Эксперимент: что ждет логистику в 2025 году?

3 июля 2024 г. увидело свет постановление Правительства РФ №908 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по созданию, апробации и внедрению информационной системы "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" для оформления перевозок грузов в период с 01.08 2024 г. по 01.06. 2025 г. Постановление утверждает положение о проведении эксперимента, список органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение эксперимента. Оператором информационной системы "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" (НЦТЛП) определено Министерство транспорта РФ.

Эксперимент: что ждет логистику в 2025 году?

1. Минтрансу поручено:

- координировать создание, апробацию, внедрение, функционирование НЦТЛП;

- утвердить требования к информационной системе, обеспечению защиты информации, информационной безопасности;

- разработать методические рекомендации, план-график проведения эксперимента;

- совместно с Минцифры разработать, а также разместить в системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг" сервис "Единое окно для взаимодействия организаций, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги, и государства";

- провести оценку результатов эксперимента, представить доклад Правительству РФ.

2. Участники эксперимента:

- федеральные органы, перечисленные в постановлении;

- грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели готовые принять участие на добровольной основе;

- АО "Российский экспортный центр";

- владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта;

- операторы железнодорожного подвижного состава;

- операторы информационных систем электронных перевозочных документов.

3. Цели эксперимента:

- внедрение НЦТЛП для оформления перевозок грузов автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным транспортом;

- определение состава сведений о перевозке грузов, для включения в информационную систему;

- апробация технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов через "единое окно";

- тестирование технологии сбора, верификации информации о перевозчиках, формирование их рейтинга;

- разработка предложений о внесении изменений в законодательство, регламентирующее перевозку грузов в части перехода на ЭДО;

- отработка взаимодействия НЦТЛП с информационными системами участников эксперимента, ОАО «РЖД», ГИС ЭПД.

4. Задачи эксперимента:

- внедрить ЭДО на всех этапах перевозок грузов автомобильным, водным, воздушным и ЖД транспортом;

- протестировать систему, которая позволяет получать документы по принципу «одного окна»;

- создать электронный рейтинг перевозчиков грузов;

- наладить работу новой платформы с уже существующими информационными системами крупных ТК.

5. Планируемый результат эксперимента: мультимодальные перевозки, полностью оформленные в электронном виде.

Как отметил замминистра транспорта РФ Д. Баканов, цель эксперимента — проверить работу нескольких смешанных маршрутов и выявить проблемные места, связанные с отсутствием ЭДО между бизнесом и органами власти. Понять, почему возникают разрывы в цепочках поставок. По итогам испытаний будут предложены поправки в нормативную-правовую базу, разработаны стандарты обмена данными между участниками перевозки.

История вопроса:

Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП) — это комплексное информационное решение для улучшения эффективности, прозрачности логистических процессов. Платформа должна обеспечить возможность обмена информацией как на пространстве РФ, так и со странами БРИКС.ШОС и ЕАЭС. Создание информационной системы "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" было предусмотрено транспортной стратегией страны до 2030 года, принятой правительством в ноябре 2021 года. Ускорению реализации проекта способствует, кратно усилившееся с 2022 года, экономическое давление на Россию со стороны, так называемого «коллективного Запада».

29.06.2023 г. Минтранс объявил тендер на сайте государственных закупок на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка научно-обоснованных предложений по созданию в Российской Федерации национальной цифровой транспортно-логистической платформы", предложив за это 57 000 000 рублей.

В апреле 2024 года в Государственную Думу внесен на обсуждение проект федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предполагающий создание в России с 1 марта 2025 года единого электронного реестра автоперевозчиков грузов под названием «ГосЛог».

В это же время Минтранс предложил провести в период с 1 мая 2024 г. по 1 мая 2025 г. эксперимент по переходу на электронный документооборот при осуществлении грузоперевозок. Проект постановления правительства «О проведении эксперимента по переходу на электронный документооборот при осуществлении грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта» был размещен на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов».

С 1 сентября 2025 года в России должна начать действовать мультимодальная транспортная накладная. Президент России Владимир Путин подписал закон об организации смешанных перевозок, внедрении единого документа для всех этапов доставки грузов вне зависимости от видов используемого транспорта.

Для создания необходимой нормативной базы при Росстандарте сформирована рабочая группа, в которую входят технические комитеты по стандартизации в сфере транспорта и логистики.

Разработка системы поручена ФГБУ «СИЦ Минтранса России».

Для отработки маршрутов, а также информационного взаимодействия между участниками рынка при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» образована рабочая группа по созданию платформы.

