Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022

Институт воспитания провёл исследование, которое позволило узнать больше о современной молодёжи и её ценностях.

Нас заинтересовало, каковы представления о семье и традиционных семейных ценностях в среде подростков и молодёжи, их родителей и педагогов. Ниже - выдержки из исследования, на которых в современных реалиях необходимо сделать акцент.

Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022

Исследование в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование» нацелено на выявление ценностных ориентаций родителей, детей и педагогов. Онлайн-анкетирование проведено по тематическим блокам, которые соответствуют направлениям рабочей программы воспитания – взаимоотношения, семья, отношение к Родине, отношение к собственному "я", к окружающему миру, познавательные интересы.

География исследования — 8 федеральных округов РФ. Случайная вероятностная выборка — общеобразовательные школы, лицеи/гимназии, колледжи, техникумы — по 3м целевым аудиториям в 11 фокус-группах по 8-11 человек в каждой.

Цель исследования: выявление механизмов передачи и взаимозависимости ценностных ориентаций родителей, детей и педагогов. Задачи исследования: выявить ценностные ориентации школьников (14–18 лет), молодежи (19–35 лет), ценностные ориентации родителей и педагогов, а так же представления о ценностных ориентациях школьников и молодёжи у родителей и педагогов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Родители и педагоги говорят об утрате молодежью традиционных духовно-нравственных ценностей, отсутствии уважения и эмпатии друг к другу и к старшим, установлении жесткой личной границы во взаимоотношениях с близкими. При этом родители проводят с детьми очень мало времени в силу постоянной занятости, их взаимодействие зачастую заключается в контроле над ребенком.

2. Педагоги же, указывая на невыполнение родителями своей воспитательной функции, не считают нужным брать на себя обязательства по воспитанию детей. Педагоги сегодня демотивированы (образование — это услуга, отношение детей и родителей к педагогам носит потребительский характер, социальный статус и престиж педагога очень низкий).

3. В таких условиях педагог не может быть транслятором ценностных ориентаций для учащихся. Отсутствие взаимодействия между родителями и педагогами создает преграду для реализации единой воспитательной линии «семья — школа».

4. Молодежь говорит о необходимости поддерживать и развивать традиционные духовно-нравственные ценности, но эти слова носят скорее более декларативный характер, нежели отражают реальную ситуацию.

5. Понятие «традиционные ценности» для многих выступает своего рода речевым клише, а не реальной жизненной установкой.

Взаимоотношения в семье

В целом школьники достаточно тепло отзываются о своих бабушках и дедушках. Стоит отметить, что большинство представителей старшего поколения продолжает работать: собственная занятость в некоторых случаях становится ключевой причиной редких встреч с внуками. Дети также указывают на то, что родители могут не общаться с бабушками: зачастую это происходит из-за различия во взглядах.

Создание семьи, по мнению как детей, так и родителей — безусловно, важная тема, но создавать ее нужно «по достижении определенного финансового благополучия, самореализации детей». Причем среди учащихся достаточно распространено желание иметь как полноценную семью с детьми, так и семью без детей. Нежелание иметь детей представители молодого поколения зачастую связывают с нежелательной ответственностью. Стоит отметить, что сами родители очень сдержанно относятся к браку детей и появлению внуков.

Институт семьи, судя по представлениям молодежи, трансформируется: «создание собственной семьи уже не является первостепенной задачей для современного поколения». Сменились ориентиры: сегодня молодые люди в большей степени нацелены на самореализацию.

Семейные традиции

Для большинства учащихся семейные традиции представляют собой семейные совместные праздники, совместное приготовление любимых блюд, выезд на природу в праздничные дни. К традиционным праздникам дети относят Новый год, дни рождения, 23 Февраля и 8 Марта, Пасху и 9 Мая.

Причиной редкого совместного времяпрепровождения становится сильная загруженность как родителей, так и детей: первые постоянно заняты работой, вторые — учебой и дополнительным образованием. Остальное времяпрепровождение детей и родителей складывается в основном из «совместной работы по дому, походов по магазинам и просмотра телевизора». Из-за постоянной занятости на работе родители практически не уделяют время себе и друг другу: они редко ходят на свидания, лишь некоторые пары позволяют себе иногда съездить на отдых без детей.

