Портфолио: что делать новичку-копирайтеру

Портфолио: что делать новичку-копирайтеру

Тему вынашивала долго. Сейчас можно просто набрать в поисковике фразу «портфолио для копирайтера», и вам выпадет куча статей о том, как и где его создать. Но актуальность проблемы от этого меньше не стала.

Я когда-то также искала информацию про портфолио. И сейчас иногда это делаю, чтобы усовершенствовать собственное. В статье собрала вопросы, которые часто слышу от копирайтеров, и постаралась на них ответить. Особенно полезным материал будет для новичков.

С чего начать: где взять работы для портфолио

Вы только закончили обучение. И вполне можете брать первых клиентов. Но все они хотят видеть примеры ваших работ. Что делать? Во время обучения наверняка вы выполняли домашние практические работы, писали итоговые проекты. Используйте их. Как правильно оформить такие тексты, читайте в следующей главе.

Что ещё сыграет вам на руку? Копирайтеру, как и любому другому специалисту, нужна практика. Создайте и начните регулярно вести личные сообщества, блоги. Не просто страничку в соцсетях, а именно оформленный блог. Страшного в этом ничего нет, поверьте. Я когда-то жутко боялась завести свой первый личный канал на Дзене. Казалось, опозорюсь на весь интернет, и надо мной все будут смеяться. Но скажите, много вы видели мега профессиональных блогов?

Для начала оформите сообщество во ВКонтакте. Начните регулярно публиковать там посты, небольшие статьи. А ссылки на них разместите в портфолио. Причём вы можете добавить как информацию о сообществе, так и ссылки на отдельные публикации.

Создайте сообщество во ВКонтакте
Создайте сообщество во ВКонтакте

Параллельно заведите блог на Дзене. Там можете даже свои учебные работы размещать. Выберете тему, на которую писать хочется, точно знаете, что будет легко. Ссылки на статьи также уйдут в портфолио. Что ещё: телеграм-канал, страница в Нельзяграмме.

Ещё забирайте в портфолио тестовые, которые вы писали, когда откликались на вакансии. Не все подряд, конечно, а самые удачные на ваш взгляд. Про то, как их оформить, также читайте ниже.

Как оформить свои работы

Сначала про тексты. С теми, на которые даёте ссылки, всё понятно. Они уже где-то опубликованы. Тут только один нюанс: ссылки делайте вшитыми в текст, а не в виде набора непонятных цифр и букв. Так будет и презентабельнее, и сразу видна тема публикации.

Вшитую ссылку сделать просто в гугле: нажимаете на неё, затем на карандашик, который появился во всплывающем окошке. А потом просто очищаете верхнюю строчку и пишите тему статьи. Внизу останется ссылка на неё. В конце жмёте на кнопочку «Применить». И любуетесь результатом.

Делайте ссылку вшитой
Делайте ссылку вшитой

Что делать с тестовыми заданиями и текстами, которые не удалось нигде опубликовать? Можно, конечно, оставить их в гугл-доке. Только откройте на них доступ до Читателя. Так и увидеть можно будет пост или статью. И украсть её не смогут. Такой вариант вполне допустим. Но лучше перевести текст в формат ПДФ. Он будет выглядеть гораздо презентабельнее.

Теперь про оформление работ. Просто перечень статей никакой информации работодателю не даст. Оформите большинство из них кейсами. Расскажите, какая задача стояла перед вами. Затем опишите, как вы её решали. И в конце предоставьте итог: «пост привлёк в первый час после размещения 4 регистрации на обучение», «статья привела 10 подписчиков», «текст был принят и одобрен куратором», «интервью опубликовано на Дзене» и т. д.

Оформляйте работы кейсами
Оформляйте работы кейсами

То, что не ушло в кейсы, выведите на отдельные страницы: Статьи, Посты, Интервью и т. д.

Какие сервисы выбрать для портфолио

Можно сделать прямо в гугл-доке или гугл-таблице. Мне такой вариант не нравится — выглядит несерьёзно. Пусть будет всего 5 работ, но в каком-то сервисе. Для начала можно собрать все работы на гугл-диске. И постепенно переносить их.

Моё портфолио находится в гугл-сайтах. Легко сделать, удобно смотреть. Ссылки прекрасно вшиваются. Только с форматом ПДФ возникают трудности. Найдите в Google приложение Google Сайты и начинайте творить.

Самый простой инструмент для портфолио
Самый простой инструмент для портфолио

Я создала несколько страниц. Добавила кнопку. Портфолио не идеально, но показывать работодателям его не стыдно. Кстати, в конце не забудьте открыть доступ до Читателя. Вы в любой момент можете редактировать портфолио, добавлять публикации. Завершайте каждое изменение нажатием на кнопку «Опубликовать».

Другие сервисы: Tilda, Taplink, Bart (не путать с нейросетью Bard). Два последних больше подходят для визитки. А вот Tilda стоит того, чтобы её освоить. Планирую потом перенести туда своё портфолио. Есть, конечно, и другие сервисы. Но я их не тестировала.