В 2024 году основными сервисами НЦТЛП должны стать:

- «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов;

- Цифровой профиль участника платформы;

- Предоставление информации о движении грузов;

- Предоставление данных о перевозках, объектах транспортно-логистической инфраструктуры.

В течение 2025-2026 годов планируется запустить в работу еще 8 сервисов к Национальной цифровой платформе, с тем чтобы в I квартале 2027 года запустить ее в опытную эксплуатацию.

Проект направлен на устранение разрозненности информационных систем и процессов в сфере транспортно-логистической деятельности путём создания централизованной, единой платформы для всех участников рынка.

Целевая аудитория проекта: логистические компании, транспортные операторы, производители, поставщики, государственные регуляторы, контролирующие органы.

Платформа должна обеспечить прозрачность на всех этапах перевозок, увеличить пропускную способность транспортно-логистической инфраструктуры.

Мнения:

В рамках форума «Транспортная неделя – 2023» заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что создание НЦТЛП будет способствовать реализации экспортного потенциала страны, увеличит среднюю скорость доставки товаров до 15%, а объем грузоперевозок до 12%. Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова утверждает, что платформа создается по запросу участников логистического рынка. Одна из важнейших задач, по мнению Давыдовой формирование электронного рейтинга грузоперевозчиков, с целью обеспечения государственных органов власти, игроков рынка достоверными данными об участниках платформы.

По словам директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия Горшкова, ключевой задачей при разработке платформы является создание доверенной среды обмена данными между бизнесом и государством.

В Торгово-промышленной палате отмечают, что в сфере автотранспорта уже сейчас можно обмениваться электронными перевозочными документами. «Отдельный вопрос — формирование рейтинга грузоперевозчиков, который должен быть прозрачным и предусматривать механизм оспаривания проблемных ситуаций»— обращает внимание президент ТПП Сергей Катырин. В целом же профильный бизнес, по его мнению, готов к трансформациям.

Участники рынка мультимодальных перевозок обращают внимание на возможные проблемы с учетом существующего сегодня опыта логистических компаний при «стыковке» федеральной системы с иностранными логистическими операторами. Зато идея передачи контроля над системой подачи заявок на железнодорожные перевозки от РЖД «внешнему» федеральному оператору вызывает поддержку у ряда крупных игроков рынка.

По результатам опросов, проведенных компанией «Транспортная интеграция», грузоотправители, экспортёры, импортёры, транспортные и логистические компании нуждаются в оперативной информации о состоянии инфраструктуры. Они хотят знать, насколько она загружена, где находятся грузы и по каким маршрутам они движутся. Кроме этого, они заинтересованы в использовании унифицированных электронных документов, рейтингах перевозчиков, логистических компаний, а также в защите электронного взаимодействия.

Представители крупных транспортных компаний, считают, что внедрение НЦТЛП поможет избавиться от недобросовестной конкуренции на рынке, созданной уклонением от уплаты налогов мелкими компаниями и частными перевозчиками.

В экспертном сообществе высказываются мнения, что законодательная основа платформы — одна из самых сложных частей НЦТЛП. Непросто найти баланс между интересами отправителей грузов, логистических операторов, конечных потребителей, государства. Установление единых правил для расчёта стоимости перевозок также непростая задача.

Оптимисты сегодня заявляют, что 30% участников рынка грузоперевозок готовы к переходу на новый формат работы, поскольку они уже используют ЭДО. А что же остальные 70%? Ведь это значительное большинство. Повсеместный ввод ЭДО на транспорте сегодня проходит с большим трудом. Успех проекта НЦТЛП зависит от того, насколько прозрачными удастся сделать процессы перевозок в стране. «Тормозом» в этом деле является сфера автомобильных грузоперевозок. Доля автомобильных грузоперевозок в общем грузообороте глобальна. Большая часть цепей поставок включает в себя автоперевозки грузов. Это может является одной из главных причин «разрывов» в цепях поставок. По словам инициаторов проекта единого электронного реестра автоперевозчиков грузов «ГосЛог» в 2023 году подавляющий объем перевозки грузов приходился на автомобильный транспорт, при этом более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам. Необходимо, чтобы проект "Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа" в процессе эксперимента, преодолел сложности практического применения. Реализация столь серьезного проекта- значительный шаг на пути движения к цивилизованному рынку в отрасли грузоперевозок.

«Очаковская Логистическая Компания» осуществляет полный комплекс услуг по доставке и хранению грузов на территории России. Накопленный богатый опыт работы, профессионализм и ответственность наших специалистов на каждом этапе от планирования маршрута до непосредственно доставки груза являются гарантом качества и надежности для наших Клиентов. Оставить заявку на грузоперевозку можно по ссылке: https://olk.su/transportnye-uslugi/

11
Начать дискуссию