Фейк-ньюс: угроза или находка? Правда о лженовостях

Все чаще, листая ленты соцсетей, мы сталкиваемся с интересными историями, имеющими мало общего с реальной картиной мира. Фейковые новости, или фейк-ньюс, стали неотъемлемой частью виртуального мира новостей: кричащие заголовки собирают немало лайков, а непроверенные ссылки на публикации появляются даже на экранах телевизоров. В чем феномен этого процесса и действительно ли фейк-ньюс представляют собой угрозу для пользователей? Мы ознакомились с интересными публикациями на Medium. com и готовы поделиться прочитанным.

Автор статьи Fake News in Social Media Кур Шмидт пишет о том, что из-за возросшего количества фейк-ньюс преимущества быстрого доступа к информации в социальных сетях становятся не такими явными, ведь пользователям все сложнее определять достоверность прочитанного.

Социальные сети предоставляют нам неограниченный доступ ко всем последним новостям, статьям, историям и сплетням о знаменитостях. Проблема лишь в том, что с развитием копирайтинга и непрерывным желанием авторов посостязаться в креативности все сложнее отделять действительно достоверные факты от попыток накрутить лайки и подписчиков за счет распространения фальшивых новостей. Журналисты, важными критериями работы которых являются оперативность и новизна информации, признают фейк-ньюс реальной угрозой для своей профессии. Читатели в свою очередь должны быть максимально осторожны в том, что они читают и чему верят.

Кстати, предприниматели, которые заботятся об имидже своего бизнеса и достоверности публикуемой о нем информации, давно ведут свои социальные сети и делятся информацией из первых уст. Контент-студия OrgaSMM профессионально занимается подготовкой контента и продвижением бизнеса в соцсетях. Напиши нам и получи первую неделю сопровождения аккаунтов совершенно бесплатно.

В чем неоднозначность фейк-ньюс?

Привычка политиков делать одиозные заявления в угоду своему электорату породила еще один жанр фейковых новостей - политические фейк-ньюс
Привычка политиков делать одиозные заявления в угоду своему электорату породила еще один жанр фейковых новостей - политические фейк-ньюс

Фейк-ньюс часто используют в качестве одного из инструментов политической борьбы. Так, в США из-за напряженного противостояния республиканцев и демократов постоянно выходят новости, достоверность которых определить затруднительно, особенно с учетом возможности любого человека публиковать все, что угодно, используя мнения любых заинтересованных сторон. Таким образом возникает коллизия смыслов: платформы, призванные объединять сообщества и снабжать людей достоверными новостями, одновременно выступают крупными источниками фейк-ньюс и серьезно подрывают доверие пользователей.

Мало того, статьи с «недоговорками» — такие же фальшивые, как и написанные подробно однобокие новости. Опуская часть истории, авторы вводят своих читателей в заблуждение и тем самым еще раз говорят нам о том, что со всей информацией в соцсетях надо быть предельно внимательными.

Что говорят исследователи?

Журналист Ларри Ким в рамках эксперимента создавал фальшивые новости на Facebook, чтобы посмотреть, сколько людей поверят в то, что «новости», которые он публикует, являются настоящими, разместив всего одну маленькую фальшивую статью. В результате было привлечено 4 645 человек, 44 «лайка», 27 и 20 комментариев. Согласитесь, это немало!

Учитывая, что 45% взрослых американцев читают новости на Facebook, а половина читателей новостей на Facebook и вовсе не используют другие платформы, мы постоянно подвергаемся риску поверить в вымышленные истории, выдаваемые за настоящие новости

Мак Рэк, автор статьи «The effects of social media on journalism»

Channel 4 News провел опрос, чтобы определить, насколько легко читатели могут отличить настоящие новости от фальшивых, попросив их выбрать настоящий и фальшивый заголовок из шести. В результате эксперимента лишь 4% опрошенных смогли отличить ложь от правды.

Журналист Шэрил Эткиссон выступила на TED Talk с лекцией о том, как рост влияния соцсетей произвел революцию на рынке фальшивых новостей. Она приводит в пример конкретные статьи о фейк-ньюс, например, о том, как первоначально было распространено мнение, что стрельба в школе «Сэнди Хук» была мистификацией, которой на самом деле не было. Она призывает читателей глубже изучать новостные статьи, потому что издатели могут для хайпа и кликбейта ввести их в заблуждение.

Интернет, и в частности социальные сети, сделали фальшивые новости привычными для большинства пользователей. Автор исследования считает, что чем больше мы будем привыкать к тому, что фейк-ньюс в соцсетях — обычное явление, тем легче мы сможем отличить статью, в которой сообщаются настоящие, объективные новости, от статьи, созданной для того, чтобы заставить нас поверить в ложь или склонить нас к определенной позиции или мнению.

Факт того, что грань между фейк-ньюс и авторской подачей информации невероятно тонка, подтверждает, что социальные сети являются не только прекрасным способом объединить нас, но и часто инструментом борьбы интересов.

Правда или вымысел: фейк-ньюс о незыблемых (?) фактах

Опубликованные в сети кадры со "съемок художественного фильма" о высадке на Луну подвергли под сомнение реальный факт высадки космонавтов в июле 1969 года
Опубликованные в сети кадры со "съемок художественного фильма" о высадке на Луну подвергли под сомнение реальный факт высадки космонавтов в июле 1969 года

Эта картинка ссылается на идею о том, что высадка на Луну 20 июля 1969 года была мистификацией. Ее публикация стала огромной сенсацией, поскольку поставила под сомнение истинность события, чрезвычайно значимого для Соединенных Штатов. По сей день есть люди, которые не верят в то, что высадка на Луну действительно произошла. Тут автор вспоминает поговорку «нет дыма без огня» и подвергает сомнению факт, что подобные слухи возникли бы без участия СМИ.

Проще говоря, постоянный поток фальшивых новостей действительно опасен для пользователей. Бесконечный наплыв информации приводит к тому, что заниматься фактчекингом становится все труднее, а значит попасться на удочку интернет-врунишек проще простого. Многие фейковые новости оказывают поддержку и без того существующих ложных убеждений, тем самым снижая объективность информации об окружающем мире.

Разделяя опасения автора, мы все же можем сказать, что каждый предприниматель сегодня волен сам выбирать, какую информацию доносить до своих потенциальных клиентов. Напиши нам в OrgaSMM, и мы поможем изучить целевую аудиторию, создадим грамотный сайт и подготовим качественный контент для соцсетей твоего бизнеса.

Начать дискуссию