{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как заработать на маркетплейсах, если есть деньги, но лень самому во всём разбираться?

Один из неочевидных способов заработка на МП. Делюсь своей историей погружения в нишу Вайлдбериз и Озон.

Бизнес на МП в последнее время набирает обороты. За 9 месяцев 2022 г. оборот Wildberries вырос на 95% до 1,1 трлн рублей.

Кругом обучение по выходу на МП, появляются новые сервисы аналитики, я и сам после переезда в Питер прочувствовал весь кайф данной системы, когда на следующий день получал свои заказы в соседнем доме.

Я хотел поймать тренд и заработать на нём. Поэтому я начал общаться с предпринимателями, которые ведут бизнес на маркетплейсах, чтобы узнать, что там происходит и какие сейчас есть проблемы?

За пару недель я познакомился с десятком селлеров (каждый торгует уже около года). И у многих из них со временем появилась одна и та же трудность — не хватает денег на оборотку и развитие.

Вроде могут продать больше, вывести новые товары и заработать, но где взять деньги на закуп и рекламу? У каждого из них есть твёрдые показатели за последний год, поэтому я задумался об инвестициях в их бизнес на маркетплейсах.

Я сам инвестирую уже несколько лет. На фондовый рынок зашёл во время его падения от пандемии коронавируса. Во время СВО, как торговлю прекратили и запретили выводить средства с брокерского счёта, я начал вкладываться в крипту. А сейчас открыл новое направление — инвестиции в оборотку на мп.

Я начал глубже погружаться в эту тему. Начал узнавать, какие есть способы вложений, как проходит сделка и сколько можно на этом заработать. Ниже я написал про 3 основных способа привлечения инвестиций для селлеров. А 2 последних будут интересны тем, у кого есть свободный капитал и желание его вложить в твёрдый бизнес под 25-50% годовых.

Статья будет полезна инвесторам и селлерам, кто только ищет первые вложения.

Кредит

Самый понятный путь для большинства селлеров. В 2 клика подать заявления в банки, вложить полученные деньги в оборот и потом ежемесячно выплачивать долг. Просто, но не совсем эффективно.

Плюсы:

  • Быстро. Если чистая кредитная история, то необходимую сумму можно собрать в течение 1-2 дней.
  • Прозрачно. Есть сумма долга, есть понятный ежемесячный платёж, который нужно вынимать из бизнеса.

Минусы:

  • Есть упущенная выгода. При потребительском кредите необходимо выплачивать тело долга и проценты одновременно. В то время как во время договора займа тело долга можно продолжать держать в оборотке в течение года — тем самым увеличив свою прибыль.

Кредитные деньги самые дешёвые, в среднем ставка варьируется от 4 до 10% годовых. Данный формат подойдёт для новичков, которые хотят увеличить оборотку на 50-150 000 рублей и попробовать себя на больших объёмах.

Если получилось окупить — можно рассматривать следующие варианты.

Займ

Плюсы:

  • Прозрачно. Фиксированный процент годовых выплачивается заимодателю как купоны по облигациям — одинаковой суммой в течение срока займа.
  • Выгодно. В течение срока займа селлер выплачивает только проценты, а тело долга оставляет в оборотке. Это позволяет увеличить прибыль в течение года.

Минусы:

  • Долго. Чтобы найти инвестора нужно потратить достаточно времени. Сумму в 100-500 тысяч можно найти у знакомых и семьи, но чтобы привлечь больше — придётся потрудиться. В среднем данный процесс занимает от 1 до 6 месяцев.
  • Трудозатратно. После того, как удалось найти инвестора, необходимо продать ему идею инвестировать в ваш бизнес. Для этого, как минимум, нужно подготовить финмодель и презентацию, в которой раскрыть выгоду вложений и доказательство того, что получится поддерживать и даже увеличивать обороты, что вы знаете что делать с привлечённой суммой.

    Но не все селлеры умеют строить правильные финмодели, что заставляет их прибегнуть к помощи компаний со стороны. К слову, стоимость финмодели для маркетплейсов может доходить до 80 000 рублей.
  • Тяжело вернуть тело долга. По договору займа возврат тела долга обычно приходится на конец срока займа. Но не всем селлерам комфортно разом вынимать из оборотки сумму в 500к или 1+ млн. Чтобы такого не было, можно заранее обговорить с заимодателем пролонгацию договора.
  • Риски на селлере. В данном варианте селлер берёт все риски на себя. Если бизнес прогорит и не получится продать товар и реклама не окупит себя — то сумму займа он обязан будет вернуть.

Данная стратегия подходит опытным селлерам, у кого есть стратегия развития, твёрдые навыки и готовность брать ответственность на себя.

Обычно проценты по займам составляют 25-35% годовых, что позволяет заимодателям увеличивать свой капитал по лучшей ставке, нежели по вкладами или облигациями. А селлер может несколько раз обернуть привлечённую сумму и тоже заработать на сделке.

Инвестиции под% от прибыли

Плюсы:

  • Не нужно возвращать тело. Это уже прямая инвестиция в бизнес — то есть селлеру не нужно возвращать тело долга (потому что это не займ).
  • Риски делятся поровну. Селлер и инвестор вместе делят как прибыль, так и убытки. Для продавца это удобно — в случае провала он ничего не должен возвращать. А для инвестора данный вид обеспечивает большую доходность — от 40 до 60% от прибыли.

Минусы:

  • Прозрачность финансов. Селлер должен чётко вести финансы в бизнесе, чтобы была прозрачная картинка для инвестора. Если в случае с самостоятельным ведением бизнеса он может закрыть глаза на какие-либо траты и доходы, то здесь нужно учитывать каждую транзакцию.
  • Сложность договора. Чтобы юридически защитить сделку для каждой стороны необходимо потратить время на согласование условий входа и выхода из проекта и пр. Для этого можно прибегнуть к помощи юриста, которая обойдётся в 10-35к рублей.
  • Трудозатратно. Как и в случае с займом, селлеру необходимо потратить время и деньги на поиск инвестора, продажу идеи и проведение сделки.

Данный вид сделки чаще всего совершается между селлером и прошаренным инвестором, который понимает, что он может заработать больше, если войдёт в долю, нежели выдаст займ.

Итог

Я вижу набирающий обороты тренд на инвестиции в бизнес на маркетплейсах. Сделка предпринимателей с капиталом и селлеров с твёрдым результатом выгодна для всех сторон.

А что вы думаете насчёт данного вида инвестиций? Какие видите риски? Вложились бы сами?

0
2 комментария
Sam

Вложился бы в какой то умного посредника между инвесторами и бизнесами. Который оценивает бизнесы по каким то формальным критериям перед допуском к получению инвестиций, и хеджирует риски за счёт распределения инвестиций между разными бизнесами.

Типа Потока, но именно в нише маркетплейсов. Который, как я понял, совсем сдулся - люди ругаются на много дефолтов. Когда они начинали, нас пытались окучить как канал продаж. Нам то они обещали хорошо, но нашим клиентам такие проценты, что сразу стало сомнительно - немногие бизнесы осилят такие проценты, к сожалению... Особенно малые, которые "от зарплаты до зарплаты"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иштулкин
Автор

Привет! спасибо что дочитал статью!

К слову, я сейчас именно этим и занимаюсь. Сделал систему оценки проектов с МП и их собственников. Помогаю упаковать проект, сделать правильную финмодель, и если всё нормально - только потом выношу проект для инвесторов.

У меня такой принцип - лучше уж никто не заработает, чем инвестор потеряет деньги.

Спасибо за обратку, ценно🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда