Рациональное обучение: Focus-Diffuse mode

Рациональное обучение: Focus-Diffuse mode

Focus-Diffuse mode

Мы все наверняка замечали, что стоит засидеться за работой, и со временем качество наших трудов начинает падать. Мы допускаем больше ошибок, не замечаем опечаток и в целом какие-то мелочи начинают от нас ускользать, вместе появившейся за спиной тенью лени. Конечно, на все это влияет наш стиль жизни, режим сна и прочее. Кстати, о балансе между работой, отдыхом и досугом я рассказывал в одном из своих постов в Инстаграм.

Понятно, что надо больше отдыхать, чаще делать перерывы и вообще прислушиваться к разным размытым формулировкам из интернета, где говорят одно и то же. Сегодня я хочу рассказать вам про конкретную фичу, — такой лайфхак для эффективно работы. Он называется Focus-Diffuse mode. Этот подход позволит не впасть в berserk mode от выгорания и усталости.

Рациональное обучение: Focus-Diffuse mode

Когда мы учимся, мы неизбежно сталкиваемся с преградами, которые требуют прокачки наших скиллов. Очень часто люди в такие моменты начинают причитать, что их не учат, делают недостаточно и поэтому у них нифига не получается. Они — истинные герои нашего времени, бились над проблемой, но проблема победила. К таким временным неудачам приводит отсутствие знаний и умений для успешного выполнения задач, который, в свою очередь, всплывает от недостатка подготовки в наиболее эффективных подходов к восприятию новой информации и ее использованию.

У меня в такие моменты просто начинает гореть и в пламени звезды Нидавеллира рождает закономерный и грубый вопрос: «А с чего вы вообще взяли, что кто-то должен силком запихивать в тебя знания, а не ты сам должен учиться?»

На самом деле, в недовольстве этих людей есть здравое зерно. Большинство образовательных систем не развивают мета-навыки — вроде умения эффективно учиться — целенаправленно.

Это правда, в школе мы изучаем очень общие предметы, в универе уже более конкретные, которые направлены на определенную профессию, а позже мы сужаем свою экспертную область, прокачивая очень узкоспециализированные навыки. При чем последний пункт проходит “в полевых” условиях — уже на работе. И такое обучение сложно назвать эффективным.

Почему? Потому что мы привыкаем, что обучение для нас происходит в некоторой активной, деятельной фазе и только в ней. В школе мы должны прилежно сидеть на уроках и безукоризненно выполнять требования учителей, изображать вовлеченность в процесс. В университете — еще жестче с этим. На работе должны честно делать наше дело, за которое нам платят, и учиться, соответственно, тоже в этом контексте и только все 8 часов, что проводим в том же офисе. И вот если мы не упахиваемся до трясущихся рук, как это “принято” — мы чувствуем вину, что ленимся, не работаем, мы не компетентны и так далее. В этом и есть неэффективность обучения.

Рациональное обучение: Focus-Diffuse mode

Где-то тут начинается наш Focus Mode — режим фокусировки на задаче, в процессе обучения, например. Прикол в том, что наш мозг — не Супермен, у него ограничены возможности (хотя у парня в красной простыне тоже). Нормальным является способность обычного человека оставаться сфокусированным на задаче всего 45-60 минут. После этого внимание рассеивается, и наша работа или обучение становятся менее эффективными, если мы продолжаем заниматься той же самой проблемой и далее. Немного подробнее об этом я говорил в одном из своих старых роликов — «Как быть продуктивнее? 5 хаков продуктивности, которые изменили мою жизнь».

Здесь и кроются трудности, с которым сталкивается огромное количество людей. Они инвестируют большой отрезок времени “здесь и сейчас”, чтобы максимально быстро закончить эту “неприятную” учебу и поскорее перейти к использованию результатов своего титанического труда. А труд ведь и вправду титанический: люди решительно погружаются в сложную тему, пытаются интенсивно все запоминать и практиковаться в течение нескольких часов подряд.

