Как мы «Теории и практики» в Краснодаре открыли?

Это рассказ о том, как и зачем мы открыли в Краснодаре «Теории и практики» - ресурс об образовании. История о том, как благодаря запросу всего одного человека получилось начать менять среду в большом городе

«Приручить тишину», Татьяна Стадниченко. Экспонировалась на выставке «У Земли нас полные карманы» - первом мероприятии «T&P Краснодар»
«Приручить тишину», Татьяна Стадниченко. Экспонировалась на выставке «У Земли нас полные карманы» - первом мероприятии «T&P Краснодар»

Привет! Меня зовут Василий Ганов и я антикризисник. Не люблю траблшутинг, считаю его "латанием дыр". Интереснее сделать работу так, чтобы клиент больше в подобную ситуацию не попадал.
Обычно в антикризисных историях изменены имена героев, названия и узнаваемые детали. В первой статье я писал, почему так делаю. Эта история - редкий для меня пример открытого кейса. Вот здесь много фотографий.

Буду рад вашему лайку и вопросу в комментариях.

Начало или при чём здесь Питер?

С чего начинаются ваши истории?
Мои — с рекомендаций. Или — с диалогов, примерно таких:
- Ты знаешь, я, наверное, уеду, - Татьяна.
- Почему? - Василий.
- Здесь нет среды... Мне, как художнику, тяжело.
- Но ты же не так давно переехала? А куда ты хочешь уехать?
- Думаю в Питер...

Помолчал — я жил в Петербурге. И хорошо знал, как там тяжело тем, кто любит солнце и тепло. Особенно зимой, когда в то, что в небе есть солнце ты скорее веришь, чем убеждаешься каждый день.

С творчеством в Питере, действительно, было неплохо. Но выглядело это скорее как компенсация воспринимаемой реальности. Я любил Питер, больше всего - людей и музеи. Особенно мне нравилось это совмещать, и я ходил в музеи со знакомыми художниками. Их рассказы были не менее захватывающими, чем созерцаемое искусство. Настоящий интерактив.

Татьяна переехала из Сибири. Как она говорила, из-за того, что в Краснодаре тепло и есть солнце.

Татьяна — человек яркий, энергичный. Художник и иллюстратор. И, действительно, в Краснодаре с открытой средой было сложно. Специфичный город, у меня были там клиенты. Говорили, что город состоит из небольших «тусовок по интересам».

Я подумал и предложил:

- Ты же хотела выставку сделать? Давай сделаем!

Я видел в Татьяне характер бойца.

- Если захочешь — уедешь. Но уедешь, понимая, что сделала всё, что могла. Что ты не сдалась. Что хотя бы попыталась. Уедешь с чистой совестью, а не «поджав хвост», - с улыбкой сказал я, чтобы как-то сбить пафос.

На том мы и остановились: делаем выставку. (ура)

Продавать то, что нравится

Люблю работать с продуктом, который нравится. Конечно, я продаю, только называю это: «донести продукт вашего таланта до тех, кто его оценит больше всего». И продаю не лично, я так себе продажник. Но я хорош в решениях, архитектуре продаж, в создании системы.

Мне нравилась графика Татьяны, она меня вдохновляла. Потому и работать мне с ней тоже нравилось.

Первая в Краснодаре

Это была первая персональная выставка Татьяны в Краснодаре. Всего - третья.

До этого она, конечно же, в выставках в Краснодаре участвовала, но в «солянках». Если у вас есть знакомые художники, фотографы, иллюстраторы, - спросите их, что значит для них первая выставка и как она прошла. Не забудьте спросить о всех ляпах, много ли было народу, и что она им дала? Только слушайте внимательно, переспрашивайте, и, скорее всего, узнаете много интересного 🥸

Часто хотят видеть истории в формате «было-стало», и я постараюсь построить рассказ, опираясь на него.

Было в Краснодаре: участие в сборных «солянках».
Стало: первая персональная выставка.

Концепция

Нужно было сделать концепцию. Концепция — душа выставки. Чтобы сделать успешную концепцию, нужно хорошо чувствовать художника, а ещё... понимать среду. Да-да, ту самую, которой не было, и которую нужно было создавать. Я сразу сказал Татьяне, что не разбираюсь в современном искусстве. Скорее я называл бы его актуальным искусством.

Концепция у Татьяны была. Я предложил её доработать. На мой взгляд, она была вполне симпатична. По крайней мере, в ней хорошо чувствовалась сама Татьяна. Татьяна ответила, что... нет, концепция ей не нравится. А то, что я не разбираюсь в современном искусстве, её не пугает. Ок, работаем.

