Водитель автомобиля - престижная профессия. Возможно ли такое?

Читая заметки в СМИ по вопросу дефицита кадров в транспортной отрасли, часто встречаешь мнения такого рода: «Есть и исторические факторы (вызвавшие дефицит кадров) — например, проблему нехватки водителей грузовиков компании объясняют исключением профессии из системы среднего специального образования в 1990-е годы. Поэтому на рынке считают системным решением проблемы восстановления профильного образования в России и его адаптацию к современным стандартам, а также повышение престижа профессии водителя усилиями как самих компаний, так и государства».

Водитель автомобиля - престижная профессия. Возможно ли такое?

Но если уж про прошлое, давайте вспомним, как решался вопрос обучения профессии водителя до 90-х, скажем в начале 80-х. Если говорить об обучении в системе среднего специального образования, то оно происходило, в значительной части, на базе профессионально технических училищ - основы профессионального образования страны. На водителей в этой системе обучали как бы попутно, вместе с основной специальностью. Например, при обучении машинистов автокрана учащийся подготавливался к сдаче на права водителя категории С. В те годы уже была популярна шутка, что «водитель - это не профессия». Обучением водителей, как и сегодня, занимались автошколы, где была возможность обучиться категориям В и С, а также пройти обучение на более высокие категории Е и Д. Хороший шанс получить права на вождение грузовика давали военкоматы, обучающие будущих призывников по линии ДОСААФ. Что примечательно, обучение было только на грузовую категорию С и занимало всего 3,5 месяца в отличие от автошколы, где надо было учиться полгода, а, сдав самостоятельно вождение на легковом автомобиле, можно было получить те же права категорий В и С, как и после автошколы. Кроме того, для молодых людей, направленных по линии военкомата, это обучение было бесплатным с отрывом от основной работы и сохранением по месту работы половины средне сдельной оплаты труда. Уже в то время курсы по подготовке водителей автобусов организовывали автобусные парки, где даже никогда не сидевшие за рулем, могли обучиться и сдать сразу на права категории Д, что давало право работать в системе общественного транспорта водителем автобуса. Были и другие возможности обучения профессии водителя.

Система обучения водителей принципиально не отличалась от сегодняшней и точно не была «панацеей от кадрового голода». И в то время дефицит водителей автомобиля был более, чем серьезным. Особенно остро ощущался дефицит кадров в сфере общественного транспорта. Огромный дефицит кадров был в отраслях, связанных со строительством, добычей и переработкой полезных ископаемых, сельском хозяйстве. Да и в области междугородних перевозок все было совсем не радужно. Боролись с дефицитом по большей части, сегодняшними методами, поднимая заработную плату. Начинающий водитель карьерного самосвала мог зарабатывать порядка 300 рублей в месяц, водитель с большим стажем работы и высокой классностью 400-500, а это в 2-3 раза выше средней заработной платы по стране. Водители работающие, например, на северных стройках могли заработать и более 1000 рублей в месяц. Были и другие серьезные «плюшки», когда предприятия привлекали возможностью проработав определенное количество лет получить квартиру. На этом фоне уже не кажется, что у сегодняшних «дальнобойщиков» столь уж большие зарплаты. Привлекали возможностью работать на новых автомобилях или на редких тогда иномарках. Водитель в прошлом веке ценился не за умение «держать баранку», а за то как он умел ремонтировать и содержать автомобиль. Жалобы некоторых сегодняшних «профессионалов» о том, как тяжело менять колесо на трассе в мороз водители того времени просто бы не поняли. Хотя почему того времени? Ведь многие из водителей того времени до сих пор «в строю», благодаря хорошей современной технике и пресловутому дефициту кадров.

И еще немного о «повышения престижа профессии водителя автомобиля». Если быть серьезным, то невозможно сделать престижной массовую профессию. Престижным скорее может быть место работы, а не профессия сама по себе. Так, в советское время было престижно работать водителем «Совтрансавто», потому что это давало возможность в закрытой стране регулярно выезжать за границу, иметь от этого определенные преференции. Престиж работы водителем «Совтрансавто» был на уровне престижа профессии летчика гражданской авиации, моряка и сотрудника посольства. Водители со стажем и опытом соглашались ради возможности «мотаться в загранку» по несколько лет работать в должности низко квалифицированного механика по ремонту, или как тогда говорили «слесарем в яме» и терпеливо ждать возможности сесть за руль «Мерседеса» или «Вольво». С открытием границ весь этот престиж постепенно «улетучился». По своему менталитету большая часть водителей «казаки вольные», скорее привязаны к своим неформальным сообществам, чем к компании в которой работают и легко меняют место работы. В связи с этим, возможности компаний в подъеме престижа работы водителем более, чем скромные.

«Очаковская Логистическая Компания» более 19 лет занимается междугородними перевозками по России: о проблеме нехватки кадров мы знаем не понаслышке. Наше транспортное подразделение тоже испытывает трудности с набором новых водителей. Но желание и умение реально смотреть на ситуацию, создавать для наших водителей привлекательные условия труда и поддерживать здоровую моральную атмосферу в Компании позволяет удерживать в транспортном подразделении «костяк» коллектива и успешно выполнять заказы наших Клиентов.

Наше будущее в развитии беспилотного транспорта там, где это возможно и повышении стоимости труда тех, кто «за рулем». Понятно, что это всегда ведет к удорожанию перевозок, но нет другого пути к тому, чтобы начать ценить непростой и опасный труд водителя. Только дорогие перевозки позволят экономить самый дефицитный ресурс - время работы водителя автомобиля и этим увеличить коэффициент полезного использования транспортных средств. Сегодня немало среди водителей и случайных людей и настоящих профессионалов, для которых понятие «шоферской романтики» не пустой звук. Пусть в этой профессии остаются только те, кто ее действительно любит и понимает мир автоперевозок, а там глядишь и престиж поднимется.

Начать дискуссию