Нетворкинг: инвестиции в будущее или пустая трата времени
Знакомства, знакомства, знакомства. Каждого сотрудника в компании любого уровня призывают создавать деловые связи и строить вокруг себя сеть людей, которые могут быть когда-либо в чем-либо полезны. Но есть ли в этом смысл, если все понимают правила игры и осознают, почему вы подходите именно к ним?
Читайте дальше, чтобы узнать, что такое нетворкинг и почему он важен для успеха. А еще мы собрали мнения и истории тех, для кого нетворкинг является частью жизни.
В книгах по нетворкингу упоминается, что Билл Клинтон записывал имена людей, с которыми ему приходилось контактировать, и всегда лично благодарил тех, кто оказал ему услугу. Его предшественник Бенджамин Франклин был одним из первых, кто организовал неформальные встречи для обмена мнениями. А основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон предпочитает личные контакты всем электронным видам связи. Он считает, что вопросы бизнеса будут решаться быстрее, если деловые встречи проходят в формате прогулок, а сделки обсуждаются за чашкой кофе. Прогулки любит и Тёма Лебедев и приглашает всех интересных людей пройтись с ним.
Нетворкинг предполагает знакомство с новыми людьми, которые разделяют профессию, сферу деятельности или интересы. Знакомство с нужными людьми в нужное время может стать ключом к выводу карьеры и бизнеса на новый уровень. Согласно исследованиям, 95% профессионалов считают личные связи ключом к успешным долгосрочным деловым отношениям. По данным CNBC, 70% вакансий никогда не публикуются публично и закрываются благодаря внутренней сети знакомств, а 75% клиентов предпочитают личные встречи.
Статья навеяна мероприятием GP Days 2023. Когда в Нижнем Новгороде собираются руководители и топ-менеджмент ИТ-компаний, эксперты отрасли, представители компаний-заказчиков, не нетворкаться невозможно.
А зачем нетворкаться?
Любой новый контакт обладает потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества. Вот эти возможности:
Эксперты
Представьте ситуацию, что в ваших контактах одновременно есть налоговый консультант, GR-менеджер, руководитель аутстафф-отдела, креативнейший дизайнер и проектный маркетолог. В этом списке может быть миллион других людей, но смысл один. Каждый является носителем уникального знания на расстоянии сообщения и звонка. Они могут быстро ответить на вопрос или посоветовать, к кому обратиться за помощью. Подтверждение «тесного мира» на практике.
Рост
Когда живешь в привычном мире и общается с людьми из своего же мира, возникает ощущение нормы, которая характерна для всех в отрасли. У вас были ситуации, когда вы общаетесь с кем-то, у кого другой взгляд на привычное вам? У новых контактов всегда есть чему научиться, и стоит быть открытым к этому знанию.
Работа
По статистике LinkedIn, до 85% вакансий закрывают через знакомства. Неудивительно, ведь выбор между известным и неизвестным профессионалом будет очевидным. А сколько ресурсов экономит HR-отдел с нетворкингом — ведь он не размещает платные вакансии и не делает рассылки!
Партнерство и инвестиции
Не нужно думать, что только вы заинтересованы в нетворкинге. Других вполне может заинтересовать ваша работа или идеи. Инвесторы всегда ищут крутые проекты, конкуренты готовы к партнерству, а спикеры буду рады выступить на вашей конференции.
Жизнь
Контакты деловой жизни часто перетекают в жизнь личную. Мы находим друзей и любимых, создаем бизнесы, не связанные с текущей работой, вместе путешествуем. Нетворкинг — отличная возможность познакомиться с людьми, с которыми сейчас точно есть о чем поговорить, а дальше «как лодка поплывет».
А как правильно строить нетворкинг?
Частые сопутствующие состояния перед нетворкингом — усталость и дискомфорт. Все понимают, что это необходимо, но очень утомительно, даже если вы любитель общения и король вечеринок. Если же вы интроверт, то не сможете просто заставить себя стать экстравертом. При этом каждый может выбрать, какой мотивационный фокус привнести в общение. Вот методики, которые могут помочь:
- Сосредоточьтесь на обучении. Если происходящее будет идти в стратегии «настрой на продвижение», вы с большей вероятностью будете воспринимать общение с новыми людьми как возможность для открытия нового, а не как рутинную работу.
