Правила стартапов. Как правильно описать рынок

Слайд «Рынок» — это настоящий парадокс. С одной стороны он самый ценный в презентации, с другой — самый бесполезный. Почему так — пытается разобраться «Капитан венчурная очевидность».

Итак, начнем с самого ценного. Погуглите причины смерти стартапов. Например от CB Insights. Там не первом месте с большим отрывом стоит «Нет достаточно большого рынка».

Можно немного расшифровать — возможно рынок то сам по себе большой (ТАМ), только компания смогла добиться на нем совсем малого (SOM). Да, эти аббревиатуры словно братья будут вас сопровождать вас при общении о размерах рынков. Потому опишем их и их среднего брата (SAM).

TAM (Total Addressable Market) — общий объём целевого рынка;
SAM (Serviceable Addressable Market) — доступный объём рынка;
SOM (Serviceable & Obtainable Market) — реально достижимый объём рынка.

Черт, не факт, что получилось проще. Давайте на конфетах! На столе лежит гора конфет, не просто лежит — мама туда еще каждый день добавляет горсть. Вот это ТАМ. Вы — три вершка от горшка, можете дотянуться с краю стола только до кучки вяжущих ирисок — это SAM. Но можете дотянуться — не значит, что сможете утащить. Вот то, что реально сможете — это SOM.

Смотрите полезные ссылки в конце — там хорошие мануалы о том, как правильно все эти множества описать. А я хочу сказать о том, почему слайд «Рынок» бесполезный. Точнее не так, правильный инвестор посмотрит рынок лишь вскользь. Снова возвращаемся к поиску SMART money. И если инвестор не понимает рынок на уровне слайда, если для него здесь много сомнений — скорее всего любви у вас не случится.

Ищите того инвестора, который мысленно произнесет «Это я и без вас знаю, не тратьте время». Идеальная конфигурация — когда инвестор о рынке знает много, но вы еще больше. Вот тут крепкий союз намечается.

О том, как подходить к слайду «Рынок» пишу, как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

Правила стартапов. Как правильно описать рынок

1. Маленький, но быстрорастущий сегмент большого рынка

Первая очевидность: формирующиеся и падающие рынки не интересны. Инвестор хочет вместе с вами заработать на тренде. Тренды, про которые мы говорили в прошлой статье, в описании рынков — очень важная подготовительная часть.

На самом деле не так важен размер рынка прямо сейчас, как в перспективе. Большой рынок сейчас, который умрет через три года (в какой-то момент надо было перестать производить фотоаппараты) — плохо, маленький рынок, который будет гигантским через три года — замечательно.

И про сегменты. Не смешивайте. Смешивание вредно не только при употреблении алкоголя, но и при описании рынков. Многократно видел попытку описать, что мы чуть ли не решаем все проблемы мира — карта рынков, с нами любимыми во главе. Нет, это про то, что вы толком рынок не понимаете. Всегда должен быть акцент. Пересекать несколько больших рынков — плохая идея, пересекать несколько трендов — отличная.

Правила стартапов. Как правильно описать рынок

2. Оценивайте рынок изнутри, а не снаружи

Про подход bottom up и top down вы еще прочтете в полезных ссылках. Но помните, что TAM и SOM идут друг другу навстречу. Здесь же речь про то, что вы как команда должны иметь к рынку непосредственное отношение. Да простят меня стартапы в SpaceTech, но очень уж удобно приводить их в пример.

Я (и вы тоже) за час при помощи поиска соберу привлекательный слайд «Рынок» про космическую отрасль, но это будет взгляд снаружи. Если у вас нету инсайтов — вы получаете «минус» в табличке, где вас оценивают.

Лучше всего заходят те тезисы, которые вы либо знаете, либо проверили. Знаете — это про ваш предыдущий опыт. Проверили — про кастдев. Найдите аргументы почему именно вы выбрали этот рынок. Это не про рынок, про вас.

Правила стартапов. Как правильно описать рынок

3. Победитель получает все

Банальности подъехали, куда без них. Вы должны побеждать, в каждой схватке (локали), в которой взрываетесь. Фактически ваш прогресс от раунда к раунду — это некая новая вершина, которую вы покорили: поставили флажок «Здесь был Вася». Если вы не можете построить «победителя» в каршеринге на рынке вашего города — никто не поверит, что вы в состоянии выиграть страну.

Именно локальные победы помогают вам правильно раскатывать SAM. Но всегда помните про TAM. Если вы замахнулись на него — то и путь должен быть к нему, а не движение ради движения. Если вы строите глобальную компанию, то стройте глобальную, а не прячтесь за «мы сначала в России отмасштабируемся». Пример правильного расширения локалей — это Facebook.

И самое главное, показав инвестору кучу конфет (TAM), показав ваше понимание трендов, убедите, что сможете стащить свою горсть. Все хотят поставить на самого шустрого воришку.

Пять + ссылок

Хорошего вам рынка, предприниматели! Ваш кэп

1818
11 комментариев

Спасибо большое за статью. У меня тоже есть стартап, над которым я работаю.
И очень понравилась ваша фраза:
>Пересекать несколько больших рынков — плохая идея, пересекать несколько трендов — отличная!Еще раз спасибо!

2
Ответить

Покажете? Можно в ЛС

1
Ответить

Как же шикарно написано! Спасибо большое! TAM, SAM, SOM. Пример превосходный, я реально запомнил. Спасибо!

2
Ответить

рад, если получилось упростить. не поленитесь ссылки посмотреть - там во всех примерах люди тоже человеческим языком объясняют

Ответить

Статья действительно ценная. Отдельный респект за мемы) 

Кстати, недавно был на конференции, где выступал управляющий партнер одного из больших венчурных фондов. Он сказал, что сейчас забугровые инвестора даже не смотрят на стартап, если размер рынка меньше миллиарда. Их идеальный рынок не только быстрорастущий но и уже большой. 

Замечу, что говорю о словах представителя "раннего" фонда, для более поздних стадий это может не работать

1
Ответить

нет двух одинаковых фондов :) Но вообще цифра я ярд - она сакральная. Как по мне - интереснее смотреть снизу, чем сверху. 

Ответить

Шаблон в Miro для описания TAM-SAM-SOM ведет на сайт, а там.

1
Ответить