Метод, который я практикую, развивает концептуальное мышление, и сама задача меня тоже не пугала. Как и то, что я новичок в современном искусстве. Частью метода является как раз «преимущество новичка». Новичок может увидеть то, что «настоящий куратор» не заметит, не обратит внимание или не оценит. К тому же, задача выходила за рамки работы куратора — концепция была лишь началом. Больше это походило на задачу продюсера, творческого предпринимателя.

И я, что называется, «оторвался». В качестве цели взял участие в международной биеннале в следующем году. И, отталкиваясь от этой... «большой цели», я постарался сплавить то, как я видел художника, с тем, как видел тему, и как это могло бы выглядеть для биеннале. Нет, я понимал, что мы вряд ли на биеннале попадём... Но... я сделал всё, чтобы это было возможным. Может быть, не в этот раз, но я хотя бы постарался.

Концепция Татьяне понравилась. В ней был вызов и, на мой взгляд, она отражала характер Татьяны, её сильные стороны и потенциал.

За основу мы взяли те наработки и мысли, что хотела сказать Татьяна. «У Земли нас полные карманы» выглядела как выставка больших по формату иллюстраций с графикой из стихов. Иллюстрации были расположены вполне традиционно — на стенах галереи.

Идея была в том, чтобы посетители могли почувствовать то, что, возможно, чувствует художник, Побыть художником, «влезть в её шкуру», если им того хотелось.

И для этого мы разместили рядом с иллюстрациями бумагу для рисования и наушники. В наушниках голос Татьяны под вдохновляющую музыку читал стихи, как раз те, что «звучали» в картинах.

Еще мы задумали видео-инсталляцию, где было бы видно, как именно рождаются строчки стихов. Насколько я знаю, это была первая видео-инсталляция, которую делала Татьяна. Я рад, что в будущем видео стало одной из её специализаций.

Стало

Здесь, наверное, пора сказать, что Татьяна — успешный художник, педагог. Она много училась, для чего жила в разных странах. Знает несколько языков. Жила во Флоренции. Этот путь не был простым. Мы периодически созванивались, и в большинстве случаев после общения я оставался с ощущением, что жизнь художника не назовешь слишком лёгкой.

Оба мы учились. Я - тому методу, что сейчас практикую. Татьяна — современному искусству и, возможно, тому, как быть собой и занять своё место в мире. Важные для каждого человека навыки. Когда получается — это красиво. Татьяна и была похожа на жительницу Апеннин, а когда это стало реальностью, стало похоже на идеально собранный паззл.

О важности среды

Я был на первой биеннале в «Гараже». Она меня впечатлила. Например, узоры в форме танков на традиционных восточных коврах.

Я видел главную задачу искусства в рефлексии, в отражении реальности, для того, чтобы человек мог понять, где он находится? В какой реальности? Что будет дальше, если так жить?

Было

Нам нужно было как-то отрефлексировать существующую ситуацию, боль художника, которая осталась бы иначе невыраженной. «Нет среды»? Что это значит? Это значит, что художник не нужен, не востребован. Что его не принимают. Не видят. Не ценят так, как он того, возможно, заслуживает.

Можно ли эту проблему перевести на более общий уровень? Может ли это касаться многих?

Да, конечно!

2010 год. Полиграфическая индустрия быстро сходит на нет, исчезают предприятия, профессии, отрасль с профильным образованием и сопутствующими областями... цифровизация только начиналась, но кризисы в целых индустриях были в разгаре... (Что же будет сейчас?)

Как это выразить?

Интерактив

Мы хотели разбросать по полу черно-белые макеты экспонируемых на выставке картин с газетной и журнальной вёрсткой. Макеты Татьяна сделала специально. Пусть люди... ходят по ним, как по опавшим листьям. Пусть реагируют как хотят. Это то, во что вложен труд, время, деньги, образование, ресурсы природы и культура, которой сотни лет... Может быть, кто-то поднимет, может быть, кто-то возьмёт как память, сувенир.. А кто-то просто пройдёт по этим арт-объектам, как привычно относится к тому, что не ценно. Ценности... какие ценности у тех, кто придет на выставку? С чем они уйдут? Изменятся ли? Хоть на каплю?

На более общем уровне я хотел сказать о том, что потребление и творчество - это два качественно разных уровня жизни.

Наша отсылка с мольбертами подле картин, с наушниками с музыкой и поэзией в исполнении художника, была и для этого тоже. Да, в этом была и ирония, но лишь отчасти.