Сразу вспоминаются экзамены, когда мы не спали ночами, чтобы подготовиться к нему и успешно сдать. Вопрос: а много вы помните из тех бессонных ночей сейчас? Едва ли. Ошибка в неэффективности — мы делаем интенсивную работу для краткосрочного результата. Для сдачи экзамена. И далее в жизни человек начинает применять тот же паттерн и, о ужас, он снова не работает.

Вы на полную катушку врубаете Focus Mode, начинаете грызть гранит науки ломая зубы час за часом и все тщетно, потому что уже через 60 минут ваш мозг начинает уставать и терять концентрацию. Новые нейронные связи уже с трудом выстраиваются, и вы ловите себя на мысли, что читаете один абзац уже пятый раз, а смысл предложения так и остался на бумаге, а не в голове.

Как решить эту проблему и в самом деле быть способным воспринимать множество полезной информации каждый день? Это непростая задача, которая требует и дисциплины, и смирения, и чуткости к своим ощущениям.

Когда люди начинают качать свою продуктивность в деле изучения нового материала, они порой натыкаются на понятие «состояния потока». Кажется, что если мы интенсивно вкладываемся в какое-то дело, не отвлекаясь, то попадем в «состояния потока», которое позволит нам забыть о течении времени и реально эффективно учиться несколько часов подряд.

Здесь нужно быть предельно аккуратным. Состояние потока, как я уже говорил ранее, возможно, когда мы работаем с задачами, сложность которых превышает наш максимальный уровень навыков в этой области примерно на 4%. То есть задачи, о которых мы уже знаем что-то, но к ним добавляются ранее неизвестные нам детали. Это вызывает повышенный интерес к ним, так как мы чувствуем, что можем научиться здесь чему-то новому и расширить наши возможности в данной области. Такой подход сильно отличается от освоения совершенно нового материала или практики навыков из сферы, с которой мы знакомы лишь на теоретическом уровне.

Когда мы изучаем полностью новую для нас тему или практикуем ее, но никогда ранее не выполняли подобных упражнений, сложность задач на самом деле превышает наш уровень значительно — на 10-20%, а порой и больше. В данном случае попасть в «состояния потока» непросто, так как сложность задачи слишком высока для такого формата работы над ней. И если вы упорно трудитесь над сложным материалом, надеясь, что еще немного, и вы будете крайне увлечены этим занятием, велик шанс, что этого не будет и вы просто начнете выгорать. При высокой сложности задания через час вы теряете концентрацию, и единственный поток, который вас ждет — лавина усталости до конца дня, а то и больше. Никогда не пытайтесь искусственно воспроизвести это состояние. Это прямой путь к саморазрушению. Так как же тогда учиться по 6-8 часов в день правильно?

Рациональное обучение: Focus-Diffuse mode

Именно для этого и нужен Diffuse Mode. Он активируется, когда мы переключаемся на другие активности, отвлеченные от основного предмета: занимаемся спортом, гуляем или готовим ужин. В этот момент в работу вступают другие зоны нашего мозга, хотя мы этого и не замечаем. Это фоновые процессы, которые не сильно влияют на прочую нашу деятельность здесь и сейчас. Наш мозг в фоне обращается к “оперативной памяти” и постепенно распределяет данные, что были собраны там. И это очень важная работа: здесь прокладываются связи между различными понятиями, проводятся ассоциации с тем, что мы уже видели и знаем, с нашими эмоциями, выстраиваются новые когнитивные структуры. И уже потом такая организованная информация встраивается в нашу долговременную память. Здесь найти ее будет чуть сложнее, чем в “оперативной памяти”, но зато она никуда не исчезнет, потому что крепко связана с другими данными, что уже были там.

Все это похоже на кэш и базу данных в компьютерных системах, если хотите. Кэш — быстрая структура данных, которая размещается в оперативной памяти компьютера. Она оптимизирована таким образом для быстрого доступа к данным, что там хранятся. Поэтому является полезной, когда мы часто обращаемся к одной и той же информации в процессе работы. А это именно то, что происходит во время сессии нашего обучения.

