Уже семь лет учу людей лезть на стену

Меня зовут Максим Майоров, мне 28 лет. Родился в небольшом поселке в Республике Башкортостан. В 15 лет по глупости лишился левой кисти — пытался залезть на высоковольтный столб. Через пару лет после травмы вернулся в дзюдо, которым занимался с семи лет. Закончил Башкирский институт физической культуры и стал тренером по скалолазанию.

Уже семь лет учу людей лезть на стену

Часто люди, имеющие инвалидность, стараются реализовать себя в цифровой профессии, и в большинстве случаев работают удаленно. Моя же работа отличается кардинально.

Почему я сделал такой выбор?

На первых курсах в институте я задумывался о подработке и ходил по собеседованиям. Искал офисную работу, с бумагами. Мне казалось, что её будет удобнее совмещать с учебой. Но к третьему курсу уже четко понял, что это «не моё». Я подвижный человек, мне тяжело часами сидеть на одном месте. Тренерская работа совсем другая, ты постоянно находишься в движении.

Рядом с моим ВУЗом в Уфе был скалодром, основанный на базе детского центра. И как раз на третьем курсе к нам подошли его руководители и предложили подработку инструкторами. Мне очень понравилось, и в дальнейшем из инструктора я вырос в тренера.

О профессии

Моя задача — учить детей и взрослых правильно и безопасно заниматься скалолазанием. Свои знания я передаю посредством различных педагогических методов. Поэтому, хотя профессия и называется тренер, я себя скорее называю педагогом.

Необходимо совмещать и спортивные тренерские методики, и психологические практики общения. Я рассказываю о технике безопасности, как наше тело работает на стене, какие технические особенности имеет скалолазание, как работать со снаряжением: с веревками, с карабинами.

Важно! Отличие тренера и инструктора

В задачи инструктора входят обеспечение и проверка безопасности. В нашем зале инструктор не проводит тренировки, его задача — контролировать поведение людей на скалодроме. В задачу тренера входит уже непосредственно приведение тренировки.

Как и где можно работать тренером по скалолазанию?

Есть два основных пути. Идти педагогом дополнительного образования в государственные учреждения, в спортивные школы. Либо идти в коммерческий зал.

Сначала я работал в центре туризма педагогом допобразования и преподавал там скалолазание. Мне нравится работать с детьми, они более стабильные в плане посещаемости, поэтому их прогресс не теряется. В дальнейшем в Уфе открылся коммерческий скалодром. Там работа устроена немного по-другому, ты можешь каждый день рассказывать про скалолазание новому человеку.

Стена и люди с инвалидностью

Сейчас среди моих учеников несколько взрослых с инвалидностью. Это люди с ампутацией ноги и незрячие люди. Раньше в Республиканском центре детского туризма я преподавал детям с инвалидностью. У меня было шесть групп (около 40 человек), и четыре группы из них были дети с ОВЗ, самые различные: аутизм, ДЦП, отсутствие конечностей и отсутствие зрения.

Конечно, есть определенная специфика работы с такими учениками. Но нужно понимать, что специально для инвалидов никто дистанцию не делает. И любой человек с инвалидностью будет тренироваться на стандартной трассе. Поэтому специфика больше в том, чтобы придумать для них способ прохождения этой трассы, как они будут это делать, с помощью каких методов и снаряжения.

Самый тяжёлый и самый яркий моменты в работе — оба были связаны с людьми с инвалидностью. Тяжелее всего работать с детьми с аутизмом. В какой-то момент ребёнок, который находится на стене и держится двумя руками, начинает кричать . Ты не имеешь никакой возможности его спустить. Со временем я научился контролировать такие ситуации, находить общий язык. Но на первых этапах было трудно.

Из ярких моментов. Я проводил открытые бесплатные тренировки для детей. Это была четвёртая тренировка за день, немного устал. И ко мне на открытое занятие люди с инвалидностью привели своих детей. Обычных, здоровых. Они так радостно ко всему относились, любое движение доставляло им удовольствие. Это были самые позитивные дети, которых я когда-либо видел.

Уже семь лет учу людей лезть на стену

Работа и протез

У меня один из лучших протезов, который можно получить в России по ИПР, — «Микеланджело», миоэлектрический протез кисти и предплечья. Но в работе я им не пользуюсь. Он позволяет брать и отпускать предметы, но делает это недостаточно быстро. Плюс он может запутаться в снаряжении. Это влияет на безопасность.

Ситуацию спасает то, что практически всё снаряжение адаптировано под работу одной рукой. Как тренер я всегда изучаю снаряжение, представляя, как человек будет делать это двумя руками. Для себя я тестирую снаряжение, учитывая, что буду работать с ним одной рукой, в результате отобрал наиболее удобное и безопасное.

Где учиться?

Не так давно в ВУЗах появились программы по скалолазанию. Это значит, что в будущем у нас будут классные специалисты, которые будут разбираться в этом направлении лучше, чем я сейчас.

Сам я учился иначе. Вначале я закончил бакалавриат в Башкирском институте физической культуры по направлению «Туризм». Затем в этом же ВУЗе прошел переподготовку на базе высшего образования, получив специальность «Тренер-преподаватель». Скалолазную специфику изучал на курсах инструкторов по скалолазанию.

И если мы говорим о курсах инструкторов, то срок обучения на них ориентировочно 2-3 месяца. На них тебе расскажут об устройстве скалодромов, страховке и т. д. Чаще всего это дистанционная форма обучения, потом на скалодроме ты сдаёшь практическую часть и экзамен.

Как стать хорошим тренером?

Необходимо искать подходы к людям, будь это ребёнок или взрослый. Скалолазание в любом случае воспринимается нашим мозгом как опасность. Поэтому необходимо сделать так, чтобы тренирующийся доверял своему страхующему и тренеру.

Тренерами по скалолазанию становятся люди, желающие передать свой опыт и знания, и главное — умеющие это делать. Поэтому если вы выбираете это направление — начинайте учиться лазить прямо сейчас. Скалолазную специфику нужно прочувствовать на своем теле.

Где искать полезную информацию

Я бы посоветовал Youtube канал Hard Is Easy. В нём простым языком рассказывают об устройстве снаряжения. В плане практического освоения скалолазной части это очень классный канал. Очень рекомендую ознакомиться с серий книг по скалолазной подготовке от магазина Спорт-Марафон. Также в интернете много блогов профессиональных спортсменов, которые рассказывают о подготовке и делятся секретами, к примеру Adam Ondra и Stefano Ghisolfi.

Уже семь лет учу людей лезть на стену

Профессиональное развитие

Мне нравится работать тренером, делиться своим опытом и учиться вместе с учениками новому. Мечтаю о своей детской школе скалолазания.

Доступность профессии

Профессия вполне доступна при ампутациях. Кроме меня, к примеру, адаптивное скалолазание успешно преподает Михаил Сапаров. У него нет руки по плечо. Многие спортсмены проводят онлайн тренировки: пишут тренировочный план и следят за техникой выполнения через видеосвязь.

В нашем Гиде для людей с инвалидностью можно найти советы по адаптации к работе и список программного обеспечения, гаджетов и оборудования, которые могут вам в этом помочь, а навигатор digital-профессий поможет выбрать специальность с учетом интересов и ограничений здоровья.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

33
Начать дискуссию