Вы так спокойно воспринимаете всё, что видите, - «ну, картины, и чо?», - а вы попробуйте сами, что у вас получится? Я хорошо понимал, что может почувствовать тот, кто решится порисовать. Тот, кто рисовать не умеет. Да, возможно, ему или ей понравится. Возможно, спутники скажут: «Здорово! Почему ты никогда не рисовал?» - и это тот результат, которого мы бы хотели. А возможно, кто-то поймёт, что такие картины как и поэзия, и музыка, и видео-инсталляции — это требует лет, а то и десятков лет учёбы и труда. И всё для чего? Для того, чтобы вы, вот конкретно вы хоть что-то почувствовали! Чтобы изменились. Чтобы у вас были силы для того, чем вы занимаетесь!

Конечно, одной из моих целей был катарсис. Но это уже — как повезёт. Мне нравились работы Татьяны и то, как мы работали вместе, — и я верил, что это цель достижимая.

На выставке, в туалете

Ну и чтобы уж совсем дожать тему с «отсутствием среды и неценностью», мы... добрались до туалета.

Мы решили, так сказать, «проиллюстрировать» унитаз. Для этого достали специально унитаз от спонсоров, раскрасили его. Хотели поставить его в неработающий туалет и повесить ещё одну видео-инсталляцию. Самое место для созерцания искусства с точки зрения тех, кто его не ценит.

Показать язык

Ну и финальный штрих — баннер перед галерей. Нужно было как-то «выхватывать из потока» тех, кто шёл или ехал мимо. И я очень хотел выйти за рамки помещения, так сказать, немного показать язык. Зацепить тех, кто как раз и мог бы создавать среду. Зацепить чем-то необычным, ярким. И мы сделали баннер.

Ну баннер и баннер, что здесь особенного? Дело в том что баннер не был отдельной рекламой, он был частью цельной концепции.

Сейчас мультимедийностью уже не удивишь, как и прямотой высказывания. Но для нас тогдашних это был всё же выход за рамки. За конкретные рамки: места, аудитории и наши личные рамки, как участников этого действия.

Концепция готова, принята, в процессе реализации, что дальше?
Это писать легко, - относительно легко, потому что, когда пишу, я как будто бы заново проживаю эту историю, эти дни, когда ты напряженно работаешь, — ведь даты определены, — а у нас не было готовых решений, и их никогда нет, каждый раз это творческий продукт, который рожается совместно с клиентом.
А тогда, в течение этих месяцев, это была ежедневная работа, когда мы созванивались, смотрели, что получается, думали, что и как делать дальше. Где искать материалы, спонсоров и да, конечно же, команду — серьёзное дело не делается в одиночку, а особенно, - помним о цели, - когда речь идёт о среде!

Что после концепции?

У нас получалась выставка. Получался продукт. Но как это решает проблему? Как приближает к решению задачи?

Кто придёт на выставку неизвестного художника? В городе, который итак не слишком расположен к современному искусству? И как это сделать? Как сделать так, чтобы люди не просто пришли, а ходили бы регулярно? Как сделать так, чтобы среда, действительно, начала формироваться? Ведь эта проблема наверняка не у одного художника?

Здесь помогла моя способность соединять интересы многих сторон. Конечно, и бойцовский характер Татьяны — без этого вообще ничего бы не получилось.

«Теории и практики Краснодар»

В то время были популярны «Теории и практики». Позже проект пережил ребрендинг, который я бы назвал скорее реинкарнацией с полной сменой формата. А начинали «Теории и практики» как модный ресурс, который объединял мероприятия в сфере образования и давал картину в формате «эдьютейнмент» (образование + развлечение).

Лёгкий формат, интересная подача и ни к чему не обязывает. То, что нужно.

Я договорился сделать в Краснодаре филиал.

Мы с Татьяной решили, что её выставка будет первым мероприятием «T&P Краснодар». Так, для того, чтобы 1 (один) художник почувстовал себя победителем, я привёл в Краснодар популярный ресурс 🙈

Для того, чтобы сделать филиал T&P, я пригласил хорошего знакомого, опытного редактора Михаила Родионова.

Вместе с Татьяной они собрали команду добровольцев, которая и готовила программу образовательных мероприятий для выставки. Программа должна была охватывать всё время выставки. А теперь представьте Краснодар, где, - простите меня за этот рефрен, - «не было среды» и нашу цель — полностью насытить, нашпиговать время проведения выставки образовательными — и интересными! - событиями.

