Профориентация: вчера, сегодня, завтра

Рынок труда отражает тенденции к скоростным изменениям списка востребованных специальностей. Ещё 50 лет назад было престижно продолжать семейную династию в профессии. Сейчас же хорошо зарабатывает тот, кто быстро осваивает актуальные специальности, оттачивает свои навыки в смежных нишах. Чем больше умений, тем проще сменить сферу деятельности без уменьшения дохода и вреда для карьеры.

Отслеживать тренды, разбираться в направлениях развития рынка труда, делать осознанный выбор профессии помогают профориентологи. Насколько развит рынок этих услуг в России, какие проблемы есть у специалистов, расскажем далее.

Рынок труда отражает тенденции к скоростным изменениям списка востребованных специальностей. Ещё 50 лет назад было престижно продолжать семейную династию в профессии. Сейчас же хорошо зарабатывает тот, кто быстро осваивает актуальные специальности, оттачивает свои навыки в смежных нишах. Чем больше умений, тем проще сменить сферу деятельности без уменьшения дохода и вреда для карьеры.

Отслеживать тренды, разбираться в направлениях развития рынка труда, делать осознанный выбор профессии помогают профориентологи. Насколько развит рынок этих услуг в России, какие проблемы есть у специалистов, расскажем далее.

Профориентологи нужны, но такой специальности пока нет.

Профориентация появилась в России относительно недавно. В конце 1950-х гг. были написаны первые диссертации, в крупных городах созданы кабинеты для консультаций и появились научные работы в этой области. А в конце 80-х годов открылись центры по профориентации молодёжи и начала складываться общая система управления трудоустройством.

Но даже сейчас, по прошествию почти полувека, специальность официально не признана. Её нельзя получить на базе высшего образования, несмотря на очевидную важность и необходимость. До сих пор нет законодательной базы, чётких критериев, по которым можно было бы оценить принадлежность специалиста к этой сфере деятельности, его квалификацию и опыт.

Раньше представление о тех или иных профессиях люди получали от учителей, психологов, старших родственников, друзей. Но если 20 лет назад достаточно было освоить одну специальность, чтобы комфортно строить карьеру, обеспечивать себя и семью, работать до пенсии, то сейчас мы все хотим лучшей жизни. В поисках таковой в среднем меняем от 2-х до 5-ти специальностей за свою трудовую карьеру. Иногда больше. Исключения составляют врачи, учителя, инженеры, но они и так постоянно учатся, повышают квалификацию, осваивают новые навыки.

Чтобы смена деятельности прошла успешно, привела к развитию карьеры, росту доходов, помимо собственных талантов и интересов нужно учесть: тенденции развития рынка труда, спрос на специалистов, уровень заработных плат в разных сферах. Здесь на помощь приходит профориентация. Её задача — помочь человеку сделать осознанный выбор профессии.

Мальчишки и девчонки, а также их родители. Профориентация актуальна для школьников, студентов и взрослых.

По данным Росстата РФ: Больше 70% школьников не знают чем хотят заниматься.

Исследование hh.ru, 2022: 56 % опрошенных hh.ru (7865 соискателей) хотели бы поменять сферу деятельности.

Для школьников основной вектор развития на рынке профориентации задаёт государство, создавая и поддерживая различные проекты и бесплатные программы. Однако в них редко отрабатываются навыки детей в соответствии с требованиями времени, мало учитываются личные особенности ребят. Далеко не каждая программа учит гибкости мышления и навыкам по развитию soft skills, которые пригодятся в любой сфере деятельности.

Уже сейчас многие школы при поддержке вузов, колледжей и коммерческих предприятий проводят работу по профориентации учащихся. А С 1 сентября 2023 г. в школах Москвы планируют внедрить новый стандарт предпрофессионального образования.

Развитие онлайн-образования и системы ДПО дало толчок к развитию рынка профориентации. После трёх месяцев интенсивного обучения выходит специалист, который разбирается в тенденциях рынка труда. Он поможет выбрать нужное направление актуальное не только сейчас, но и в обозримом будущем. Чтобы человек выучился, работал, получал удовольствие и доход от новой профессии. На этом рынке работают организации, частные консультанты, оказывающие платные услуги, но без контроля очень сложно отследить качество оказываемых услуг.

Специальность профориентолога можно получить на платных курсах. Они не входят в систему государственного образования, но пользуются спросом, потому что готовят востребованных специалистов.

➕ Три месяца интенсивного обучения обеспечивают человека умениями и навыками, чтобы оказывать качественную помощь, зарабатывать на этом.

➖ Отсутствие единых стандартов, открытой базы знаний сильно тормозят развитие профориентации.

Государственная программа обучения в высших учебных заведениях дала бы возможность более глубокой подготовки специалистов.

Какие же перспективы у профориентации?

Развитие технологий, онлайн-обучений помогают систематизировать знания и опыт. Повышение квалификации становится осуществимо – курсы, базы знаний, государственная поддержка – всё это выведет профессию на новый уровень, повысит доверие клиентов, качество оказываемых услуг.

Профориентологи успешны, если учитывают и правильно прогнозируют все изменения рынка труда. Причём с научной точки зрения, ведь человек обращается за помощью к специалисту, а не к гадалке, ему нужны гарантии. Сменить профессию – не футболку переодеть.

Выбор профессии — сложная задача в любые времена, тем более, когда мир неустойчив. И хоть в России специальность профориентолог ещё официально не признана, мы все остро нуждаемся в их деятельности. Возможно поэтому образование в этой сфере развивается, государство ведёт её популяризацию, пусть пока и только для школьников.

Развитие открытых компетенций, их систематизация помогают вывести профориентацию на новый уровень. И это даёт веру, что специальность войдёт в официальный список вузов и станет популярной.

Мы уверены, в будущем будет легко определиться, не придётся сожалеть о смене профессии. Ведь выбор, сделанный с помощью качественной консультации, будет оптимальным.

22
Начать дискуссию