Как самостоятельно продать бизнес?

Или 8 шагов к быстрой продаже бизнеса

Пункт 1. Подготовьте меморандум (презентацию) о вашем бизнесе.

Это полный письменный обзор вашего бизнеса, отвечающий на ключевые вопросы, которые задает почти каждый покупатель. Данный документ пригодится вам на всех этапах продажи бизнеса. Обычно план меморандума содержит следующие пункты:

1. Введение

2. Обзор отрасли

3. Тенденции отрасли

4. Обзор бизнеса

5. Информация о собственнике и история компании

6. Стратегия и бизнес-модель компании

7. Клиенты и отношения с клиентами

8. Продукция или услуги компании

9. Сегменты рынка

10.Обзор конкурентов

11.Бренды компании и продукты

12.Продажи и коммуникации

13.Управление и сотрудники

14.Операции и бизнес-процессы

15.Материальные активы и недвижимость

16.Поставщики и цепочка поставок

17.Информационные системы (сайты, социальные сети)

18.Запатентованные технологии и интеллектуальная собственность

Пункт 2. Создайте портрет вашего покупателя

Кто ваш идеальный покупатель? Это может быть физическое лицо, инвестиционная компания или даже ваш сотрудник. Например для салона красоты, это может быть девушка, которой хочется попробовать себя в этом бизнесе. При покупке стоматологии, это может быть врач с большой практикой и клиентурой, желающий работать только на себя, и так далее. Под каждого клиента создайте план, который будет адаптирован для привлечения вашего целевого покупателя.

Пункт 3. Создайте объявление и разместите рекламу

Вы уже создали развернутый меморандум (презентацию) о вашем бизнесе. Сократите его до необходимого и это будет ваше продающее объявление.

Важно, чтобы вы посмотрели на ваш бизнес "глазами покупателя"

Составьте стратегию привлечения внимания к вашему объявлению среди тысяч объявлений. Например, в категории общественное питания на Авито только в Москве более двух тысяч объявлений. Это огромная конкуренция.

Разместите объявление на самых популярных площадках: Авито, Beboss.ru, Businessesforsale.ru и так далее. Если ваш бизнес уникален и вы не хотите, чтобы конкуренты и сотрудники узнали раньше времени о ваших планах максимально завуалируйте ваше объявление.

Пункт 4. Получите отклик на ваше объявление.

Вышлите вашему потенциальному покупателю часть меморандума. Ту часть в которой будет указаны перспектива вашего бизнеса, его прибыльность, и так далее. Необходимо из меморандума создать уникальное торговое предложение для вашего покупателя. Без цифр и конфиденциальной информации. На данном этапе, скорее всего, покупатель заинтересуется и захочет более детально узнать про ваше предложение. Предложите обязательно ему подписать NDA (соглашение о неразглашении)

Пункт 5. Назначьте встречу с заинтересованным покупателем.

Получив подписанный NDA вы сможете чуть больше раскрыть информации о вашем бизнесе. Но прежде составьте перечень вопросов, которые помогут вам понять, что перед вами действительно заинтересованный покупатель который обладает необходимыми финансами. Учтите, что это может быть и ваш конкурент. Поэтому вы можете провести экскурсию по вашей компании но не раскрывайте всей коммерческой информации, поставщиков, прибыль по месяцам, расходы на рекламу и так далее.

Пункт 6. Проведите переговоры и примите предложение.

Подпишите с покупателем предварительный договор о намерениях. Данный договор подразумевает предоплату, обычно это 10% от стоимости вашего бизнеса. Как только вы получите предоплату, вы сможете предоставить всю информацию о вашей компании. Все финансовые и юридические документы.

Пункт 7. Управляйте процессом комплексной проверки.

Комплексная проверка должна быть рутинным процессом, если вы заранее к этому подготовились. Составьте план в какой очередности и как вы будете знакомить покупателя с вашим предприятием. Не сходите с пути, будьте организованы, ведите контрольный список и не сбавляйте темп. Это важный этап закрытия сделки. Покупатель может на этом этапе потребовать обратно предоплату и выйти из сделки.

Пункт 8. Финальное оформление сделки.

В зависимости от формы собственности вашей компанией, предоставьте необходимый пакет документов для переоформления бизнеса на нового владельца. При необходимости воспользуйтесь консультацией юриста или бизнес-брокера.

Итог:

Важно учитывать, процесс продажи бизнеса может занять много времени, если вы хотите получить максимальную цену. Но если вы снижаете цену, то можете получить обратный эффект и так же продавать вашу компанию долго. Важно объективно оценить ваш бизнес, дать ему хорошую рыночную цену и, при необходимости, предоставьте реальному покупателю скидку для быстрой продажи.

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях или обращайтесь в телеграмме

22
11
реклама
разместить
2 комментария

Кирилл, благодарю за статью. Можете подробнее раскрыть этап комплексной проверки?

Анатолий, спасибо за ваш вопрос.

Комплексная проверка это «Due diligence»
Обычно эта проверка состоит из следующих пунктов:
- Обширный финансовый обзор, который включает в себя прошлые, настоящие и прогнозируемые показатели.
- Юридическая проверка, (аренда, контракты, интеллектуальная собственность, и т.д.)
- Операционный анализ, (эффективность производства, управление цепочкой поставок, производительность труда сотрудников и т.д.)
- Дополнительная показатели, такие как исследование рынка на котором работает компания, проверка информационной безопасности компании и так далее.

Разумеется если продается небольшая компания, например кафе, то комплексная проверка достаточно простая и не требует привлечения сторонних специалистов.
На каждом из этих этапов, вы как владелец компании, должны быть готовы ко всем вопросам покупателя.

В тоже время, я бы рекомендовал воспользоваться услугами бизнес-брокера, как специалиста, который уже много раз проходил подобного рода проверки бизнесов, и хорошо знает как можно пройти Due diligence даже если компания работает в ноль, или имеет какие то иные минусы.

1