Доступная среда — не только расстояние между полками. Это создание доброго города, доступного для всех
Я Юлия Пашкова, мне 34 года, живу в Москве. В 19 лет у меня обострился увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза. Стремительно стало ухудшаться зрение. Сейчас у меня первая группа инвалидности. Я успела получить медицинское образование, но в итоге стала экспертом по доступной среде.
Работаю в Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов специалистом по доступной среде и со-руковожу Клубом владельцев собак-проводников Москвы и Московской области «Мудрый Пёс», созданном при Всероссийском обществе слепых.
С детства у меня было желание помогать и улучшать этот мир. Но так как в силу обстоятельств врачом я не стала, а желание помогать осталось, то оно вылилось в желание гармонизировать социальную среду. И для окружающих, и для себя. Часто мы начинаем заниматься такими вещами, когда либо сами столкнулись с проблемой, либо что-то серьезное произошло с близким человеком или хорошим другом.
Профессия
Эксперты доступной среды — это специалисты, часто люди с инвалидностью или общественники, интересующиеся доступной средой и развитием социальной сферы. Это люди, помогающие гармонизировать этот мир и создать добрый город, доступный для всех.
У нас в стране есть Система добровольной сертификации «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ», СДС ВОИ. Это инструмент, с помощью которого мы строим безбарьерную (доступную) среду, инфраструктуру, где каждый человек может в полной мере получать все услуги и пользоваться всеми благами, независимо от своих физических возможностей. Такая доступность включает возможность посещения различных мест, зданий, возможность получения услуг абсолютно для всех: и для обычных людей, и для маломобильных граждан, и, конечно, для людей с инвалидностью.
Можно заниматься экспертизой доступности и паспортизацией объектов — помогать кафе, магазинам, стадионам и поликлиникам улучшать доступность для людей с инвалидностью всех нозологий. Можно популяризировать это направление, распространять знания о безбарьерной среде и о том, как правильно помогать людям с инвалидностью.
Где учиться?
Высшего образования по этому направлению пока нет. Но выучиться на такого эксперта можно на базе любого другого образования: технического, юридического, социального. Сама я закончила Московский медицинский колледж №2 по специальности «Фельдшер. Лечебное дело».
Существуют курсы по Системе добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов. Если вы, к примеру, член ВОИ или ВОС — обращайтесь по поводу обучения в эти организации. Есть курсы и при учебных заведениях. Их длительность колеблется от недели до двух месяцев. Отучившись 256 часов можно получить диплом о профессиональной переподготовке.
Я отучилась на эксперта по СДС ВОИ в АНО «Центр изучения проблем инвалидов «Общество для всех». Есть отличные курсы РЕАКОМП. Многие, заканчивая эти курсы, как раз занимаются паспортизацией объектов, составляют акты о том, что нужно изменить в том или ином помещении, чтобы оно стало комфортным для людей с инвалидностью.
Где и кем работать?
Можно работать в крупных общественных объединениях: ВОИ, ВОС, ВОГ. Можно работать в частных фондах и некоммерческих организациях. Можно создать свою организацию и заниматься конкретно тем направлением, которое интересно именно вам. Можно стать «вольным» самозанятым экспертом, и, к примеру, быть приглашённым экспертом на различных семинарах. Здесь уровень заработка будет зависеть уже от вашего опыта и приобретённых знаний.
В рамках руководства клубом собак-проводников «Мудрый пёс» мы проводим семинары, тренинги и мастер-классы для персонала различных организаций, на практических примерах показываем, как можно помочь незрячему человеку, который пришел к вам с собакой-проводником. Если, к примеру, доступность зданий для людей в инвалидных колясках больше зависит от архитектуры, то доступность для людей с инвалидностью по зрению — это скорее преодоление информационных барьеров.
Что нужно, чтобы стать хорошим экспертом доступной среды?
Нужно иметь горячее сердце, сильное желание этим заниматься. Потому что точно придется сталкиваться с бюрократическими проблемами и человеческим фактором. Нужно желание изменить мир к лучшему и помогать людям.
А конкретные знания вам дадут на курсах. Это знание нормативной базы: Свода правил СП59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других документов.
Где еще искать информацию?
Информационный портал «Особый взгляд». Он будет интересен и незрячим, и зрячим людям, которым интересны темы инклюзии и зрения. Сама я сейчас больше читаю блоги про развитие социального проектирования и новости школ собак-проводников.
По экспертизе могу посоветовать сайт АНО «Центр изучения проблем инвалидов «Общество для всех».
Система добровольной сертификации есть и у проекта Everland. Например, при проверке магазина они оценивают физическую доступность, работу сервиса в целом и работу персонала. На их сайте Доступность для всех также много справочной информации по этой теме.
Условия работы
Около 80% времени занимает работа «в поле», с людьми. Документами занимаюсь дома. Для этого пользуюсь стандартным компьютером, на котором в основном работаю через экранную лупу, и планирую переключиться на программы экранного доступа. Еще пользуюсь голосовым помощником Алисой и программой экранного доступа для телефона Talk Back.
Профессиональное развитие
Можно создавать свои обучающие курсы. Планировать создание собственной организации для помощи людям с инвалидностью. Просто нужно выбрать направление своей будущей деятельности и развиваться в нём.
Доступность профессии
Иногда мне в работе требуются чьи-то зрячие глаза. Тогда я приглашаю ассистента. Среди моих коллег много незрячих людей, людей с проблемами с моторикой, опорников, колясочников. Эта профессия широко распространена среди людей с инвалидностью, и, как я уже говорила, часто на неё обучаются именно через ВОИ или ВОС.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.