Кто ваш идеальный покупатель? Это может быть физическое лицо, инвестиционная компания или даже ваш сотрудник. Например для салона красоты, это может быть девушка, которой хочется попробовать себя в этом бизнесе. При покупке стоматологии, это может быть врач с большой практикой и клиентурой, желающий работать только на себя, и так далее. Под каждого клиента создайте план, который будет адаптирован для привлечения вашего целевого покупателя.
Кирилл, благодарю за статью. Можете подробнее раскрыть этап комплексной проверки?
Анатолий, спасибо за ваш вопрос.
Комплексная проверка это «Due diligence»
Обычно эта проверка состоит из следующих пунктов:
- Обширный финансовый обзор, который включает в себя прошлые, настоящие и прогнозируемые показатели.
- Юридическая проверка, (аренда, контракты, интеллектуальная собственность, и т.д.)
- Операционный анализ, (эффективность производства, управление цепочкой поставок, производительность труда сотрудников и т.д.)
- Дополнительная показатели, такие как исследование рынка на котором работает компания, проверка информационной безопасности компании и так далее.
Разумеется если продается небольшая компания, например кафе, то комплексная проверка достаточно простая и не требует привлечения сторонних специалистов.
На каждом из этих этапов, вы как владелец компании, должны быть готовы ко всем вопросам покупателя.
В тоже время, я бы рекомендовал воспользоваться услугами бизнес-брокера, как специалиста, который уже много раз проходил подобного рода проверки бизнесов, и хорошо знает как можно пройти Due diligence даже если компания работает в ноль, или имеет какие то иные минусы.