Взаимоотношения «родители — педагоги»

Между педагогами и родителями отсутствуют доверительные отношения, особенно часто эта позиция проскальзывает из уст работников образовательной сферы. Родители же, в свою очередь, затрудняются оценивать свои отношения с педагогами, рассматривая их в качестве должных. Вопросы о действии программы воспитания в образовательной организации, где обучается их ребенок, вызывают у большинства родителей лишь недоумение: значительная часть ничего не слышала о такой программе, а те, кто слышали, не заметили особых изменений с ее внедрением.

Критерии исследования в отношении блока исследования "общение и взаимоотношения"
Критерии исследования в отношении блока исследования "общение и взаимоотношения"

Ценности

У большинства детей нет четкого понимания того, что такое ценности: зачастую они отождествляют ценности с личностными характеристиками. Отсюда в вопросе о важных ценностях у учащихся и появляются «доброта, честность и отзывчивость». Особо важным, по мнению учащихся, является формирование патриотических и семейных ценностей. Однако эти ответы детей скорее напоминают речевое клише, устоявшиеся фразы, которые принято транслировать в обществе.

Более реальны мнения детей, выражающие важность ценности «Я-концепции», которая, исходя из мнения учащихся, заключается в «умении отстаивать свои личные границы и свою точку зрения». Также детьми высоко оценивается и важность самостоятельности и целеустремленности.
Родители и педагоги, в свою очередь, осознанно говорят о необходимости формирования у детей таких духовно-нравственных ценностей, как «уважение к старшим и друг к другу, взаимопомощь и эмпатия, а также патриотические и семейные ценности». Особый акцент педагоги и родители делают на формировании у учащихся «ценности труда и ценности дружбы» — наибольшую проблемную область в воспитании педагоги и родители видят именно в работе с этими позициями.

Ценности ребенка прежде всего формируются семьей — об этом говорят абсолютно все категории респондентов (учащиеся, родители, педагоги). Школьники подчеркивают, что семья оказывает большое влияние на формирование ценностей ребенка именно в младшем возрасте. Второе место, по мнению детей, в создании их ценностной картины мира занимает школа, а точнее друзья, с которыми они взаимодействуют в ее пределах. И лишь на третье место ребята ставят интернет: с точки зрения учащихся, «мнение блогеров и медийных лиц не оказывает на них значимого влияния». Некоторые дети утверждают, что «были зависимы от мнения медийных личностей в более раннем возрасте — сейчас же они достаточно взрослые для того, чтобы выйти из-под этого влияния». Среди детей встречается и другая позиция: можно услышать мнение о том, что «ребенок способен сформировать себя самостоятельно». С точки зрения детей, эта позиция предполагает то, что они сами могут принимать решения о том, что для них действительно нужно, а что — нет.

Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022

Говоря о формировании ценностей детей, родители и педагоги уделяют особое внимание окружению ребенка — его друзьям: и преподаватели, и родители подчеркивают, что друзья оказывают очень сильное влияние на учеников. Родители в основном говорят о негативном воздействии друзей на своих детей. Так, по мнению родителей, «друзья собственным примером и примером своей семьи могут оказать дурное влияние на ребенка, тем самым испортив его». Педагоги более позитивны в этом плане: они считают, что «друзья в основном в хорошем ключе воздействуют на ребят».

Что касается формирования неправильных ценностей, позиция молодежи отражает мнение родителей и педагогов: неправильные ценности формируются интернетом. Неконтролируемая трансляция поведения и мнения различных блогеров и медийных лиц, зачастую не отличающихся полезностью создаваемого контента, приводит к искажению тех положительных ценностей, которые пытаются прививать в семье и образовательной организации.

Ценности ребенка прежде всего формируются семьей — об этом говорят абсолютно все категории респондентов (учащиеся, родители, педагоги). Школьники подчеркивают, что семья оказывает большое влияние на формирование ценностей ребенка именно в младшем возрасте.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО БЛОКУ «ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»

1. Традиционные семейные ценности постепенно трансформируются: среди молодежи все чаще звучит тема нежелания иметь детей. Обязательным условием для вступления в брак для большинства становится финансовая и профессиональная состоятельность.

2. Институт дружбы также претерпевает изменения: родители и педагоги говорят о формировании феномена «потребительской дружбы».

3. Преемственность поколений постепенно уходит: молодежь проявляет интерес к истории и традициям семьи, но уже не проецирует эти ценности на себя.

4. Представления о духовно-нравственных ценностях у молодежи размытые: зачастую происходит подмена понятий «ценности» и «качества личности».

5. Отсутствует единая воспитательная линия «семья — школа».

С результатами исследования по всем разделам можно ознакомиться, скачав документ по ссылке

Начать дискуссию