько раз намекнуть айтишнику на то, что недоволен происходящим, чтобы специалист присмирел. А если он пойдет сразу к руководству, велик шанс, что начальство не осознает опасности происходящего и оставит все как есть, вынеся человеку предупреждение. Это чревато тем, что айтишник потом начнет вставлять палки в колеса уже самому проджекту, саботируя его проекты.

Самый лучший выход — никого не сдавать, не показывать айтишнику, что вы в курсе проблемы, а между делом предложить руководству установить то же приложение отслеживания рабочего времени или аккуратно порекомендовать больше контролировать рабочие процессы, обязательно ссылаясь на то, что все конкуренты сейчас так делают. Тогда больше шансов, что программист воспримет ситуацию как внезапно возникшую досадную помеху, а не как результат военных действий против него.

Что делать руководству и HR

HR в принципе может поступать по тем же рекомендациям, которые были предложены выше для проджект-менеджера. Тут все зависит от уровня вашей власти в компании. Если по правам вы ближе к руководству, то действуйте заодно с руководством. У руководства есть несколько вариантов дальнейшего поведения:

— вынести предупреждение;

— подыскать хорошего специалиста на должность, а потом уволить текущего;

— разобраться, в чем проблема, чего не хватает человеку, и предложить ему это;

— дождаться, пока он сам не выдержит нагрузки и уволится;

— ничего не делать.

Последний хорош для должностей типа админа. Если у админа все работает без его вмешательства, и от него не требуется выполнять никаких срочных задач, то левак может тянуться годами зачастую без серьезного ущерба для обеих сторон. Значит, специалист сумел выстроить систему так, что она не нуждается в бесконечных исправлениях. Честь ему и хвала. Если не будет левака, то он будет сидеть и смотреть сериальчики или играть на работе в Доту. Найдет чем заняться.

Разобраться, в чем проблема — вариант оптимальный, но сложно реализуемый. Если вы повысите зарплату, специалист откажется от левака на время, а затем все равно вернется к нему, когда просядет в финансах. Тем более аппетит — явление на вырост. Да и не в каждой компании в кладовке имеется два мешка интересных проектов. Вот если вы действительно способны дать айтишнику то, от чего у него надолго загорятся глаза, это сработает. И это будет самый отличный выход, когда и волков получится накормить, и овечек спасти.

Дождаться, пока человек сам уволится, чревато тем, что компания может остаться без нужного специалиста внезапно, в неподходящее для нее время. Вынос предупреждения может обернуться тем же — программист поймет, что события развиваются не в благоприятную для него сторону, и будет готовиться к увольнению.

Маленьким компаниям вообще стоит хорошенько подумать над происходящим. Лучший выход здесь — найти джуна или стажера, и взять к себе в команду. Тогда нагрузка распределится, а программист может почувствовать опасность. И если надумает уволиться — у вас под рукой будет хотя бы полуготовый специалист, чем вообще никого.

В ситуации, когда специалист левачит, советую руководителям задать себе несколько вопросов:

— определитесь, насколько левак влияет на работу сотрудника;

— решите, насколько сложно вам будет найти аналогичного ИТ-специалиста за эту же цену;

— подумайте, есть ли смысл увольнять программиста и нанимать нового, не столкнетесь ли вы с той же ситуацией;

— подумайте, есть смысл что-то изменить в условиях работы — зарплату, контроль, качество проектов, и насколько вы готовы к таким переменам;

— помните, что в договоре можно прописать строчку — «любая работа от сторонних клиентов возможна только по согласованию с работодателем».

Конечно, если ваш спец тупо переманивает клиентов на прямое общение, это 100% увольнение без вопросов и заявление в полицию со всеми вытекающими.

Почему сразу казнить?

Сейчас многие айтишники набросятся с вопросом — а чего это сразу увольнять, выносить предупреждения? Дескать, я вот все успеваю на своей работе, никаких проблем, и левак делаю — есть время в обед, до и после рабочего дня — и основные задачи закрываю, руководство полностью довольно. Иногда вообще приходится простаивать, что мне, теперь сидеть просто так и ничего не делать?

Действительно, есть профессии, как я говорил выше, типа админа, где возможны такие ситуации и левак крайне редко бьет по рабочей деятельности. Но в основном такие излияния попахивают неправдой.

Во-первых, большинство людей, и в ИТ в том числе, могут активно умственно трудиться крайне ограниченный промежуток времени. И это даже не восемь рабочих часов, а обычно 4-5. Если брать дополнительные проекты, значит, какая-то часть умственных сил будет расходоваться на них, от этого однозначно пострадают рабочие задачи. Или вы сделаете их не так качественно, как раньше, или же сдадите не в срок.

Во-вторых, если вы взяли левого клиента во время простоя, то, когда на работе начнется аврал, вы не сможете сказать клиенту «нет». Вам придется совмещать задачи с разных сторон, что отразится на результате.

Ребят, у вас тоже есть свои варианты действий:

— если вы переросли свою работу — то уйти в более крупную компанию/должность или открыть свой бизнес;

— не левачить, а делать свои проекты, которые не требуют дедлайнов и напряга, и использовать их в качестве пассивного дохода;

— пойти к руководству и честно сказать — хочу зарплату выше или проекты интереснее. Предлагаю такие-то варианты — или дождаться, пока что-то предложит начальство. Но актуальность такого решения всегда зависит от степени адекватности руководителя.

С вами было кадровое IT - агентство BGStaff. И хоть мы и подняли достаточно болезненную тему для всех сторон, но эта проблема действительно есть, вопрос только в том, она находится в серой зоне или в белой. Мы знаем массу случаев и даже не в ИТ, когда сотрудники согласовывают с компанией свою подработку и продолжают работать.

22
8 комментариев

Какие-то странные душевеые терзания. Вы платите сотруднику за часы - он должен работать на вас. Извольте загрузить работой и проконтролировать. Если нет столько работы, берите на пол ставки или на аутсорс как сервис.

2
Ответить

Тоже хороший комментарий, спасибо, но не все смогут его использовать. Где-то есть ставка и всё, будь любезен...

Ответить

Тема - боль)) Для всех сторон) В разделе "почему левачат" после первого пункта - из-за денег - можно было бы и закрывать рассуждения. Я наблюдаю эту проблему в разных проектах. Самый странный случай был у молодого застройщика, который строил первую в своей жизни многоэтажку. Ошибался, его дурила строительная часть команды, затягивала сроки и тырила. И когда дело запахло банкротством (и посадкой), решено было взять , наконец. юриста. Взяли с очень крутым опытом и резюме, но в декрете, у которой мало времени и очень нужны деньги. Почему такой выбор? Чтобы немного платить. Она делала круто, вывела жуликов, начала наводить порядок. Но левачила как не в себя. Естественно, ведь ее ЗП у застройщика, который вот вот сдохнет, была всего 50 тысяч!! Чем все кончилось? Чем и должно было кончиться. Юрист уволилась, громко хлопнув дверью, на эти 50 тысяч взяли начинайку-неумеху, строительная команда, отчаянно воровавшая, расслабаилась и продолжила, застройщик ушел в банкротство и сел...

1
Ответить

крутой кейс!

Ответить