- Определите общие интересы. Подумайте, насколько ваши цели совпадают с целями людей, с которыми вы знакомитесь, и общение с ними станет более искренним.
- Подумайте о своем вкладе. Бездумно брать — плохой вариант. Оцените, что вы можете предложить: знания, контакты, площадку, благодарность, признание и пр. Будьте щедры, думая об этом.
- Найдите высшую цель. Если личная выгода — не ваша история, поставьте перед собой более масштабную цель: преимущества для вашей компании, рост отрасли, спасение мира. В этом случае ваши знакомства будут более экологичными и спокойными.
Где искать контакты
Каждый занимается нетворкингом в течение жизни, и важно научиться извлекать пользу из этих процессов. Никто не подумает звать вас на работу или предлагать инвестиции, если не знает, кто вы.
Вот самые популярные площадки нетворкинга:
- Образовательные программы.
- Соревнования и спортивные мероприятия.
- Отраслевые выставки, форумы и конференции.
- Социальные сети.
- Сервисы знакомств.
- Сообщества и клубы.
- Коворкинги.
Как правильно заниматься нетворкингом
Первое впечатление — уникально. Подумайте, как понятно представить себя в нескольких предложениях и заинтересовать человека с первых слов. Короткая презентация должна включать имя и должность, название компании, иногда уместно добавлять свои проекты или значимых клиентов.
Обменяйтесь контактами сразу. Помните пачки визиток после мероприятий? Почти ничего не изменилось, кроме того, что технологии дают нам массу возможностей сразу сохранить контакт в социальных сетях, мессенджерах, CRM. Используйте теги, группы для сегментирования контактов и заметки об общении — иногда это очень помогает в дальнейшей коммуникации.
Не жмитесь к коллегам. Провальный нетворкинг на мероприятиях происходит в ситуациях, когда от одной компании приходит больше одного человека. Коллеги общаются друг с другом, что часто тормозит желание кого-то познакомиться с ними. Поэтому, если вы пришли группой, используйте это в своих интересах: распределите ресурсы, охватите большее количество контактов или знакомьтесь с такими же группами.
Используйте золотое время. Хорошая возможность познакомиться наступает тогда, когда внимание человека не захвачено: до и после мероприятия. Также это удобно для боящихся внешнего внимания, в это время оно будет минимальным.
Сделайте домашку. Уделите время перед встречей и подумайте, кто будет максимально интересен из участников. Попросите знакомых познакомить вас с конкретным человеком, если они его знают.
Будьте искренни. Не нужно создавать иллюзорную картинку. Нетворкинг — процесс для будущего. И то, кем и каким вы будете в общении, очень важно для последующего общения.
Где узнать больше
Если любите книги:
- «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга», Кейт Феррацци и Тал Рэз.
- «Связи решают всё», Дарси Резак.
- «Нетворкинг для интровертов. Искусство заводить полезные связи для необщительных», Девора Зак.
- «Новый код нетворкинга», Гил Петерсил.
- «Следующий уровень», Александр Кравцов.
- «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно», Кэрол Флеминг.
- «Связи не главное. Главное — их качество», Томми Сполдинг.
Если любите каналы:
Если любите практику:
В заключение
Нетворкинг жизненно важен для делового мира, рынка труда и личного роста. Но несмотря на все эти преимущества, по данным HubSpot, каждый четвертый профессионал вообще не занимается построением и развитием деловых связей.
Если вы такой, предлагаем вам сделать безопасный первый шаг и познакомится с кем-то из нас, компании Smartex. Роман Мартиросян, CEO, может поговорить о бизнесе, хоккее и столярном мастерстве. Василий Колосов, CTO и co-founder, станет прекрасным источником знаний по управлению командой, технологиям и музыке. Люба Зароченцева, маркетолог, с удовольствием пообщается обо всем, кроме маркетинга, а в особенности о цветах, путешествиях и еде.
Также предлагаем всем желающим написать в комментариях, кто он и чем можем быть полезен. Вдруг это станет началом нового, классного партнерства!
"Есть такие люди-хабы. Это человек, который обладает множеством полезных знакомств. Он может быть не суперизвестным и популярным, но он как будто знает всех и вся" - кайфовая мысль)) Респект!
Спасибо, что прочитали статью! Мысль и правда хороша!