Кадровый голод в российской логистике. Кто виноват и что делать.

Тема дефицита кадров в логистической отрасли сегодня одна из самых обсуждаемых. Проблеме недостатка рабочих рук в логистике уделяют внимание крупные информационные каналы для бизнеса, такие как «РБК» и «Коммерсант». Об этом пишут многие информационные ресурсы калибром поменьше. Среднее количество вакансий в логистике растет, а число резюме сокращается.

По данным Headhunter, за 2023 год средний срок закрытия вакансии в категории линейного персонала увеличился с 21 дня до трех месяцев. В 2024 году ситуация только усугубилась. Недостаток персонала ощущается на всех уровнях: от курьеров, экспедиторов, кладовщиков, водителей и операторов до управленцев всех уровней. В автомобильных перевозках, прогрессирующий год от года недостаток водителей давно превратился в запущенную, хроническую болезнь. Недавно заговорили о проблемах с персоналом на складах.

Судя по результатам аналитических исследований, публикуемых в СМИ, логистика по уровню дефицита кадров стоит на четвертом месте среди отраслей российской экономики и уверенно движется в тройку «лидеров», обогнав даже сферу IT. Некоторые эксперты высказывают опасение, что дефицит рабочих рук в логистике может стать препятствием для роста экономики и восстановления международной торговли.

Кадровый голод в российской логистике. Кто виноват и что делать.

Кто виноват?

Главными причинами кадровых проблем называют демографический кризис 90-х, геополитическую ситуацию, растущую экономическую активность. Эксперты полагают, что к дефициту рабочих рук привели развитие производства, перестройка логистических цепей поставок и появление крупных транспортно-логистических узлов рядом с ними, отток сотрудников в смежные сегменты экономики, рост объема операций.

Одной из причин нехватки водителей грузовиков считают решение об исключении профессии водителя из системы среднего специального образования. Часто отмечают низкий престиж профессии водителя, а также высокую стоимость обучения водителей по категориям С и Е. Среди причин низкий уровень автоматизации и роботизации в логистике. В создании дефицита кадров в ритейле и логистических компаниях обвиняют маркетплейсы и службы доставки, называя их «черной дырой, втягивающей кадры». К списку факторов, усугубляющих дефицит рабочих рук можно отнести ужесточение миграционной политики.

Ситуация с недостатком складских работников дополнительно повышает потребность в водителях, увеличивая среднее время простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах, не позволяет эффективно использовать рабочее время водительского состава.

На этом фоне потребность в транспортных и складских услугах продолжает расти. В исследовательском агентстве M.A. Research утверждают, что рынок автомобильных грузоперевозок в России в прошлом году вырос почти на треть — до 1,3 трлн руб. Выросла потребность в комплексной логистике (3PL).

Что делать?

Первое, что компании используют для быстрого разрешения ситуации - это усиление материального стимулирования работников. Повышение зарплат и внедрение систем мотивации. Больше внимания стали уделять нематериальной мотивации, развитию корпоративной культуры, адаптации, наставничеству, работе над HR-брендом.

Специалисты по подбору персонала расширяют целевую аудиторию найма. Среди распространенных способов борьбы с нехваткой кадров — рост социального пакета, снижение требований к соискателям, привлечение учащихся, женщин, а также введение гибкой оплаты труда.

Роботизация и автоматизация могут снизить потребность в людских ресурсах заменив сотрудников на всех этапах складской логистики: от перемещения паллет до комплектации и отгрузки. В транспортной логистике делаются практические шаги по организации перевозок грузов беспилотными автомобилями. Это путь к снижению потребности в водителях.

Эксперты транспортного рынка считают важным восстановление профильного образования в России и его адаптацию к современным стандартам, а также повышение престижа профессии водителя. Основным способом решения проблемы недостатка сотрудников многие специалисты признают оптимизацию. Необходимо планомерно добиваться увеличения эффективности использования человеческих ресурсов повышая производительность труда.

Что мешает?

«Гонка зарплат» не может продолжаться бесконечно. Потолок возможностей наступит быстро. Особенно, это относится к низко маржинальным видам бизнеса. Рост стоимости рабочей силы будет увеличивать стоимости услуг. Сотрудников от этого не прибавится. Роботизация требует больших вложений и имеет значительный срок окупаемости. Инвестировать в роботизацию нужно миллионы, а средний срок окупаемости этих вложений растягивается на многие годы. Следовательно, роботизация сегодня не доступна даже для средних компаний, не говоря о малом бизнесе. Кроме того, внедрение роботизации ограничивают дефицит робототехники, IT-ресурсов, специалистов по монтажу, запуску, интеграции.

Конечно, необходимо использовать опыт прошлого в организации профессионального образования и повышения престижности рабочих профессий, но результат будет не скоро. Грамотных профессионалов, гордящихся своим делом, воспитывают годами, точнее десятилетиями.

Что делать сегодня и сейчас?

Средние и малые предприятия стараются удерживать и привлекать сотрудников системой мотивации и повышением зарплат, на оптимизационные решения и роботизацию полагаются более крупные компании. Быстрый результат может принести оптимизация и работа над снижением потерь. Способов оптимизировать расходы и снизить потери немало.

Многим компаниям среднего и малого бизнеса может помочь оптимизировать свою деятельность обращение к аутсорсингу логистики. Это эффективный способ экономии человеческих ресурсов на сопутствующих процессах и возможность направить усилия сотрудников компании на выполнение основных, жизненно важных для организации функций.

Что действительно важно?

Не так уж сильно ухудшится уровень нашей жизни, если станут менее доступными услуги такси или услуги доставки товаров на дом. Есть еще немало того, что имеет второстепенное значение. А что же первостепенно?

Сегодня мы наблюдаем поступательное развитие российских торговых сетей особенно на федеральном уровне. «Совокупная выручка десяти крупнейших ритейлеров продуктов и товаров повседневного спроса (FMCG) в 2024 году может достигнуть 11,5 трлн руб., увеличившись за год на 26,4%, подсчитали в Infoline. В 2023 году по сравнению с 2022-м этот показатель был почти вдвое ниже — 14,1%. Увеличение темпов роста сетей прослеживается и по результатам первого полугодия (2024 года)» пишет «Коммерсантъ» ( https://www.kommersant.ru/doc/7014845).

Федеральные торговые сети сегодня фактически являются основой системы снабжения страны продуктами питания, товарами повседневного спроса, товарами первой необходимости. Сбои поставок в федеральные и региональные торговые сети будут иметь негативные последствия для населения. Сегодня торговые сети испытывают значительный недостаток персонала. Проблемы дефицита сотрудников складов и водителей автомобилей переживают поставщики и логистические компании обеспечивающие поставки товаров. Поэтому едва ли не главная задача логистической отрасли сегодня - преодолеть кадровый голод и обеспечить бесперебойные поставки товаров на всей территории страны.

Кадровый голод в российской логистике. Кто виноват и что делать.

«Очаковская Логистическая Компания» более 19 лет доставляет товары в торговые сети по всей России без штрафов и опозданий. Мы работаем 365 дней в году 24/7. Тарифы на наши услуги - прозрачные: никаких скрытых доплат. Оставляйте заявку, чтобы получить персональное предложение и скидку до 15% на первый заказ.

Начать дискуссию