У кэшей есть проблема — если выключить компьютер, то все, что было в оперативке — улетает безвозвратно. Соответственно очищается и кэш. Чтобы снова его заполнить и повысить эффективность работы всей системы, нужно обратиться к базе данных и взять информацию оттуда.

Информация в базе данных хранятся на харде — жестком диске. Оттуда она уже никогда не удаляется при выключении компьютера. Однако чтение и запись на жесткий диск всегда гораздо медленнее, чем в оперативную память. Поэтому в базах данных выстраивают связи и структуры между различными кусочками информации, чтобы оптимизировать их поиск в будущем (индексация). Это крайне сильно напоминает нашу историю с кратковременной и долговременной памятью человека.

Я категорически рекомендую вам делать перерывы в вашей учебе и работе каждые 45-60 минут. Так вы сможете избежать переполнения кратковременной памяти и дадите возможность фоновым процессам в вашем мозгу сделать свою работу по структурированию новой информации и переносу ее в память долговременную.

Оговорка: 15 минут мало, чтобы отдохнуть и дать мозгу восстановить ресурс. Поэтому я предлагаю еще и менять задачи после каждого перерыва. Занятие программированием и изучение иностранного языка — совершенно разные активности по своей сути, которые используют разные зоны нашего мозга в Focus Mode. У каждой зоны своя кратковременная память. Поэтому пока мы работаем над другой задачей, где-то чистится наш кэш в контексте задачи предыдущей.

Это мощнейшие оптимизации нашего подхода к работе и обучению. Они несут в себе очень много смысла, потому что это концепции, которые активно используются на практике в компьютерных системах и приносят много пользы в реальном мире. А наш мозг — это по сути очень мощный компьютер. Если мы понимаем логику его работы, то можем грамотно выстраивать нашу деятельность, дабы соблюдать баланс и использовать ресурсы, что у нас есть, максимально эффективно. Компьютерные системы всегда были про это.

Позвольте себе прогуляться и заняться делами для души. Обратите внимание на вашу спортивную активность. Разнообразьте дневную рутину множеством полезных дел здесь и там. Это позволит вам “делать пять дел одновременно”, как Юлий Цезарь. Вы не увидите прогресса прямо сейчас ни в одном из них, потому что будете делать небольшие атомарные шаги во всех областях сразу. Но если окажетесь достаточно консистентны в вашем подходе к работе, то через время все эти шаги копятся в значительную разницу между вами “до” и вами “после”. Это будет невероятный результат. Такой подход к работе, где вы понимаете границы возможностей своего мозга, еще и позволит сохранить ясную голову на этом пути и не потерять самих себя.

2222
2 комментария

А как ты соблюдаешь баланс между фокусом-рассеиванием и потоком? Допустим есть одна задача, которая слишком сложная для потока, а вторая как раз. Начинаешь делать первую, через часа полтора переходишь ко второй, вторая намного интереснее, но через полтора часа надо опять надо возвращаться к неинтересной первой. Мне кажется, с таким подходом рано или поздно сорвешься и зарашишь первую, а ко второй будет все сложнее возвращаться. И может когда две задачи это еще получиться разрулить, но в реальности их же нифига не две...

Впервые прочитал об этих режимах мозга в книге «думай как математик». Книга объяснила, что для меня было магией всегда.
Сидишь, бьешься над задачей, не идет, устал, но понимаешь, что где-то рядом, но сделать не можешь.
Каждый раз просто бросаю, иду гуляю, ужинаю или еще что, через пару часов возвращаюсь или на утро и буквально через 10 минут всё решаю. Решаю за считанные минуты, хотя до этого потратил часы и результата никакого.
Такое происходит почти каждый день. Но удается ловить моменты, когда понимаю - надо отложить.
Магия в том, что ты уходишь от задачи, не думаешь о ней, а инфа в бэкграунде перерабатывается, строятся новые связи.
Кайфую каждый раз от этого, а это почти каждый день ;)
Спасибо за статью.