Но и это еще не всё! Ведь T&P должен был агрегировать все мероприятия, подходящие по формату. На мой взгляд, формат тогда был все же слишком узким, в частности, в него не входили танцы, - а как показало время, это было бы и уместно и востребовано. Но мы не смогли повлиять на формат.

Мероприятий было не так много, нам приходилось на самом деле развивать среду. Некоторые мероприятия делали сами участники команды. И это было круто! «Теории и практики Краснодар» встречались, разговаривали с владельцами кафе, рассказывали об идее, и так, постепенно, формат распространился в Краснодаре.

Всего в команде было около 30 человек. Кроме Татьяны и Михаила, с которыми я виделся 1 раз, я никого больше очно не встречал. Я благодарен всем, кто принял тогда участие в проекте. Вы - молодцы!

Стало

Весь проект занял 3 месяца ежедневной работы по подготовке + сама выставка — это примерно 2 недели. И потом ещё пара недель — завершающий этап.

На открытие выставки приехали, кажется, все телеканалы Краснодара.

О выставке написали местные медиаресурсы — упоминания до сих пор в сети.

Посетители были всё время выставки, как мы и хотели.

Татьяна всё же уехала, но в Москву, учиться. Вот ее рекомендация:

Как мы «Теории и практики» в Краснодаре открыли?

«Теории и практики Краснодар» я передал Михаилу. Вот его рекомендация:

Как мы «Теории и практики» в Краснодаре открыли?

В первой статье я писал о том, что начал делать консалтинговую компанию. Сейчас это артель из четырех человек. Я заинтересован в новых партнёрах и учениках.

Идеально, если у нас будет 12 партнеров, чтобы мы закрывали ключевые компетенции, позволяющие не только выводить клиентов из кризисных ситуаций, но и помогать не попадать в них.

Многие слышали или читали про концепцию антихрупкости Талеба. Кто из нас умеет так работать?

Узнать больше можно в телеграм-канале https://t.me/vasilyganov_art Там же я поделился уроками этой истории. Берегите себя. Успехов!

1010
55
73 комментария

Мне не понравились рекомендательные письма!

Пусть даже они и должны писаться в таком формате, но они слишком сухие как минимум для тех эмоций, что я испытала после прочтения)

Краснодар - действительно очень своеобразный город, и мне кажется, судя рассказу, там взорвалась пушка-бомба с организованной Вами выставкой!) Во всяком случае, я, как простой обыватель, читала и восхищалась, какая же это была крутая выставка! Сколько интересных фишек было придумано! Чего только стоит интеграция выставки и обучающего проекта с последующим внедрением проекта в жизнь города!
И, безусловно, мне не то, что захотелось, я ещё и очень пожалела, что не посетила её.
В будущем, если увижу где-нибудь, что Василий Ганов курирует организацию выставки - гарантирую лучшую рекламу по сарафанному радио со своей стороны))

Спасибо за мои яркии эмоции от прочтения статьи!

3
Ответить

Пожалуй соглашусь. Отзыв художницы... не совсем художественный. Может ей лучше было бы нарисовать отзыв))

3
Ответить

Спасибо, Екатерина! Я, когда беру отзывы, прошу написать то, что на самом деле думают клиенты. И это всегда удивляет и отличается от того, как работу воспринимаю я. Отзывы говорят о ценностях клиентов, прежде всего

2
Ответить

Аллегория про творцов и пазлики очень правдива. Ну как, так и есть. Думается мне, что не все могут выйти из состояния летящего в пространстве пазла и создать свое. Так что это очень здорово когда у какого-то художника это получается.
Я сейчас просто нахожусь в этом состоянии. Как в бескрайнем космосе лечу и не знаю куда и как. Как встроить себя в мир так чтобы не обрезать части себя? Так чтобы это было прям то что надо?..
Что-то меня на “думанье” потянуло. Хихик. Но мне вспомнился чеширский кот, так что: “Это все зависит от того, куда ты хочешь попасть”

3
Ответить

Может в этом случае сделать самому так, чтобы мир выстраивался вокруг тебя? Выстроить свой клевый и привлекательный мир. В ситуации с выставкой, похоже по моему получилось. Если я правильно все понял - вокруг человека выстроили мир, который многим понравился и его, что ли приняли, или вокруг него случилось новое образование, что ли.

2
Ответить

Про Питер очень точно. Однажды увидел кусок ясного неба, помчался за телескопом смотреть луну. Пока бегал домой, пока прибежал… тучи. Так я в Питере ни разу в телескоп на звезды и не посмотрел.

3
Ответить

Зато для тех кто солнце наоборот не любит это идеальное место. Все таки разный климат создан не просто так. Каждому свое

Ответить