Больше похоже на визитку
Больше похоже на визитку
Есть симпатичные кнопки
Есть симпатичные кнопки

Мой коллега и друг сделал портфолио сразу в нескольких сервисах. Среди них — clippings. Там можно создать онлайн-портфолио, оптимизированное под SEO. Это значит, что потенциальные работодатели будут находить вас через поиск в Google.

Что ещё должно быть в портфолио

На Главной странице будет ваша фотография и информация о том, кто вы и чем можете помочь. Подумайте над тем, как вас будут воспринимать работодатели. Вряд ли кто-то из них закажет серьёзную статью у Павлика — любителя кошек в футболке на фоне ночного клуба. Идеально было бы сделать профессиональное фото на нейтральном фоне. Моя фотография — не пример для подражания, но вполне допустима.

Презентуйте себя правильно
Презентуйте себя правильно

Закажите фотосессию. А фотографии пригодятся вам для блога и сообщества. Можно просто сфотографироваться на телефон с хорошей камерой. Наденьте белую рубашку или пиджак, встаньте у нейтрально окрашенной стены или сядьте за стол с ноутбуком или книгой.

Итак, основная информация на главной странице: профессия, фамилия и имя. Структурно опишите, что умеете. Ниже неплохо вставить кнопку с призывом заказать услугу или связаться с вами. Или же разместить ваши контакты. Желательно также в виде ссылок, чтобы работодателю не пришлось вручную всё это набирать.

Вариант кнопки
Вариант кнопки

Обязательно оформите страницу «Образование». На первом месте будет рассказ о вашем копирайтерском образовании, затем стажировка, практика, конференции, связанные с профессией, в которых вы участвовали. И в самом конце можете упомянуть обучение в институте, университете или ещё где-то. Обязательно после каждого описания добавляйте ссылку на диплом, сертификат, рекомендательное письмо. Их можно сфотографировать, сделать скан, перевести в формат ПДФ.

Сертификаты и дипломы разместите в виде ссылок
Сертификаты и дипломы разместите в виде ссылок

На странице «Опыт работы» пишите обо всём, где публиковались. Если вы ещё нигде не работали, расскажите сначала о своих блогах и соцсетях, затем об учебных кейсах. Добавьте даты работы или учёбы, описание задач, ссылки на соцсети.

Информацию о ваших контактах можно расположить как на главной странице, так и на отдельной. Не забудьте добавить, что вы работаете по договору самозанятого и выдаёте чек, если это для вас актуально. К слову самозанятость копирайтеру не помешает.

Все работы я раскидала по страницам «Статьи», «SEO-тексты», «Лендинги», «Учебные тексты», «Тестовые задания» и т. д. Работодателю легче будет найти релевантную информацию. Последней стоит страница «Отзывы». На первых порах можно их брать в качестве оплаты за вашу работу. Сделайте скриншоты или разместите ссылки.

Рассортируйте работы по форматам
Рассортируйте работы по форматам

Что делать с резюме и визиткой? И ещё парочка советов

Часто у копирайтера просят показать резюме. У меня есть такое в гугл-доке. Но пользуюсь им крайне редко. Вся информация обо мне находится в портфолио. Как правило для резюме нужны данные об образовании, сертификаты, контактные данные, ссылка на портфолио.

Как вариант, можно сделать визитку в Telegram. Её удобно создать во Flyvi.Io. Или же прямо в мессенджере. Закрепите визитку в Избранном, чтобы по любому требованию работодателя вы легко её смогли найти и отправить.

Сделайте удобную визитку
Сделайте удобную визитку

Ещё несколько важных советов для копирайтеров. Представьте себе ситуацию, когда откликаетесь на вакансию. Вас устраивают условия и зарплата. Вы переходите по ссылке, чтобы написать отклик. А там на аватаре котик из нейросети или беззубое чудовище с именем Панда Хрю. Станете писать? То же самое чувствуют работодатели, когда ищут копирайтера, а натыкаются на непонятно кого.

Отнеситесь к работе серьёзно, а к клиентам с уважением. Напишите на русском языке своё имя, фамилию и профессию: Иван Иванов, копирайтер. Возьмите фотографию из портфолио. А шутки, дурачества и псевдоним оставьте для личных страниц в соцсетях. Договор будут заключать с копирайтером Иваном Ивановым, а не Пандой Хрю.

Укажите своё реальное имя и профессию
Укажите своё реальное имя и профессию

Что у нас получилось

  • Собрать портфолио не сложно, главное, начать. Ваши учебные работы уже годятся для него.
  • Создайте сообщество, канал или блог, наполняйте его работами. И портфолио соберёте, и руку набьёте.
  • Работы оформляйте в виде кейсов с описанием задач и вашими результатами.
  • Освойте разные сервисы. Вам достаточно просто скопировать название каждого из статьи и вбить в поисковик.
  • Применяйте адекватные фотографию, имя, ник в Telegram. Сделайте и закрепите визитку.
  • Не забудьте про сертификаты, дипломы, рекомендательные письма, отзывы.
2
3 комментария

Была у меня мыль использовать для портфолио старые статьи со времен студенчества, опубликованные в сборниках работ студентов, аспирантов и молодых ученых🙂 но это надо заморачиваться и переводить их из бумажного вида в электронный

Ответить

Анастасия, я считаю, стоит заморочиться

1
Ответить